iSport

Гран-При Турции. События и люди

2011 г., 9 мая, 13:45
Космический корабль Red Bull RB7с Себастьяном Феттелем на борту легко и непринужденно выиграл третью из четырех состоявшихся гонок чемпионата мира 2011 года, еще раз дав понять, что соперников в борьбе за титул у него пока нет. Более благоприятной ситуации для немца придумать сложно и он, похоже, наслаждается своим положением, как когда-то это делал его соотечественник Михаэль Шумахер. 
 
Но долги ли так будет продолжаться? Марк Уэббер, Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо надеются, что нет, однако на сегодняшний день все, что они делают - воют между собой, отбирая друг у друга драгоценные очки, пока Себастьян уходит в отрыв. 93 очка из 100 возможных говорят о многом.
 
"Главный герой". Парадоксально, но Феттеля в Стамбуле не смогла остановить даже серьезная авария в пятницу, когда на мокрой от дождя трассе лидер чемпионата мира ошибся на выходе из восьмого поворота. На огромной скорости неуправляемый автомобиль бросило в металлический отбойник, превратив его в груду обломков. Механикам команды из Милтон-Кейнс (в том числе и тех, кто обслуживает Уэббера) пришлось немало поработать, чтобы восстановить машину Феттеля. Он пропустил не только первую, но и вторую пятничную тренировку, но, когда в субботу утром покинул боксы, поехал так, словно ничего и не было, словно он всю свою жизнь изо дня в день наматывал круги по Итсамбул-парку. 
 
В квалификации Феттель четыре десятых привез своему партнеру. В этот момент стало понятно, что при благополучном старте победе Себастьяна в Турции мало что может помешать. Так и получилось. Немец контролировал ситуацию от первого до последнего метра дистанции. Формально Уэббер финишировал всего в восьми секундах позади, а Алонсо в десяти, однако никто из них не угрожал лидерству немца. 
 
Отдельно хотелось бы отметить как всегда великолепный пилотаж Камуи Кобаяши. Из-за проблем с подачей топлива японец не смог принять участие в квалификации, но, даже стартовав последним, умудрился финишировать десятым, заработав одно очко. Камуи сдержал обещание, данное Петеру Зауберу перед стартом гонки.
 
"Антигерой". Многомиллионная армия болельщиков Михаэля Шумахера страдает от формы, которую демонстрирует сегодня семикратный чемпион мира. На фоне Нико Росберга он выглядит несколько бледно и часто совершает ошибки, которые не позволяют ему показать хороший результат. В Турции такой ошибкой стал контакт с Renault Виталия Петрова в самом начале гонки. Сломанное переднее антикрыло Mercedes GP отбросило Шумахера в самый конец пелотона, из которого он смог прорваться только на 12 позицию, поучаствовав еще в нескольких контактных сражениях.
 
Нет сомнений в том, что Михаэль до конца доработает свой контракт с командой и после 2012 года навсегда покинет кокпит боевого автомобиля Формулы-1. Он постарел и понимает это. Время нельзя остановить, но его опыт по-прежнему нужен Россу Брауну, чтобы однажды «Серебряные стрелы» выиграли чемпионат. Пусть это сделает Росберг. Даже в этом случае Шумахер почувствует облегчение, ведь он будет причастен к этому успеху. 
 
Ошибочно было бы утверждать, что Михаэль в Стамбуле оказался единственным, кто снова разочаровал. Не слишком приятно наблюдать за тем кошмаром, который происходит с Williams. Команда, считавшаяся когда-то непобедимой, катится в пропасть. Не помогает ей ни опыт Рубенса Баррикелло, ни деньги спонсоров Пастора Мальдонадо, ни мудрость Фрэнка Уильямса. Возможно, что-то изменится с приходом в команду новых людей, вроде Майкла Кофлэна, а пока результат неутешителен – четыре гонки, ноль очков.
 
"Дуэль". Из Стамбула пилоты McLaren Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон уехали разочарованными. Оба рассчитывали побороться за подиум, а получили лишь четвертое и шестое места. Льюиса подвел сначала ранний пит-стоп, а потом и заминка с креплением колеса, тогда как Дженсону гонку испортила неверная тактика. И все же, эти двое подарили нам, зрителям и болельщикам, несколько удивительных минут, когда сошлись в борьбе за пятую позицию в начальной фазе гонки. Я много мог бы написать о том, как это было, но, если откровенно, такие дуэли нужно видеть собственными глазами. Не поленитесь найти запись, и точно об этом не пожалеете.
 
"Техосмотр". В Pirelli сделали отличную работу, а FIA угадала с DRS. Это факт, но 82 пит-стопа и больше сотни обгонов, на мой субъективный взгляд, слишком много для одной гонки. В какие-то моменты Гран-При Турции на трассе творился такой хаос, что позавидовать ему могли даже безумные «покатушки» по примитивным американским овалам. Там, за океаном, болельщики приходят на трибуны, чтобы как следует набить желудок калорийными хот-догами, запить все это несколькими литрами разбавленного пива, да покричать от удовольствия, когда один из гонщиков разложит свой автомобиль о стену. Обгоны в этих соревнованиях – дело нехитрое, а потому обыденное и где-то даже скучное. Почти то же самое в минувшее воскресенье было в Стамбуле, и дело даже не в том, что обгоны превратились в банальщину, а в том, что гонщик, которого атакуют, не имеет ни малейшего шанса защитить свою позицию. Это противоречит духу Формулы-1, духу всего автоспорта, и с этим нужно что-то делать.
 
Многие думали, что в Австралии, где прямая старт-финиш не слишком длинная, DRS работала не слишком хорошо. Теперь же оказалось, что именно в Мельбурне ее использование было оптимальным. Обгонять было легче, но для этого гонщику нужно было что-то сделать помимо банального нажатия на кнопку, с которым справится любой школьник.
 
Командам вместе с FIA необходимо встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию. Четырех гонок достаточно, чтобы сделать выводы и проработать стратегию использования DRS на каждой конкретной трассе с учетом того, насколько быстро изнашиваются шины, обеспечивая существенную разницу в скорости и без подвижного элемента заднего антикрыла. Если не сделать этого сейчас, чемпионат, который обещает войти в историю как один из самых захватывающих, может оставить неприятный осадок.
 
"Перспектива". К большому сожалению, мы не располагаем информацией о том, как продвигаются переговоры между правительством Турции и Берни Экклстоуном о продлении контракта на проведение гонки. Формула-1 многое потеряет, если в следующем году не приедет на Истамбул-парк. Это одна из очень немногих трасс, которая по-настоящему удалась Герману Тильке. Она уникальна, в отличие от множества других, построенных знаменитым немецким архитектором.
 
Часто приходится слышать, что Гран-При Турции страдает от нехватки зрителей, и в этом Берни обвиняет организаторов, забывая, что это и его бизнес. Это бизнес всех, кто вовлечен в спорт, и все эти люди обязаны способствовать популяризации Формулы-1 в тех странах, где проводятся гонки. 
 
Когда-то Генри Форд сказал: "Экономить на рекламе - все равно, что остановить часы, пытаясь сэкономить время". Экклстоуну и его партнерам стоит серьезно над этим подумать.