iSport

Неблагодарное дело

2011 г., 17 марта, 15:11
Когда из уст гонщиков или руководителей команд Формулы-1 мы слышим реплики о невозможности делать прогнозы по результатам предсезонных тестов, мы раз за разом укрепляемся в вере, что так оно и есть. Кто из нас верит в то, что Toro Rosso может быть быстрее Ferrari? Нет, все это бесполезные цифры, не имеющие никакого отношения к реальности, ведь мы не знаем, кто сколько топлива залил в баки своих машин, какой тип шин использовал и вообще, не нарушал ли регламент, намеренно облегчив автомобиль, чтобы привлечь внимание спонсоров. Так думают многие, и, в принципе, они правы, но… Что если капнуть глубже? Что если забыть о тех таблицах, которые мы видим в лентах новостей, и вооружиться данными покруговой статистики? Умение читать между строк – вот ключ к разгадке!

Две первые тестовые сессии в Валенсии и Хересе дают не много пищи для размышлений. Команды только-только начали знакомиться со своими новыми автомобилями, причем, не все и не сразу, поэтому оставим их в покое и обратим свой взор на Барселону. На трассу в Каталонии участники 62-го чемпионата мира приехали с достаточным количеством информации для понимания сложившейся ситуации и собственного в ней положения.

В этом году предугадать расстановку сил как никогда сложно. Уж слишком много факторов влияет на время прохождения круга. К тому же, у каждой из команд есть внутренние проблемы. В McLaren, например, построили настолько радикальный автомобиль, что так и не смогли заставить его проехать полную дистанцию гонки. MP4-26 ломался неустанно и методично. Естественно, ни гонщикам, ни инженерам в такой ситуации не до рекордов. За все четыре предсезонные тестовые сессии команда намотала 4718 км. Меньше проехали только Virgin, Team Lotus и HRT.

С другой стороны, технические неисправности преследовали и другие команды, но это не помешало им преодолеть пять, шесть, а то и около семи тысяч километров, как в случае Ferrari. В Мельбурн они отправятся с гораздо более легким сердцем, чем McLaren, не опасаясь, что техника даст сбой в любой момент.

Надежность – важный элемент успеха, но далеко не единственный. Не будем забывать, что в Формулу-1 вернулась KERS. Для большинства из тех, кто ее использует, система стала новым опытом, приобретение которого требует времени, равно как и привыкание к управляемому элементу заднего антикрыла, но есть еще один фактор – фактор Pirelli, который превосходит по своей значимости все, что мы упомянули выше. Ничто в 2011 году не повлияет на скорость так сильно, как итальянские шины.

Спросите любого инженера Формулы-1, и он без лукавства ответит, что 80% времени на предсезонных тестах уделялось работе с шинами и их взаимодействию с шасси и гонщиками. При этом каждая команда работала по собственной программе. Отсюда и сюрпризы в результатах, ведь в тот момент, как Sauber и Toro Rosso занимались воспроизведением условий квалификации, Ferrari и Red Bull анализировали свою эффективность на длинных сериях кругов. Относительно длинных, поскольку вряд ли кто-то сможет сохранить даже жесткую смесь Pirelli в рабочем состоянии более чем 20 кругов. В Барселоне это лишь однажды удалось Team Lotus.

Судя по цифрам, которыми мы располагаем, расстановка сил в квалификации и гонке будет выглядеть несколько по-разному. В субботу, например, пилоты Red Bull должны быть быстрее Ferrari, зато в воскресенье Фернандо Алонсо и Фелипе Масса будут выглядеть лучше действующего чемпиона и его партнера по команде. Шасси Скудерии чуть бережнее относится к шинам, давая гонщикам возможность проходить круги немного быстрее.

Позади явных фаворитов – Renault, Mercedes GP и Williams, но в этой тройке только «Серебряные стрелы» могут похвастать равномерным отставанием от лидеров, как в квалификации, так и в гонке. Renault быстра на одном круге, но уступает на длинных сериях, причем, не только Mercedes GP и Williams, но и Sauber. Швейцарцы, в свою очередь, не будут блистать по субботам, а если вернуться к Williams, то инновационная FW33 по-прежнему остается загадкой. С одной стороны, у команды часто возникали проблемы, а с другой, время от времени Рубенсу Баррикелло удавалось проходить круги в отличном темпе. Если команде удастся закрепить эту тенденцию, она вполне сможет бороться за четвертое место в Кубке Конструкторов.

Приятным сюрпризом тестов стала Toro Rosso. В Фаэнце явно добились прогресса по всем направлениям. Во всяком случае, в начале сезона STR6 обещает выглядеть более быстрой, чем McLaren MP4-26, чего нельзя сказать о Force India. Похоже, кадровые перестановки и судебные дрязги сказались на проекте нового автомобиля, к характеристикам которого подбирается Team Lotus T128 Майка Гаскойна. Среди новичком прошлого сезона эта команда – явный лидер, поскольку прогресс Virgin минимален, а оценить новый болид HRT мы сможем только в Мельбурне.

Для большей наглядности мы подготовили таблицу примерной расстановки сил, составленную на основе анализа покруговой статистики двух тестовых сессий в Барселоне:

 

Квалификация

Гонка

Red Bull, Ferrari

Ferrari, Red Bull

Renault, Mercedes GP, Williams

Mercedes GP, Williams

Toro Rosso

Sauber

McLaren

Renault

Sauber, Force India

Toro Rosso

Team Lotus

McLaren

Virgin

Force India

HRT

Team Lotus

 

Virgin

 

HRT

 В итоге мы имеем более или менее ясную картину на первые несколько гонок, и она может сохраниться до тех пор, пока не начнется европейская часть сезона. К ней большинство команд подготовит серьезные обновления, что в разной степени повлияет на расстановку сил. Впрочем, уже в Австралии она может не совсем соответствовать тому, что мы предположили сегодня. За две недели, даже в отсутствии активности на трассе, инженеры Формулы-1 способны на многое. Кроме того, в Мельбурне будет теплее, чем в зимней Испании, и никто не знает, как поведут себя шины. Сомневаться не приходится только в том, что нас ждет увлекательное зрелище, триумфаторов которого сейчас не сможет назвать никто.

 Напоследок хотелось бы отметить, что в нынешнем году автомобили Формулы-1 стали медленнее, чем в 2010-м. Для сравнения, свой поул в Барселоне Марк Уэббер завоевал с результатом 1:19.995. Прошлогодние тесты на той же трассе закончились с лучшим временем 1:20.472, показанным Льюисом Хэмилтоном, а в этом году рекорд записал на свой счет Михаэль Шумахер - 1:21.268. Произошло это в предпоследний день, когда команда из Брэкли установила на W02 большой пакет обновлений. Red Bull и Ferrari, тем временем, не торопились раскрывать свои карты. Чья сильнее – узнаем менее чем через две недели.