Машина времени. Германия-2000
50-й сезон Формулы-1 закончился в Сузуке, где победу в гонке и в чемпионате добыл Мика Хаккинен. Финн в тот день стал двукратным чемпионом мира, а Феррари оформила завоевание Кубка Конструкторов. Но самый желанный трофей "красным" снова не удалось завоевать. Теперь все силы были брошены на следующий сезон. Михаэлю Шумахеру, который вернулся после двойного перелома, был полон сил и уверенности. Но в тоже время над ним со страшной силой давил груз ответственности - четыре сезона без трофея. Титул в 1999-м мог завоевать Ирвайн, но не сложилось. Или не суждено было сложиться - это тема скользкая. Ирландец провел рука об руку с Михаэлем те же четыре сезона, и вот пришла пора прощаться. На место второго номера в Феррари пригласили Рубенса Баррикелло.
Эдди Инвайн в свою очередь ушел в формально новую команду - Ягуар. Концерн Форд выкупил частную команду у Джекки Стюарта и дал новое имя команде. Тем самым владельцы автогиганта хотели прорекламировать имя "Ягуар" - оно было более близко европейцам. К тому же, в Формулу-1 вернулся знаменитый зеленый цвет, что придавало новый толчок британскому спорту. Напарником Эдди стал Джонни Херберт, который достался команде по наследству от Стюарта. Ранее партнером Джонни был тот самый Баррикелло, так что можно говорить о своеобразном обмене.
Ягуар был не единственным британским новичком. В межсезонье с командой Уильямс подписал контракт Дженсон Баттон - молодая надежда островитян. Его называли очень перспективным парнем, но реализовать стай талант он сумел лишь спустя десять лет. Но тогда об этом никто не знал - шла подготовка к сезону, который должен был стать новой страницей в истории противостояния Феррари и Макларен.
Сезон 2000-го года начался традиционно - первый ряд стартового поля в Австралии заняли пилоты Макларен. Подопечные Рона Денниса имели большое преимущество над соперниками, но сошли из-за отказа техники - выиграл гонку Михаэль Шумахер, который начал погоню за первым своим титулом в Феррари. В Бразилии снова победил Шумахер и пилоты Макларен не набрали ни единого очка. Мика Хаккинен и Дэвид Култхард проснулись только в Сан-Марино, но на подиуме между ними стоял все тот же Шумахер. Показалось, что теперь Михаэль будет громить соперников, но на следующих Гран-при все было не так сладко и перед Гран-при Германии (11-й этап из 17-ти) сложилась следующая ситуация в личном зачете: Шумахер - 56 очков, Култхард - 50, Хаккинен - 48, Баррикелло - 36. Перед домашней гонкой Шумахер дважды подряд не набирал очки и подпустил конкурентов на опасное расстояние - нужно было брать реванш.
Также стоит обратить внимание на промежуток между этапами в Австрии и Германии. На А-1 Ринге Мика Хаккинен выиграл гонку, но по ее завершению судьи обнаружили, что на компьютере в машине финна отсутствует одна из двух пломб ФИА. Последовало длительное разбирательство, и Жан Тодт даже успел написать письмо в ФИА - мол, дисквалифицировать надо Хаккинена. К счастью, судьи не купились на "рекомендации" Феррари и не оштрафовали Хаккинена - 10 очков было снято лишь с Макларена в КК.
Предгоночные заезды:
Уик-энд в Германии выдался дождливым - в пятницу дождь заливал буквально все. Пострадали даже зрители, которые хотели поуютнее устроиться в своих кэмпингах, но погода испортила им впечатление от первых дней уик-энда. Страдали так же и гонщики - ни одна из практик не прошла в стабильных погодных условиях. Да, это давало возможность проверить множество настроек, но и времени на все не хватало.
Победителем тренировочных сессий можно было считать Мику Хаккинена, который каждый раз оказывался в первой тройке, но Шумахер, Баррикелло и Култхард были совсем недалеко - разница была в десятых секунды, так что все должна была решить квалификация. Увы, но и там очень сильно вмешалась погода.
Когда загорелся зеленый сигнал светофора, над трассой не шел дождь - трек был более-менее сухим. По этой причине сразу все пилоты поехали на первую свою попытку - не было привычной отсидки и у фаворитов. Первая попытка лучше всех прошла у Дэвида Култхарда. Шотландец, благодаря более стабильной езде (местами на трассе было довольно скользко) оказался на промежуточном поуле, который через час превратился в итоговый поул.
Не всем так повезло, как шотландцу. Например, Френтцен выехал из боксов третьим, но срезал первую шикану (тогда Хоккенхаймринг был здоровенным кольцом с четырьмя прямыми и тремя шиканами, которые их соединяли) и "вышел" на первое место на треке. Судьи посчитали, что немец благодаря такому маневру получил преимущество в виде чистого трека и аннулировали его первый результат. Так же без времени оказались Физикелла и Баррикелло, которые оставили свои машины в гравии и побежали в боксы за запасными машинами. Итальянец успел быстрее и сумел завершить свой первый зачетный круг до начала дождя - он стал вторым с секундным отставанием от Култхарда!
А Баррикелло и Френтцен нарвались на дождь и рисковали не вложиться в 107% лимит. Два гонщика принялись ждать с моря погоды и таки дождались. Под самый конец квалификации дождь прекратился и благодаря этому Рубиньо и Хайнц-Харальд таки классифицировались в гонку. Правда, стартовали они одними из последних. Но было и еще одно важное изменение - Михаэль Шумахер в последней попытке показал второе время сессии, оставив позади Физикеллу и Хаккинена. Впереди был лишь Култхард - на тот момент главный преследователь.
Стартовая решетка: 1. Д. Култхард (Макларен), 2. М. Шумахер (Феррари), 3. Дж. Физикелла (Бенеттон), 4. М. Хаккинен (Макларен), 5. П. де ла Роса (Эрроуз), 6. Я. Трулли (Джордан), 7. А. Вюрц (Бенеттон), 8. Дж. Херберт (Ягуар), 9. Ж. Вильнёв (BAR), 10. Э. Ирвайн (Ягуар), 11. Й. Ферстаппен (Эрроуз), 12. Р. Зонта (BAR), 13. Н. Хайдфельд (Прост), 14. Р. Шумахер (Уильямс), 15. М. Сало (Заубер), 16. Дж. Баттон (Уильямс), 17. Х.-Х. Френтцен (Джордан), 18. Р. Баррикелло (Феррари), 19. П. Диниц (Заубер), 20. Ж. Алези (Прост), 21. Г. Маццакане (Минарди), 22. М. Жене (Минарди)
Гонка:
Перед гонкой трасса была сухой - уже несколько часов дождя не было, но он должен был пойти по ходу гонки. Одно было точно известно - на первых кругах его не будет, так что гонщики могли спокойно одевать псевдослики, а там смотреть за развитием событий.
Самый неудачный старт в гонке взял Шумахер-старший. Михаэль не только не сумел обойти Култхарда, но уже на стартовой прямой пропустил Хаккинена, который на старте вышел сразу на первое место! До первого поворота еще оставалось время и место и Шумахер хотел контратаковать, но на свою беду не заметил Физикеллу - немец просто блокировал Физику и тот влетел ему в хвост. Шумахер и Физикелла оказались в гравии и более старший пилот в своем стиле начал учить Джанкарло, как нужно ездить. Когда-то Шумахера таким же образом учил Сенна - немец впитывал все как губка и в дальнейшем сам применял такие ходы.
Со старта гонки лидерство захватили пилоты Макларен - Хаккинен шел первым, а Култхард отпускать его не собирался, удерживая расстояние в пару секунд. Но внимания они мало заслуживали - позади ехал человек, который на полтора часа стал первым номером Феррари. Рубенс Баррикелло выполнил очень удачный старт и на первом круге вышел на 9-е место. В тот момент Френтцен, который стартовал на одно место выше бразильца, застрял на 14-м месте, но вскоре также принялся за дело и начал обгонять соперников одного за другим. Рубиньо и Х.-Х. ехали такой разделенной парой очень быстро. Чуть лучше это удавалось пилоту Феррари - рекорд круга обновлялся каждый круг.
На 10-м круге дистанции (из 44-х) Баррикелло вышел на пятое место, но еще больше удивило то, что от пары Макларен он отставал всего лишь на десять секунд! И это при том, что он стартовал с самого хвоста и терял время на прохождении соперников. На 17-м круге, когда Рубенс шел уже третьим, он свернул в боксы - все дело было в тактике дозаправок. Бразилец, как и Хайнц-Харальд, шел по тактике с двумя дозаправками, а пилоты Макларен предпочли остановиться лишь однажды.
Баррикелло выехал из боксов на шестой позиции - тактика полностью себя оправдала. К тому же, через один-два круга Рубенс снова начал серию быстрейших кругов в гонке - он всячески хотел добраться до Макларен, но после дозаправки он отставал слишком много. В тот момент Рубенс не подозревал, что вскоре случится чудо.
На 25-м круге дистанции на трассу в Хоккенхайме выбежал посторонний человек в белой накидке - он протестовал против своего увольнения из компании "Мерседес". Надо сказать, что свой план он выполнил - на трассу была выпущена машина безопасности, и весь растянутый пелотон собрался в единую кучу. Больше всех в этой ситуации проиграл Дэвид Култхард - команда решила принять в боксах сперва Мику Хаккинена. Очень долгий круг позади машины безопасности и последующий пит-стоп отбросил Култхарда на шестое место. Сформировалась такая ситуация в гонке: Хаккинен, Трулли, Баррикелло (бразилец также выполнил пит и заправился до конца гонки), де ла Роса, Френтцен, Култхард.
Рестарт в гонке был дан только на 30-м круге - целых пять кругов понадобилось стюардам, чтобы отловить нарушителя порядка. А через два круга машина безопасности снова появилась на трассе - на этот раз произошел гоночный инцидент. Диниц перед третьей шиканой врезался в бок машины Алези и машины рассыпались на части - наиболее опасными элементами были два колеса, которые скакали по трассе. Через круг был дан рестарт, а через пару кругов гонщиков снова подстерегли неприятности - пошел дождь.
И тут вмешалось самое весомое качество Хоккенхайма - трасса была настолько растянута, что на одной половине (участок "Стадион") дождь шел, а на второй - нет. Гонщикам пришлось выбирать, и самое верное решение сделал Рубенс, который остался на сликах. Он мучился на последнем медленном секторе и проигрывал время, но на прямых компенсировал потери и довел дело до победы. Мика Хаккинен, который переобулся в дождевую резину, всячески пытался нагнать конкурента, но в итоге проиграл порядка семи секунд. Третьим финишировал Дэвид Култхард - шотландец переобулся чуть позже и это позволило ему немного улучшить свою позицию после рестарта. К тому же, за несколько кругов до финиша сошел Френтцен, который точно должен был финишировать в очках.
Факт: Рубенс выиграл гонку, стартовав с 18-го места. За всю историю Формулы-1 это третий показатель. Второе место занимает Билл Вукович - американец выиграл в 1954 Инди-500, которая тогда была частью календаря чемпионата мира. Тогда он стартовал с 19-го места. А рекорд принадлежит Джону Уотсону. В 1983 году в Лонг Биче состоялся уникальный Гран-при в истории. Пилоты Макларен (Джон Уотсон и Ники Лауда) стартовали с 22-го и 23-го мест соответственно и добыли для команды дубль. В тот день в одном круге с ними финишировал лишь Рене Арну на Феррари.
Факт: Перед победой Рубенса в Хоккенхайме бразильский гимн не играл без малого семь лет. В последний раз это случилось на Гран-при Австралии 1993 года, когда победу одержал Айртон Сенна. Рубенс - один из пилотов нового поколения бразильской школы, которые в детстве восхищались Сенной, как когда-то Айртон восхищался выступлением Фиттипальди.
Результаты гонки: 1. Р. Баррикелло (Феррари), 2. М. Хаккинен (Макларен), 3. Д. Култхард (Макларен), 4. Дж. Баттон (Уильямс), 5. М. Сало (Заубер), 6. П. де ла Роса (Эрроуз), 7. Р. Шумахер (Уильямс), 8. Ж. Вильнёв (BAR), 9. Я. Трулли (Джордан), 10. Э. Ирвайн (Ягуар), 11. Г. Маццакане (Минарди), 12. Н. Хайдфельд (Прост) Сошли: 13. Х.-Х. Френтцен (Джордан), 14. Й. Ферстаппен (Эрроуз), 15. Р. Зонта (BAR), 16. М. Жене (Минарди), 17. А. Вюрц (Бенеттон), 18. П. Диниц (Заубер), 19. Ж. Алези (Прост), 20. Дж. Херберт (Ягуар), 21. М. Шумахер (Феррари), 22. Дж. Физикелла (Бенеттон)
А потом...
... из четырех пилотов, которые были в 10 очках между собой после Гран-при Германии, борьбу за титул смогли повести лишь два - Шумахер и Хаккинен. Шумахер стал чемпионом за один этап до завершения чемпионата, но самый яркий эпизод произошел в Спа, когда Мика Хаккинен сделал свой самый знаменитый обгон в истории.