Райкконен: между Ралли и Формулой-1
Нынешняя его история началась в конце прошлого сезона - команда Феррари объявила о том, что они заключили "досрочный" контракт с Фернандо Алонсо. Это означало, что Кими Райкконену необходимо было выплатить компенсацию, чтобы от него не поступало никаких претензий. Подумать только, команда готова за деньги расторгнуть контракт с чемпионом мира! Очень сложно такое представить, но тому было две видимые причины.
Во-первых, финн в 2008 году выступал не в полную силу. Да, он побеждал, набирал очки, но огонь в глазах угас, и уже тогда приходилось задумываться над его гоночной судьбой. Следующий сезон вышел для Кими и для команды провальным. Новый технический регламент пришел в тот момент, когда в Феррари только-только начинала работу пост-Тодтовская команда. Вылилось все в непонятные тактические игры. В конце сезона финн ушел из команды. Даже победа в Спа не повлияло на это решение. Скорее всего, оно было принято еще раньше - слухи ведь ходили целый год...
Вторая причина - деньги. И деньги не Феррари, а одного испанского банка (думаю, лишний раз его рекламировать не нужно). Испанский пилот и тамошний же банк - прекрасный и выгодный дуэт. Трио тут ни как не могло получиться. Что из перечисленных пунктов весомее - сложно сказать. Вполне возможно, что один фактор (не обязательно конкретный из них) стал следствием другого. Ладно, история с Феррари осталась в прошлом, но что же было потом?
Кими осенью говорил о том, что выбирает между Ф-1 и WRC, не скрывая этого. С одной стороны был возможный контракт с Макларен, а с другой - желанное спокойствие в раллийном чемпионате. Официальное решение Кими долго не мог принять, но остановился все же на Ралли.
Итак, Кими начал свою карьеру в WRC. Прошло уже шесть месяцев, а его судьба на 2011 год остается неизвестной. Возможно, делается это для подогрева интереса - нет ничего приятнее обсуждения новых слов финна о том, что он думает, старается выбрать взвешенное решение и такое прочее. Я не удивлюсь, если решение он уже принял, но пока нам недоступна эта информация, попробуем взвесить два фактора: успешность и перспективность Кими в Ралли и вероятная команда Ф-1, куда он может перейти.
Начнем, как говорят, с главного. Сухая статистика Кими:
- принимал участие в шести этапах из семи (Ралли Новой Зеландии он пропустил)
- получил один сход в Мексике
- на трех этапах получал очки
- идет на 10-м месте в чемпионате и имеет в активе 15 очков (позади лишь пилоты более слабых классов)
Не густо, на первый взгляд, но возьмем лупу в руки и рассмотрим более детально его выступления. Все началось на снежном Ралли Швеции. Почти родные края встретили Кими неблагодушно - было сделано множество ошибок. Скользкие дорожки не позволили Райкконену выступать стабильно. На отдельных спецучастках он выступал очень достойно, показывая время в Топ-10, но ошибок было больше, и он накопил много секунд отставания. Но самая глобальная ошибка была допущена в первый же день - Кими налетел на сугроб и вынужден был доставал лопату, чтобы выгрести белые осадки из-под своей машины. Потратил он на это 26 минут. Но он должен был быть благодарен тому сугробу, который оставил его в пределах трассы и позволил продолжить гонку. Дальше было хуже.
Ралли Мексики - первый гравийный этап для Кими. Начало - впечатляющее. На первых шести спецучастках финн пять раз оказывался в первой десятке (технические проблемы на СУ2 не позволили ему везде финишировать в Топ-10). Проигрыш был значителен, но на тот момент было важно другое - Кими хотел попасть в Топ-10 и успешно делал это. А на СУ7 (снова роковым стал первый день!) за пару километров до финиша он вылетает в шпильке. В Мексике не было высоких снежных сугробов, поэтому финну пришлось разбить машину и прекратить выступление на Ралли Мексики. А вот дальше было веселее.
Ралли Иордании, Турции, Португалии Кими провел блестяще. Он везде финишировал в очках, а апофеозом стал гравийно/асфальтовый этап в Турции, где Кими смог показать итоговый пятый результат. Видимо, не зря вылетал Райкконен в Мексике - этот печальный опыт однозначно помог ему найти свой предел. Да, гравий во всех странах разный, но суть примерно одна и та же. А дальше был полностью асфальтовый этап в Болгарии.
Как не трудно догадаться, Кими в первый же день допустил ошибку - не справился с правым поворотом и улетел в лес, где сделал кувырок, а затем, не отходя от места преступления, дал журналистам свое любимое сухое интервью. Но эта ошибка стала досадным исключением из правил. Финн ехал по просторам Болгарии блестяще и даже боролся с Микко Хирвоненом. Кими мог запросто подарить для Ситроену итоговые Топ-5 мест (Лёб, Сордо, Сольберг и Ожье справились с заданием без ошибок), но все решила та самая ошибка. Неудача? Вот тут надо потерпеть. На гравии все начиналось примерно так же, а закончилось все очками. Впереди еще три асфальтовых этапа и даже нужно ожидать от финна пополнения копилки очков. В Формуле-1 на практиках тоже часто вылетают пилоты - они пытаются найти оптимальные траектории. Например, на "Арене" в Сильверстоуне на тренировочных сессиях допускал ошибку каждый пилот. А у Кими вместо зон безопасности - леса, сугробы, обрывы...
По результатам этих выступлений можно сказать, что светлое будущее Кими в Ралли есть. Да, он не скоро сможет побороться за победу в чемпионате, но этого никто и не ждет от него. Тем более, в эпоху Лёба, когда даже заядлые раллисты не могут ничего противопоставить эльзасцу. Поэтому, будет много плюсов в том, если финн останется в спокойном мире Ралли.
Это все хорошо, но сейчас нужно сказать "если вдруг Кими захочет вернуться в Ралли". Слабо в это верится, но все же... Вот даже Берни Экклстоун заговорил о том, что может обойтись без ГП Монако - тоже ведь нельзя было даже подумать о таком. Поэтому, рассмотрим варианты.
Наиболее обсуждаемой кандидатурой стал и долго еще будет "Ред Булл". Вы можете себе представить Кими, который после подиума в Монако бросался бы в бассейн возле моторхоума команды? Я - нет. А ведь в этом и вся фишка австрийцев. Еще и моторшоу разные. Вот Уэббер недавно имитировал пит-стоп на улицах Лондона. Шикарно вышло, но Кими тут причем? Финн, который всегда искал внутреннего спокойствия, вряд ли пойдет на это. К тому же, возникает вопрос - вместо кого? Уэббер подписан, а Феттеля на Райкконена менять нет смысла. Ведь эта команда не будет тем гигантом, который за любые деньги будет нанимать чемпионов мира. Это нью-йорская футбольная команда "Ред Булл" может подписать одного известного француза ради славы, но там ведь совсем другой рынок - совершенно другой мир. А в формулической команде предпочтут подписать молодого гонщика, которым когда-то был Феттель. Команда "Ред Булл" в Формуле-1 уже на слуху - какой смысл Матешицу тратить деньги на Кими, который совсем не похож по стилю поведения на команду в целом?
Феррари и Макларен можно отбросить сразу. Первые фактически выгнали Кими, а вторые уже имели опыт переговоров с Кими. Будет продолжение истории - вряд ли. Рено - не вариант. Во-первых, Кубица у них уже подписан, а на место второго пилота будут и другие претенденты. Тут бы заработать и дать одному из пилотов шанс проявить себя (фамилий называть не будем) или пригласить молодого пилота - в младших сериях гоняются д'Амброзио, Хо Пин Тун и Ян Хароуз. Выступают они не очень успешно, но с ними могут прийти неплохие спонсорские деньги. Хо Пин Туна, например, вообще сватали еще перед началом текущего сезона.
Но все же есть очень интересный вариант - Уильямс. Боссу команды не привыкать доставать из отпуска бывших чемпионов, поэтому не будет ничего удивительного в том, если финн придет именно в эту команду. Да, там будут совсем другие деньги, но и в WRC за неуспешное выступление не будут платить очень много. А Уильямс - всегда молодая и перспективная команда, которая живет исключительно Формулой-1. Есть еще один незаметный плюс - КЕРС. Кими ведь уже с ним работал в Феррари, поэтому может и подсказать кое-чего. Если Фрэнк Уильямс (или Адам Парр, который недавно занял пост председателя команды) сможет обеспечить финну хорошие условия, то - добро пожаловать!
Какой выбор сделает Кими, приходиться ждать, но в любом случае будет интересно понаблюдать за ним.