iSport

Гран-при Монако. Превью

2010 г., 13 мая, 10:45
Два месяца назад стартовал сезон Формулы-1 и тогда, в Сахире, открылись две проблемы - обгоны и круговые. На разных треках это решалось при помощи разных методов. Обгоны нам в основном дарила переменчивая погода, а широкая трасса позволяла медленным пилотам чувствовать себя комфортно при пропуске лидеров. Но вот все 24 машины приехали в Монако - невозможно пока представить, во что превратится гонка. Здесь и так места мало, так еще и колесная база машин увеличилась на десяток-полтора сантиметров. И хорошо еще то, что на старте чемпионата не нашлось места 13-й команде - было бы совсем интересно, включая поиск лишних квадратных метров для временных боксов на одной из улиц Княжества.

Давным давно...

Отношение к гонке у пилотов, как и у болельщиков, - особенное. Каждый пилот мечтает выиграть здесь и стать частичкой большой истории. Гран-при Монако входит в состав знаменитой "Триады", которую также составляют Инди-500 и 24 часа Ле-Мана. Именно гонка на берегу Лазурного побережья удостоилась такой чести, а не какая-то другая. Конечно же, в свое время значительную роль отыграл пиар, и теперь к одной из скучнейших гонок в чемпионате у болельщиков не такое плохое отношение. Возможностей для обгонов здесь практически нет - куда там, если вокруг самая узкая трасса в чемпионате, а по краям трека - отбойники. Малейшая ошибка - гонка закончена. Но добытая победа в таких условиях стоит очень многого.

О первых страницах в истории наш сайт детально рассказывал в серии "Легендарные гонки". Сейчас же стоит напомнить, что все началось в 1928 году, когда Энтони Ноджес, при поддержке принца Луи II, решил провести в Монако кольцевую гонку, а уже через год идея воплотилась в жизнь. Тогда уже существовало Ралли Монте-Карло, которое за все эти года получило свою отдельную историю, но хотелось масштаба еще больше. Помог Ноджесу и Луи Широн - славный гонщик довоенного времени. Он был точно лучшим пилотом из всех жителей Монако за всю историю. Луи сначала помог проложить трассу в своем родном городе, а затем выиграл третью гонку в истории своей крошечной страны - случилось это в 1931 году. Это был первый и пока последний раз, когда гражданин Княжества взобрался на верхнюю ступеньку импровизированного подиума на Гран-при Монако.

Романтика...

После Второй Мировой войны автоспорт начал набирать новые обороты. В 1948 году победу на этапе в Монако одержал Нино Фарина - будущий первый чемпион мира. А через два года началась новая глава в истории Гран-при Монако - этап чемпионата мира. На тот момент это гонка успела стать очень популярной, и не было сомнений в том, что сюда приедут лучшие на тот момент пилоты, которые будут бороться за чемпионство. 21 мая 1950 года в Монако прошел второй этап чемпионата мира. За неделю до этого Фарина стал победителем в Сильверстоуне, а его главный конкурент, Хуан Мануэль Фанхио, сошел с дистанции.

В Княжестве пилоты Альфа-Ромео обменялись любезностями, вот только причина схода Фарины удивительна. В поворот Табак на старте гонки хлынула высокая вода из бухты (тогда не было фактически никаких ограждений между трассой и заливом) и с этим не справились сразу 10 пилотов. Нино Фарина был среди них и провел на дебютном Гран-при Монако (в рамках чемпионата мира, конечно) только один круг из ста положенных. А Хуан Мануэль уверенно выиграл Гран-при, опередив Альберто Аскари на Феррари сразу на целый круг. А третьим призером в тот день стал Луи Широн. Победу здесь он одержал 20 лет назад, но просто не мог не принять участие в той исторической гонке, а тогда ему был уже 51 год.

В первые года проведения чемпионата мира этап в Монако не всегда входил в список зачетных гонок. Например, в 1951, 1953 и 1954 годах здесь были проведены гонки Формулы-2. Но начиная с 1955-го года Гран-при Монако является неизменной частичкой чемпионата мира. Чаще гонки Формулы-1 принимала лишь Монца, которая единожды лишилась такого из-за реконструкции в 1980 году. Гонка 1955 года в Монако вошла в историю грустными красками. На 80 круге гонки лидер Альберто Аскари ошибся в шикане и вылетел в залив. Итальянец долгих 30 секунд находился под водой, но все же показался на виду – и в итоге был спасен, доставлен в госпиталь. К сожалению, через несколько дней он погиб на тренировочной сессии своего друга в Монце. А победителем той гонки в Монако стал француз Морис Трентиньян.

Рождение Короля

Морис не добыл великих гоночных титулов, но в Монако сумел победить дважды - успех он повторил в 1958 году. Чуть ранее такого успеха добился Фанхио, который выиграл вторую гонку в Монако в 1957 году. Но тут же посыпались новые рекорды. Стирлинг Мосс, который был одним из лучших "нечемпионом" в свое время, до 1961 года выиграл в Княжестве уже три гонки. И это показать долго не устоял - в 1963 году в Монако победу одержал Грэм Хилл. Это была первая победа из пяти для британца - невероятный показатель. И добился он такого результата в период с 1963 по 1969 год. Тогда еще никто и не предполагал, что и этот рекорд не устоит. В 60-е Грэм стал настоящим королем Монако. Пять побед здесь, да еще и в романтическое время - очень дорогого стоит. А еще после этого Хилл выиграл гонку в Ле-Мане и Инди-500. Это значило, что он за свою карьеру смог победить на всех гонках "Триады" - достижение, которое никто не повторил и по сей день.

В 70-е года в Монако никто из гонщиков не захватил власть в свои руки. А вот за кулисами шли бои. До 1972 года в Монако существовало одно правило - не больше 16 пилотов должны были выйти на старт гонки. Берни Экклстоун, который тогда руководил командой Брэбхем, стал инициатором того, чтобы увеличить лимит. В итоге ему удалось добиться расширения стартового поля в Монако - лимит был увеличен сначала до 18, а затем до 26 пилотов. Все это проходило в жестких спорах, но в итоге коммерческая составляющая победила - количество рекламных площадей на Гран-при Монако увеличилось.

В 1982 году на Лазурном берегу прошла одна из самых интереснейших гонок. И виной тому послужило серия ошибок у лидеров. Сначала лидерство захватил Рене Арну, но на 15 круге он вылетел с трассы, уступив дорогу Алену Просту. Профессор не упускал лидерства вплоть до своего схода за четыре круга до финиша гонки - даже он не смог сохранить концентрацию, хотя до финиша оставалось совсем немного - порядка 6-ти минут. В лидеры гонки выскочил Риккардо Патрезе, который также не обошелся без неприятностей. За один круг до финиша Риккардо развернуло в шпильке и он пропустил вперед сразу двоих - Пирони и де Чезариса. Казалось, что вот она победа для Дидье Пирони, ан нет! Француз поскользнулся на масле в туннеле и на время потерял болид. В это время в лидеры должен был выйти Андреа де Чезарис, но и тут не сложилось - он повторил маневр Пирони. А в лидеры снова вышел Патрезе, который таки добыл свою первую победу в карьере.

И снова дуэль

В 1983 году победу в Монако одержал действующий чемпион Кеке Росберг, который передал пальму первенства в Княжестве дуэлянтам Просту и Сенне. Все началось с личной схватки в 1984 году. Тогда в дождевом Гран-при победу одержал Ален, но было очень много "но" в той гонке. Дебютант сезона Айртон на своем скромном Тоулмане сумел пробраться с 13-й стартовой позиции на вторую и начал быстро догонять Проста. Разрыв таял на глазах и в итоге приблизился к критической отметке, но главный стюард гонки, Жаки Икс, взмахнул клетчатым флагом на 31 круге гонки. Официальное пояснение - плохая погода. Условия действительно были ужасными, но проиграли в итоге многие, в том числе и лидер: Прост недосчитался очков в чемпионате (все заработанные очки в Монако были поделены надвое) и в итоге проиграл битву Лауде, а Сенна не добыл такую близкую первую победу.

После той славной гонки Ален добыл еще три победы в Монако, но все же главным героем стал Айртон Сенна. Волшебник одержал здесь шесть побед в период с 1987 по 1993 года - 6 из 7! Но есть еще два интересных момента в этой статистике. В 1988 году, когда победу одержал Прост, 66 первых кругов лидировал Сенна - он добыл очередной поул у уверенно шел к победе, но ошибся в Портье перед входом в Туннель. Но и повезло однажды в Монако Сенне. В 1992 году пять побед на старте сезона одержал Найджел Мэнселл и в Княжестве шел уже к шестой. Но за семь кругов до финиша гонки британец вынужден был ехать на пит-стоп за новым колесом. Биг Найдж потерял не только время, но и победу, которую одержал Айртон Сенна. В 1993 году бразилец вновь оказался сильнейшим и победил грозный Уильямс. Увы, но больше на Гран-при Монако Айртон Сенна не участвовал... Жители Монако его очень любили. Однажды, после очередной победы Айртона Сенну остановила полиция за то, что ехал на своем мотоцикле без шлема. Разговор с правоохранительными органами на долго не затянулся - его быстро отпустили, узнав, кто это такой.

Наше время

Новым королем Монте-Карло в 90-е стал Михаэль Шумахер - на его счету пять побед. Последнюю из них он добыл в далеком 2001 году, а затем прославился лишь бесславным поступком на квалификации 2006-го года. Тогда он решил остановить машину в Расскасе и помешать соперникам проехать свой последний быстрый круг. Стюарды в итоге лишили Михаэля поула, наградив пятью штрафными позициями на старте.

В разное время на Гран-при Монако появлялись свои новые короли. В последнее десятилетие лишь Фернандо Алосно и Дэвиду Култхарду удалось добыть по две победы. А последних два Гран-при выиграли нынешние пилоты Макларен. Британская команда сейчас находится в хорошей форме, вот только поможет ли им новый воздуховод на узких улочках? В прошлом году Кими Райкконен использовал KERS, который на всех трассах давал преимущество на старте. Исключение было лишь одно - Монако. Кими не только не улучшил второе стартовое место, но и проиграл позицию перед Сен Дево. Конечно, прямого сравнения с воздуховодом Макларена здесь нет, но все же - добро пожаловать в Монако.

Гран-при Монако. Статистика:

Количество кругов - 78
Длина круга - 3,340 км
Рекорд круга в гонке - 1:14,439 Михаэль Шумахер (2004)

Победители последнего десятилетия:

2000 - Дэвид Култхард (Макларен)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Дэвид Култхард (Макларен)
2003 - Хуан Пабло Монтойя (Уильямс)
2004 - Ярно Трулли (Рено)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Фернандо Алонсо (Макларен)
2008 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2009 - Дженсон Баттон (Браун)