Гран-при Малайзии. Превью
А вот история Гран-при Малайзии началась намного раньше. В 1962 году на трассе Томсон Роуд, которая находилась на территории Сингапура, прошел этап в серии Формула-2. Но в 1966 году здесь провели Гран-при Сингапура, и малазийцам пришлось искать новое место для проведения национального этапа. Для этого был построен новый трек в Шах Аламе и уже в 1968 году на нем был проведен первый Гран-при. Однажды трассу пришлось перестраивать. В 1977 году в результате аварии погибло шесть детей, поэтому нужно было усовершенствовать зоны безопасности вокруг трассы. Это было сделано довольно быстро, уже в следующем году этап не был перенесен. Поочередно в Малайзию наведывались гонки в сериях Tasman, Formula Pacific, Formula Holden. Длилось это до 1995 года. В 2005 году трасса была продана, и по проекту на ее месте должен появиться новый жилой комплекс.
Три года в Малайзии не проводился Гран-при, но в 1999 году сюда приехала Формула-1. Новая трасса была построена всего за 14 месяцев и тогда среди всех остальных была самой современной. И паддок, и трибуны, и подъездные пути были на высшем уровне. Даже месторасположение трассы было идеальным - через дорогу от международного аэропорта. Для огромной массы болельщиков это большое преимущество, ведь они могут улететь на родину прямо с гонки. Ну и отдельных слов заслуживает трасса - она тоже в чем-то уникальна.
Трасса у Тильке получилась необычайно широкой и скоростной. Здесь пилоты редко задумываются над тем, как увеличить прижимную силу, ведь прямых здесь очень много. И потеря времени на них обойдется дороже, чем выигранные секунды в медленных поворотах. Соответственно, и возможностей для обгонов на трассе очень много. Это минимум четыре точки - после длинных прямых следуют точки сильного торможения, где пилотов ожидает интереснейшая борьба. Благодаря широкой трассе гонщику, который уступил свою позицию, предоставляется возможность сразу перекрестить траектории - практически все зависит от мастерства. Да еще и нужно скорость сохранить, ведь есть шанс потерять время на разгоне.
Первый этап в Малайзии вошел в историю Формулы-1, как один из самых скандальных. Поначалу все складывалось неплохо. Тогда в гонки вернулся Михаэль Шумахер, который долгое время залечивал перелом ноги, и помог своему напарнику по команде одержать уверенную победу. В ход пошла командная тактика - Михаэль на четвертом круге пропустил вперед Ирвайна и начал сдерживать конкурентов. Затея оказалась правильной, "красные" сделали дубль на первой гонке в Сепанге. Но через несколько часов стюарды гонки приняли решение о дисквалификации Феррари из-за нарушения технического регламента - камнем преткновения стали дефлекторы. В тот момент Мику Хаккинена объявили чемпионом, но через неделю в Париже с конюшни из Маранелло сняли штраф и вернули чемпионскую интригу на Гран-при Японии.
В 2000 году Гран-при Малайзии закрывал чемпионат мира, но чемпионской борьбы здесь не вышло - Михаэль Шумахер приехал в Сепанг в ранге досрочного чемпиона мира. Именно он и выиграл гонку в Малайзии, воспользовавшись штрафом Мики Хаккинена по ходу гонки. А на следующий год произошла самая важная на данный момент перемена - этап перенесли на раннюю весну. Кажется, что здесь нет ничего сверхъестественного, но именно это обстоятельство дарит нам практически каждый год капризы погоды. В этот период над полуостровом часто идут тропические ливни - они могут продлиться и пять минут, но трасса за это время успеет промокнуть до нитки. Это невероятное испытание для гонщиков, а победителем выйдет истинный счастливчик или гений в умении прогнозировать погоду.
Уже в 2001 году погода дала о себе знать. Гонка началась с уверенного преимущества Феррари, но в один момент оба "красных" пилота в одном и том же повороте вылетели с трассы - внезапно начался дождь. Шумахер и Баррикелло сумели не только вернуться в гонку, но и выиграть ее. И вот уже 10 лет подряд погода является одной из самых главных загадок Гран-при. Дождь может пойти в любую минуту - тут даже сверхновые методы прогнозирования погоды на командных мостиках могут ошибиться. Сначала говорят о дожде через пять минут, потом еще через пять - угадать могут немногие. Ну а те, кто угадал, забирают с собой из Малайзии хороший очковый запас, а то и подиум. Как, например, Ник Хайфельд в прошлом году. Его БМВ была отнюдь не главным фаворитом гонки, но он в каждый момент изменения погоды делал правильный выбор и закончил гонку на второй позиции. Так может повезти каждому и в то же время - может не повезти явному фавориту гонки. Вот и на этот уик-энд синоптики говорят о том, что пойдет дождь. Это хорошо для интриги, но с недавнего времени в Малайзии появилась одна особенность.
С прошлого года Гран-при превратился в вечерний. Сначала была задумка провести вторую в чемпионате мира ночную гонку, но в итоге сошлись на том, что она будет проходить в сумерках. Но эта идея себя не оправдала. В 2009 году во время гонки пошел сильнейший ливень, что заставило гонщиков сильно нервничать - дождь и заходящее солнце никак не могли радовать гонщиков. Но был и особый случай, который уже вошел в летопись Формулы-1. Фелипе Масса нервно говорил по радио, что он ничего не видит и ему срочно нужен новый визор. И вот тут Роб Смэдли, гоночный инженер Феррари, выдал гениальную фразу: "Felipe, baby, stay cool!" - фраза в переводе не нуждается, поскольку из нее уйдет весь сок.
На этот раз Масса приехал в Малайзию одним из фаворитов. Феррари сейчас находится в хорошей форме, и на двух предыдущих этапах сумела приехать дуэтом в хороших очках. Пока они возглавляют оба зачета чемпионата мира и есть хорошие шансы сохранить свои позиции после гонки в Сепанге.
А среди соперников у Феррари ходят прежние представители - Ред Булл, Макларен и Мерседес. У этих четырех команд кроме старых проблем есть еще и новая - Рено. Французская команда выглядит полной загадкой. Успех в Мельбурне можно списать на случайность, но в тоже время успех достаточно закономерен. Поэтому борьба за победу и без дождя будет интереснейшей. Чемпионат уже стартовал, но пока ответ нашелся лишь на несколько вопросов, а новых добавилось еще больше.
Гран-при Малайзии. Статистика:
Количество кругов - 56
Длина круга - 5,543 км
Рекорд круга в гонке - 1:34,223 Хуан Пабло Монтойя (2004)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Ральф Шумахер (Уильямс)
2003 - Кими Райкконен (Макларен)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Фернандо Алонсо (Рено)
2006 - Джанкарло Физикелла (Рено)
2007 - Фернандо Алонсо (Макларен)
2008 - Кими Райкконен (Феррари)
2009 - Дженсон Баттон (Браун)