В ожидании... Годо? Часть 2
А вот если согласится... Очевидно, что вторая формулическая попытка Шумахера не будет совершенно безоблачной, а трассы — устлаными лепестками роз. Такого практически не было даже в лучшие сезоны, что уж говорить о дне сегодняшнем. Поэтому воленс-ноленс возникает необходимость поговорить о тех плюсах и минусах, которые ожидают Шуми в сезоне-2010.
Начнем с плюсов. Разумеется, никуда не делись шумахеровские опыт, мастерство, талант и харизма. Этот тот багаж, который, как говорится, за спиной не носить, но он всегда пригодится. Вряд ли кто-нибудь в современной Формуле-1, кроме, может быть, Фернандо Алонсо, может хотя бы попытаться потягаться с Шумахером в этих компонентах. Но плюсы эти в некоторой степени потенциальны, а вот чтобы превратить их в реальные, нужно будет приложить некоторые усилия. Не думаю, что эта задача для Шумахера станет непосильной -= поэтому просто констатирую факт: все это есть, надо только использовать.
Плюсы Мерседеса. Во-первых, Росс Браун. Этот человек строил для Михаэля чемпионские болиды не только в Феррари, о чем помнят все, но и в куда более скромном Бенеттоне. Опыт совместной работы у Шумахера и Брауна просто колоссальный. А как Росс умеет готовить машины, мы все увидели в 2009-м. Конечно, сделаем скидку на особенность сезона, но факт остается фактом — BGP-001 были очень хорошие болиды.
Да и сама команда, есть подозрение, будет готова к приходу Шумахера и начнет работу в привычном для Михаэля по золотым феррарийным временам стиле если не с первого этапа, то в самом скором времени. Здесь можно упомянуть и о надежности мерседесовского мотора, который по праву считается лучшим двигателем современной Формулы-1. Думается, если шасси будут заниматься люди из той же конторы, которая довела почти до совершенства моторы, это пойдет исключительно на пользу. Да и у Брауна своя команда имеется. Если не перегрызутся, то все будет более чем нормально.
Изменения в техническом и спортивном регламенте — фактор, который может сыграть как на руку Шуми, так и против. Сейчас упомянем положительный аспект, ниже вспомним об отрицательном. За последние, пост-шумахеровские годы, изменения в правилах были практически перманентным явлением, поэтому привыкать к ним придется не только «новичку», но и всем остальным. А как это иногда получается, мы уже видели на примере грандов-2008 в 2009-м.
Одно изменения хочется выделить особо. Не столько из-за его реальной значимости, сколько из-за символичности ситуации. Хотя — как знать, как знать... Речь идет об отмене дозаправок. Дело в том, что Шумахер в случае своего возвращения окажется одним из всего двух пилотов (второй, как вы понимаете, Рубенс Баррикелло), которые еще помнят, как это — ездить в Формуле-1 без дозаправок. Более того, Михаэль не просто ездил и зарабатывал очки, он еще и побеждал в таких условиях. У остальных такого опыта — как минимум в главной гоночной серии — нет. Сейчас невозможно спрогнозировать, как именно скажется этот фактор на результатах, но то, что этот опыт немцу не помешает, однозначно. А то, глядишь, и поможет.
С плюсами разобрались. Минусов, как водится, больше. Начнем с самого простого — возраст. Это в те годы, о которых не так давно писал в серии «Великая история Формулы-1» Дима Левчук, можно было выигрывать и 40 лет. Сейчас времена изменились, победители Гран-при все молодеют и молодеют. А 37-летний Рубенс Баррикелло выглядит на их фоне просто-таки мастодонтом, ископаемым артефактом из былых времен. И уже как-то подзабылось, что в середине 90-х титул выиграл Дэймон Хилл, который на момент триумфа был всего на год младше нынешнего Рубиньо...
Но возраст — дело такое (хотя и куда более серьезное, чем в других видах спорта). А вот отсутствие серьезной гоночной практики в последние три года — это действительно серьезный аргумент. И поэтому слухи, которыми полнятся формулические паддоки, вовсю вещают об усиленных тренировках потенциального возвращенца. Действительно, ему есть что наверстывать. И не факт, что он сумеет наверстать все до начала чемпионата.
Причин тому несколько. Во-первых, пресловутый запрет на тесты. Да, на сезон-2010 он будет чуточку смягчен, но именно что чуточку. Да, перед началом сезона у Михаэля будет время, чтобы притереться к своему новому "скакуну". Но — так ли было во времена его триумфа? Разумеется, нет. А в 2009-м ему — Ему! — не разрешили даже один день тестов на действующем болиде. Да и сейчас ему, по неофициальной информации, придется возобновлять свои навыки на машине, которая гоняется в GP2. Извините, но это не тот уровень — болиды "двойки" и Королевских гонок отличаются достаточно серьезно, это вам любой формулический выходец из GP2 подтвердит.
Во-вторых, вспоминаем изменения в регламентах. В частности, техническом. Да, к изменениям в конструкции болидов приноравливаться приходится всем. Но конкуренты, в отличие от Михаэля, делают этот уже четвертый сезон кряду, и это сглаживает картину — а для Шумахера разница между Феррари-06 и Мерседесом-10 будет достаточно серьезной. Опять-таки, это больше рассуждения, чем утверждения — возможно, немец со старту поедет так, что остальным придется только дышать в спину — но эти рассуждения имеют под собой достаточно твердую почву.
Кроме различиях в болиде, серьезные изменения претерпела и сама Формула-1. Это и уже упоминаемый запрет на тесты, и регламентация использования двигателей, с чем Михаэлю не приходилось сталкиваться в предыдущей жизни, и возможное бюджетное урезание, что тоже скажется на технической части процесса. Да, это не критично, особенно для столь талантливого гонщика — но на все это надо время. А результат от семикратного чемпиона, подозреваю, начнут требовать сходу. Как минимум его многочисленные фанаты. А то и руководство Мерседес.
Как я уже говорил, для Шумахера болид-2010 будет более «чужим», чем для его конкурентов. И самое время поговорить о них, о конкурентах. Возьму на себя смелость заявить, что такой ситуации, как ожидается в новом сезоне, у Михаэля никогда не было. Фактически, до начала тестов и чемпионата, у Шумахера есть целых пять (!!!) серьезнейших соперников. Да, Баттону в Макларене и Алонсо в Феррари тоже нужно будет время для адаптации — но как минимум испанец уже продемонстрировал, что для него новая команда это совсем не проблема. И не будь у него в партнерах-соперниках Хэмилтона, чемпионом-07 стал бы совсем не Кими Райкконен... А вот самому Хэмилтону, Массе (сделаем маленькую поправочку на его травму, но она вроде бы как уже в прошлом) и Феттелю ничего менять не надо. Они в своей стихии, они умеют побеждать и знают, как это надо делать. Чемпион мира и два вице-чемпиона последних лет — более чем серьезные соперники.
Вообще, у Шумахера никогда не было в соперниках сразу троих чемпионов мира. Никогда. Даже в 1993-м — там только Сенна с Простом (разумеется, эти два пилота — это далеко не «только», но формально их было только двое). Что уж говорить о более позднем времени. А чемпион мира — это не просто титул, это, извините за пафос, иная философия. Философия, которую исповедовал сам Шумахер, и против которой ему придется бороться.
Поэтому считаю, что 5 серьезных конкурентов, из которых 3 уже познали вкус чемпионства — это преграда, которая очень даже может стать непреодолимой. Причем даже в отдельных гонках, не говоря уже о всем чемпионате. Для того, чтобы превзойти своих более молодых соперников, Михаэлю придется демонстрировать свой высочайший уровень. Сможет — честь и хвала.
Возвращаясь к изменениям в регламенте, можно вспомнить и такой фактор, как появление в календаре ряда трасс, на которых Шумахер никогда не гонялся. Это Валенсия, Сингапур, Абу-Даби и Корея (этот автодром, справедливости ради, будет новым для всех). А еще есть Турция, где немец провел всего одну полноценную гонку. И Китай, где из трех Гран-при Шумахер доехал до финиша в победном круге только раз. Эти нюансы, конечно же, не станут определяющими для такого мастера, как семикратный чемпион мира, но подпортить результаты могут.
Определенные сомнения, при всей немецкости новой команды, вызывает и болид. Как ехали болиды Росса Брауна во второй половине 2009-го, еще никто не забыл. Сейчас еще невозможно сказать, сумеет ли Браун создать болид, не повторяя прошлогодних ошибок. Но с учетом того, что это будет формально новый, первый болид для команды — полезно вспомнить дебют Михаэля в Феррари. Всего три победы в 1996-м после фееричного второго чемпионства. И это при том, что конкурентов у него тогда было всего два (из одной команды), а не пять (из трех). А из первых десяти гонок пять закончились сходами. Да, это не Феррари, а Мерседес, да и на дворе не 1996-й, а 2010-й — последние годы вообще отличаются исключительной надежностью любых болидов, за редким исключением. Но полностью сбрасывать со счетов и этот фактор нельзя.
Ну, и, возможно, самое главное. Как я уже говорил в первой части, психологическое давление на Шумахера будет просто-таки колоссальным. Семикратный чемпион мира, на чемпионском болиде, с лучшим в Формуле-1 мотором — ну чего от него еще требовать, как не победы в каждом втором Гран-при? И если, в силу вышеперечисленных ли моментов, либо каких-то иных, не отмеченных нами, что-то пойдет не так... Конечно же, ситуация с Простом в 1993-м была немного иной: там наличествовал и харизматичный Фрэнк Уильямс, который без пиетета относился к любым пилотам и перед Аленом без сожаления расстался с новоиспеченным королем, Найджелом Мэнселлом. У Шумахера с Брауном наверняка совсем иные отношения. Да в соперники Просту готовили не кого либо, а его главного соперника (и одновременно друга) Айртона Сенну. Все это безусловно повлияло на решение великого француза покинуть Формулу-1. Но точно так же повлияло и постоянное давление — в случае любой, даже малейшей ошибки, причем не только по его вине, но и, например, команды или болида.
Нечто подобное ждет и Шумахера, прими он решение вернуться в Королевские гонки. И к этому он должен быть готов едва ли не в первую очередь. Ибо он, как и Прост, сможет объяснить все — но в ответ все равно получит: "Так ты же чемпион! Великий гонщик! Ты ОБЯЗАН побеждать!".
И напоследок попытаемся спрогнозировать, чего же нам ждать от пилота Мерседес Михаэля Шумахера в сезоне-2010. Итак, по нашему скромному мнению, при условии достаточности готовности команды и болида... Касательно старта чемпионата задачей-минимум будут стабильные доезды в очках (по старой, 10-8-6 — схеме), задачей-максимум — попадания на подиумы. Если же говорить обо всем чемпионате, то минимальным уровнем результатом для Шумахера станет победа хотя бы в одном Гран-при, максимальным — борьба за место в первой пятерке или даже тройке. О чемпионства помолчим. Пока. Давайте дождемся хотя бы первого этапа операции "Возвращения" - подписания контракта. А дальше еще будет о чем поговорить. Это же Шумахер!