iSport

В ожидании... Годо? Часть 1

2009 г., 19 декабря, 14:47
Слухи о возвращении на трассу самого титулованного пилота Королевских гонок всех времен, обладателя почти всех мыслимых рекордов Михаэля Шумахера. Об этом мы и поговорим.

Шуми мог вернуться в Формулу-1 еще в прошлом сезоне, сменив в кокпите родного красного болида травмированного Фелипе Массу. Тогда не сложилось. Официальной причиной отказа Михаэля от возвращения стали проблемы с шеей, которые немец заработал еще в феврале, упав с мотоцикла.

И вот новый виток слухов и сплетен вокруг персоны Красного барона. Причем слухи и сплетни эти таковы, что Шумахер может лишиться этого гордого звания — ведь если он и вернется в Формулу-1, то не в Скудерию, а в заводскую команду Мерседес. Стоит отметить тот факт, что в этот раз — в отличие от ситуации с Массой — разговоры о рестарте Шуми куда массированнее, серьезнее и убедительнее. И хотя сам герой пересудов пока что никак не комментирует возможные изменения в своем ближайшем будущем, неофициальной информации более чем достаточно. Называется даже сумма, которую Мерседес готов платить семикратному чемпиону мира — причем в разных источниках она совершенно разная, от 3,5 до 20 миллионов евро.

Насколько правдивыми окажутся все эти слухи, сплетни и досужие разговоры, мы узнаем, скорее всего, после Нового года. А пока давайте поразмышляем над перспективами возможного возвращения Михаэля Шумахера. Начнем с простого, но едва ли не главного вопроса — кому это выгодно, а кому не очень?

Прямая выгода имеется, в первую очередь, у Мерседес — как гоночной команды, так и всего концерна. Повышенное внимание, шикарный пиар — уже одного этого вполне достаточно для уверенного дебюта в Формуле-1. Плюс к тому же Мерседес ГП получит опытного, квалифицированного гонщика, который может повести ее к высотам уже в премьерном сезоне. Спонсорам команды также на руку столь раскрученное имя — наверняка у них имеются виды на фамилию "Шумахер" в контексте своего сотрудничества со швабами.

Однозначно выгодным станет возвращение Шумахера и для руководства ФИА, а также Берни Экклстоуна. Формула-1, да и вся автоспортивная федерация, нуждается в создании нового положительного имиджа — поэтому "новый" Михаэль может стать прекрасным олицетворением "новой" Формулы. Да и Жан Тодт сможет при желании и грамотном пиаре занести этот трансфер себе в актив, все-таки он и Михаэль не чужие друг другу люди, поэтому наверняка общались в контексте принятия окончательного решения. А хитрый Берни просто сможет выбить из всех участников побольше денег. Как же, к вам на автодром сам Шумахер пожалует — так что раскошеливайтесь, господа хорошие! Весьма действенный аргумент, например, для строптивой Турции, конфронтация с которой как раз в этот момент набрал силы.

О спортивной, да и околоспортивной прессе и говорить нечего — такой шикарный информповод! Даже если в 2010-м больше ничего грандиозного не произойдет, уже можно будет считать, что сезон удался. Представим себе на секундочку, что Михаэль таки вышел на старт в 2009-м, да еще и выиграл хотя бы одну гонку. Это автоматически вознесло бы его как минимум в тройку главных событий чемпионата. А с учетом такого чемпионства, которое завоевал Баттон — и вовсе на первое. Утверждение спорное, но наверняка найдутся его сторонники. С учетом фанатского корпуса МШ, их количество должно быть внушительным.

Еще одна категория, которой выгодно даже не само возвращение, а хотя бы разговоры о нем — бывшие участники Королевских гонок, в особенности соперники и партнеры Шумахера. Мика Хаккинен, Эдди Ирвин — много вы встречали упоминания этих фамилий на лентах новостей до начала шумахеромании? А теперь есть вполне легальная возможность там появится со своим "Почему я считаю, что ему надо (не надо) возвращаться".

Особенно меня умилила фигура Йоса Ферстаппена — как же, он же с Самим гонялся в одной команде. Ну да, неполный сезон-94, набрал на 80 с лишним очков меньше, чем Сам (а вообще  в его активе 17 жалких очков). Но ведь ПАРТНЕР, почему бы не спросить! Тогда уже надо и Бертрана Гашо проинтервьюировать — ведь это еще более значимый персонаж в карьере Шумахера. Не будь у Гашо в голове соответствующих тараканов, мир бы не увидел МШ — как минимум, тогда, когда увидел. И плевать, что сам по себе Гашо ничего как формулический персонаж не представляет (5 очков за 84 гонки).

Теперь поговорим о тех, кому возвращение Короля не то чтобы прямо уж так выгодно, но определенный интерес имеется. Это все остальные команды Формулы-1 (кроме грандов) и их спонсоры. Интерес здесь, конечно, весьма косвенный — мол, с приходом в чемпионат столь внушительной персоны интерес мгновенно вырастет к всей серии, стало быть, и нам кой-чего перепадет. Ну, во всяком случае, ни Лотусу, ни Вирджину от появления Шумахера хуже не станет — вряд ли они будут конкурировать с Мерседес. А пилотам этих команд, особенно молодым, не заставшим немца на трассе, даже полезно будет поучиться у него чемпионскому стилю пилотирования. Ведь поучиться есть чему, как бы кто не относился к Шумахеру за все его проделки.

Гранды и потенциальные чемпионы-2010, Макларен и Ред Булл (и их пилоты). Здесь, конечно, ситуация однозначна — появление конкурента, который если и не сможет навязать борьбу во всем чемпионате, то в отдельных гонках сможет помешать достижению максимального результата, не может быть на руку. То же касается еще одного фаворита, Феррари, но здесь ситуация усложняется. Во-первых, появление Шумахера в Мерседес означает, что Скудерия своими собственными руками усилила немецкую команду — Шуми-то у них на контракте был! Во-вторых, конечно же, конкуренция. Но есть и положительный момент, хоть и весьма спорный — игра на имидж. Феррари (времен Шумахера, кстати) создала вокруг себя ореол одиозности, превратившись чуть ли не в империю зла. А здесь такой шикарный, благородный жест. Правда, Шпильберг-2002, Инди-2005 и другие черные страницы в истории Скудерии потихоньку зарастают паутиной, поэтому, возможно, позитивный эффект от ухода МШ будет не столь значимым, как мы предполагаем. Но то, что он будет, сомнений практически не вызывает.

Среди действующих гонщиков Ф1 есть несколько человек, которым появление в Мерседес семикратного чемпиона прямо невыгодно. Во-первых, это Ник Хайдфельд. Он, к слову, честно заявил, что является претендентом на место рядом с Росбергом, поэтому против возвращения Шуми. Также Михаэль может перейти дорогу Роберту Кубице — существует вероятность того, что поляк рассторгнет контракт с Рено и станет претендентом на место в Мерседес. Тем более, что опыт работы с немецкой командой у него имеется, и опыт этот — не считая последнего провального сезона — очень и очень хорош. Да и сам Кубица, говоря откровенно, куда более привлекательный персонаж, чем тот же Хайдфельд. Сам Роберт пока никаких заявлений не делал, но продолжаем держать его в уме. Еще модно вспомнить Сутила, который тоже высказался резко негативно в отношение Шумахера — он ведь тоже немец, возможно, претендующий на место в немецкой команде.

Кстати, о Росберге. Что касается уже утвержденного пилота Мерседес, то здесь, по нашему мнению, есть два условных аспекта. Первое — в случае подписания Хайдфельда Нико с большой вероятностью получал бы негласный статус первого пилота, как более перспективный и вообще молодой. С Шумахером, сами понимаете, такой номер не пройдет. Впрочем, вряд ли даже статус второго пилота (которого в прошлогодней команде Росса Брауна и не было) помешал бы Росбергу демонстрировать свой уровень. А вот наличие в команде столь опытного и квалифицированного партнера — только в плюс. Думается, Нико есть чему поучиться у Михаэля.

Вот такие получаются расклады. И самый главный вопрос — а выгодно ли это самому Михаэлю? И здесь возникают вопросы, ответы на которые может дать только сам "виновник торжества". Ведь в чем может быть выгода 41-летнего (напомним, день рождения у Шуми 3 января, вот, наверное, после оного мы и услышим окончательное решение) экс-гонщика, выигравшего в Формуле-1 все, что только можно? Какова может быть его мотивация? Выиграть восьмой титул? Вряд ли. Всех чемпионств не завоюешь, а 7 или 9 — велика разница. Финансовый аспект? Возможно, но вряд ли он настолько важен. Во всяком случае, никакой информации о денежных проблемах Шумахера, как в свое время у Лауды, не поступало. Так что будем считать, что на этом фронте без перемен.

Слава, известность? Куда уж больше. Откройте русскую Википедию, и вы прочтете, что  на определенной территории "фамилия Шумахер стала нарицательной — шумахерами именуют виртуозных или рискованных водителей, любящих быструю езду". И это при том, что Шуми уже три года как ушел. Можно ли мечтать высшей степени признания? Кроме того, будем откровенны, своим возвращением Михаэль может только подпортить себе репутацию. Нет, если он выиграет титул сходу, да еще и с уверенным отрывом, тогда, конечно. Но вообще-то давление на семикратного чемпиона будет очень и очень сильным. Об этом Шумахеру может рассказать Прост, каждая неудача которого в 1993-м, да еще и за рулем лучшей машины чемпионата, раздувалась до неимоверных размеров.

Посему приходится сделать удивительный вывод — Михаэль просто соскучился за Формулой. Поэтому и решился (если таки решился) на этот во много авантюрный ход. А получить за год езды в удовольствие еще и приличную сумму на свой банковский счет — кто же откажется от такого бонуса?

Возможно, на самом деле ситуация несколько иная, но пока что она видится именно такой. Да и что нам остается, пока Шумахер ведет себя, как тот легендарный беккетовский Годо — которого все ждут, но так никто и не имеет счастья увидеть? Правильно, рассуждать. Поэтому в следующем материале мы поговорим о шансах Михаэля, если он таки примет решение вернуться в Формулу-1.