Moto GP. Итоги чемпионата мира 2009
Простите, но я снова произнесу в слух слова, от которых многие начинают вздрагивать: "финансовый кризис". Именно это словосочетание не обошло мимо самый престижный моточемпионат. В январе 2009 года о своем уходе из Moto GP объявил японский гигант Кавасаки. Несмотря на то, что больших успехов за второе пришествие команда не добилась, в это верилось с большой натяжкой. Сама команда вышла на старт в Катаре, но уже под названием "Хаяте Рейсинг". В связи с этим возник вопрос и о пилотах. Джон Хопкинс покинул команду и ушел из Moto GP вообще, а Марко Меландри остался в команде. Безусловно, это приносило для Марко двойные чувства. Вроде как и в гонках остался, но выступать он все же мечтал в заводской команде.
В дополнение к уходу Кавасаки стал период переходов. Уже по традиции здесь много чего можно было ожидать и много из этого дождались. Ямаха сохранила свой состав, но добавилась перегородка в боксах - Валентино Росси явно не хотел, чтобы за его работой подглядывал Хорхе Лоренцо. Кейси Стоунер получил в напарники Ники Хэйдена, что сделало из Дукати команду двух чемпионов. Хонда, как и Ямаха, сохранила свой боевой состав. Дани Педроса снова должен был вести борьбу за титул, а Довициозо должен был доказать, что 2008 год был не случайностью.
Чемпионат начался очень интересным образом. После пяти первых гонок Росси, Лоренцо и Стоунер образовали три и оторвались от соперников. Все перечисленные гонщики имели в активе как победы, так и незачетные гонки. Несмотря на то, что у Вале была всего одна победа, добытая в Хересе - именно здесь перед стартом сезона Валентино проиграл Стоунеру гонку за приз БМВ,- Вале показал приемлемый средний результат и отставал от Стоунера на 9 очков. У Кейси и Хорхе на тот момент было уже по две победы и, казалось, что вот он - самый интересный чемпионат за всю историю. Но...
В середине чемпионата был только один Гендальф Белый - Валентино Росси. На следующих шести этапах Росси одержал четыре победы. К сожалению, этому поспособствовали серьезные проблемы со здоровьем у Кейси Стоунера. Кейси на шестом этапе в Барселоне приехал на третьей позиции, но имел очень нездоровый вид. Эти проблемы повторились на следующих этапах и в конечном итоге он решил взять тайм-аут. А Хорхе Лоренцо не смог навязать борьбу без особых причин. Испанец сначала довольствовался подиумами, а в Великобритании и Чехии он закончил гонку сходом. В итоге Росси опережал Хорхе уже на 50 очков. Вот так за несколько гонок Вале Росси де-факто стал чемпионом мира. Этому могло помешать лишь чудо. Чудо было в том, чтобы многократному чемпиону мира нужно было всего лишь несколько раз вылететь с трассы. Или другой вариант: Хорхе выигрывает все гонки, а Росси постоянно приходит третьим. Еще неизвестно, что из этих двух составляющих невероятнее.
Расклады казались фантастическими, но уже в Индианаполисе (12-й этап сезона) Хорхе отыграл половину своего отставания. Погоня снова возобновилась и теперь "наследник Росси" в Ямахе уже имел вполне трезвые шансы на то, чтобы догнать и обогнать Вале. Искринку добавляло еще и то, что перед сходом Росси на "старой кирпичнице" его обогнал именно Лоренцо. Мол, "Вале, не все так легко!". Но это в итоге оказался лишь крик о помощи. Хорхе сумел в Португалии еще подтянуться, но на этом кино было закончено. В Австралии Хорхе не справился с чемпионским напряжением и вылетел уже в первом повороте. После этого для Росси осталось оформить чемпионство в Малайзии.
Но в целом, Хорхе Лоренцо доказал, что он готов одеть чемпионскую корону. Как бы не старался Валентино спрятаться за ширмой в боксах, Хорхе подобрался к Вале вплотную. Ему не нужны настройки "Доктора" - он сам из себя может сделать чемпиона. Отставание по итогам чемпионата на первый взгяд огромное, но тому виной 4-е вылета в сезоне - больше всех из первой четверки лидеров. Если над этим показателем в следующем году поработает испанец, то "Доктору" будет не сладко. Безусловно, унижать при этом девятикратного чемпиона мира никто не собирается, но уж больно близки соперники.
За третью позицию в чемпионате повели борьбу Дани Педроса и Кейси Стоунер. Кейси провел на больничном три гонки и, конечно же, подпустил к себе еще одного "молодого и перспективного" гонщика. Австралиец вернулся в чемпионат за 4-е гонки до конца и вынужден был догонять Педросу - он отставал на семь очков. Но и в этой борьбе сначала казалось одно, потом появилось второе, но и на этом не остановились. Изначально планировалось, что у Педросы преимущество - он в форме и по ходу сезона даже добился одной победы. А Кейси... Кейси будет втягиваться в ритм и будет вести подготовку к следующему сезону. Что же вышло в итоге, спросите вы? На трех последующих Гран-при австралиец набрал 70 очков из 75! Разгром - иначе не назовешь. Возвращение достойно того, чтобы полностью отказаться от прогнозов на следующий год! Но, к сожалению для Стоунера, был еще коварный трек в Валенсии. Трек многое до этой гонки видел, но коллекция была дополнена еще одним эпизодом. Кейси сошел на прогревочном круге... Этого было достаточно для Педросы, чтобы все таки обойти соперника в борьбе за третью позицию в чемпионате. Что примечательно, Педроса и Стоунер набрали больше всех очков в последних четырех гонках.
На протяжении чемпионата Ники Хэйден сделал все для того, чтобы "Дукати" и "Стоунер" стали синонимами. У чемпиона мира 2006 года явно не нашлось общего языка с итальянским жеребцом. До этого этот же подвиг делали Капиросси и Меландри. Похоже, что единственный выход для Дукати - заключить со Стоунером пожизненный контракт. Хэйден набрал рекордные для себя 104 очка - худшее выступление за всю карьеру в Moto GP. Еще однин негативный фактор для техасца - он набрал всего лишь на 30 очков больше, чем дебютант Мика Каллио, который ездил на Прамаке (вторая команда Дукати) и стал лучшим новичком сезона.
Единственным пилотом не из Топ-4, который выиграл гонку, стал Андреа Довициозо на Хонде. Итальянец был первым на самом неординарном Гран-при сезона. Никто из лидеров чемпионата не попал на подиум в той дождевой гонке. Росси и Лоренцо упали, Стоунер не угадал с выбором покрышек, а Педроса просто поехал не в том темпе. Вторым в той гонке финишировал Эдвардс - пилот, который весь чемпионат вел борьбу с Довициозо за пятое место. Колин Эдвардс, несмотря на это, имел худшие финиши по ходу сезона, но Андреа слишком часто падал и в итоге все решило одно очко.
Дмитрий Левчук, iSport.ua