Итоги-2010. WRC. Лёб и второй сорт
Еще веселее стало после первого этапа в Швеции, где Микко показал свой блестящий снежный класс и на каждом вираже дистанции скользил быстрее Себастьяна Лёба. Это было то, что нужно - интрига есть, а в автоспорте это чуть ли не главный критерий. Конечно же, все делали поправку на то, что первый этап был на снегу и, в принципе, Лёб должен был проиграть. Не потому, что не умеет ездить на белом покрывале, а лишь потому, что финны делают это намного лучше. Что поделаешь, если они росли в этой среде...
Ралли Мексики показало еще одну вещь, на которую не сразу обратили внимание. Себастьян Ожье до последнего спецучастка боролся с Петтером и Сольбергом за... второе место! Да, француз демонстрировал рост и таких результатов можно было ожидать, но явно не в этом году. Подиум - хорошо, но Себ-младший должен остыть и начать проигрывать хотя бы Дани Сордо, который выступал в основной команде. Не угадали - и это еще мягко сказано.
Себастьян Ожье стал настоящим открытием чемпионата. Удивительно, но именно он стал главным соперником Лёба. Приятный шок - наверное, так можно охарактеризовать образовавшееся положение вещей. Более того, следующие два этапа показали, что Себ мог рассчитывать и на больше, чем роль "формального" преследователя Лёба. В Иордании команда (тогда еще доля чемпионского титула не была ясна в полной мере) Ситроен разыграла безумную командную тактику.
Ожье шел вторым, но в последний день его выпустили на трассу впереди Лёба, чтобы тому стало легче. Лёб выиграл этап, а его "младший брат" из-за 10-минутного штрафа стал лишь шестым... Сейчас можно говорить о том, что Ожье в тот момент проиграл очень много. И речь не только в очках - Ожье уже тогда доказал, что может бороться, но обстоятельства сдерживали его.
После этапа в Иордании произошло одно из самых главных достижений WRC в этом году - команды на общем собрании договорились, что командной та0ктики в таком виде больше не будет. Действительно, одно дело, когда все решается на последних этапах, а другое - когда преднамеренно гробится результат отличных пилотов. Если бы Ожье потерял "свою" позицию, то понять можно было, но когда сразу пять... К счастью, команды включили мозги и приняли, возможно, историческое решение.
Но через три недели в Новой Зеландии Себастьян Ожье вновь стал героем. Ситуация сложилась таким образом, что за первое место боролись Ожье и Латвала (про Хирвонена можно было смело забыть) - было не до тактических решений и, к счастью, все решилось в очной борьбе. Между ними было несколько секунд - победу должен был вырвать Себ, но за три поворота до финиша его развернуло и Яри-Матти стал первым. Был еще один важный эпизод на том ралли - Петтер Сольберг также боролся за победу, но отставание в 15 секунд вынудило пойти на риск. К сожалению, норвежец вылетел. Это был важный эпизод в чемпионате, поскольку дальнейшие события показали, что Петтер начал считать очки. От него часто можно было услышать, что главная цель это финиш.
Вот таким вот образом и начался чемпионат. Лёб улетел в отрыв, а вся остальная компания вела борьбу за второе место - не более. Более уверенные результаты в чемпионате начал демонстрировать Себастьян Ожье. Уже на Ралли Португалии он осуществил свою первую мечту - стал лучшим. Победа Себа стала одним из самых главных событий в сезоне. Конечно, если бы у нас была борьба за первое место, то этого можно было не заметить, а так Лёб сделал все для того, чтобы зрители обратили внимание на остальных.
Лёб имел шансы оформить титул в Саппоро и, неожиданно, финишировал лишь на пятом месте. Был ли такой результат преднамеренным - очень сложный вопрос. С одной стороны Себ по ходу этапа жаловался на неправильный выбор резины (это стало главной проблемой Фордов по ходу всего чемпионата) и отставал все дальше и дальше. Может быть это действительно было так, но следующий этап проходил в Эльзасе - там, где родился Лёб.
Мог ли француз уступить в Японии, чтобы оформить красивейший титул на родном этапе? Конечно же! Кто-то его в этом упрекнет? Только попробуйте! Человек оформил свой седьмой титул рядом со своими близкими - не является ли это самым красивым достижением в автоспорте? Ранее такой возможности у Себа не было, поскольку этап проходил на Корсике, а тут... Все карты в руки и Лёб играючись снова оказался лучшим.
К сожалению, чемпион сам сделал все для того, чтобы разговоров о нем было как можно меньше - ну лучший он, лучший. Если гонщик может контролировать ситуацию на протяжении всего сезона, то это говорит о многом. В прошлом году Леб допустил три ошибки на трех этапах, и лишь благодаря этому у Хирвонена появился шанс, но в этом году этого не случилось.
Себастьян Ожье в своей мини-битве уверенно шел к "серебру". Перед сезоном было интересно, кто же из "Джуниоров" победит, но ответ был получен очень скоро. Француз не только добывал победы, но и забрал место в основной команде у Дани Сордо. Испанец год за годом был тенью Лёба, но в этом сезоне провалился. Не смог он прыгнуть выше головы и ничего с этим не поделаешь. Возможно, через сезон-два он сможет найти место в другой команде, но в Ситроене у него нет шансов. Если до этого он должен был пропускать Лёба, если будет в этом необходимость, то в следующем году выше по рангу будет и Себ Ожье...
В итоге Дани Сордо не имел особых шансов побороться за подиум. Там борьба была до самого последнего километра - Ожье вылетел и занял лишь четвертое место по итогам чемпионата, а Латвала обошел Петтера Сольберга всего лишь на два балла. Но были ли среди этой троицы проигравшие? Осмелюсь сказать - нет! Яри-Матти впервые взобрался так высоко. Финн и ранее демонстрировал неплохую езду, но в этом году сумел быть стабильным - это был антонимом Латвалы в прошлом году, но сейчас кое-что изменилось. Ну а у остальной двойки был свой чемпионат. Об Ожье мы уже поговорили и, в принципе, обидно что он не стал призером, но все у него впереди. А о Петтере Сольберге мы поговорим отдельно, поскольку записали его в герои этого сезона - читайте совсем скоро.
Ну и напоследок о Кими Райкконене. Этот сезон прошел под знаком ошибок. Финн успел побывать в сугробе, вылетал в гравийные пустыни, обидно садил машину на днище и, наконец, вылетал на разминке. После каждого вылета Кими говорил одно и то же: "Мы здесь для того, чтобы учится". Конечно, это было так, но иногда эта учеба длилась не очень долго. Сейчас все говорит о том, что Кимстер останется в Ралли в следующем году, и именно там будет видно, чему научил его прошедший год. Именно опыт стал главной добычей финна, поскольку очков у него было не очень много - он стал 10-м в чемпионате. Это нельзя записать в актив, поскольку он уступил даже Вильягре, который выступал на Фокусе образца 2008 года и провел всего лишь две трети этапов... Повторимся - в следующем году на результаты следует смотреть более тщательно. Если их не будет, то...
В тексте использованы фото Getty Images и Reuters.