НБА. Четвертый лишний?
В первую очередь, у команды имеется право продлить с ним контракт до 31-го октября, как это было сделано с Ибакой. Харден может, и наверняка рассчитывает, на максимальный договор. По крайней мере, львиная доля заокеанских аналитиков уверена, что он его получит либо в Оклахоме, либо в другой команде через год. Теоретически у Громовых есть возможность дать максимум лучшему резервисту, но в таком случае команда на два следующих сезона, начиная с 2013 года, однозначно окажется в зоне налога на роскошь, который вырастет примерно до 8-10 миллионов. Если собственник решит во что бы то ни стало продолжить курс чемпионских амбиций, то за это придется платить, причем на уровне команд с большого "рынка", для которых, как показало это межсезонье, перспектива уплаты налога на роскошь в размере 20-25 миллионов совершенно не страшна. Тандер же имеет второй с конца объем "рынка", опережая только Нью-Орлеан, который и в этом году снова пострадал от очередного урагана "Айзек". Будет ли собственник Громовых рисковать своими финансами ради одного лишь шанса? Не исключено. Определенный резон на два сезона уйти в серьезные, как для скромной Оклахомы, траты имеется. Второго такого молодого коллектива с серьезным опытом игр плей-офф пока не найти, поэтому шансы взять перстни в ближайшие два сезона наличествуют достаточно неплохие.
Во-вторых, Тандер могут попридержать Хардена до конца сезона, в котором команда будет среди главных
В-третьих, будет непросто, но теоретически возможно, обменять истекающий контракт Джеймса на хорошего ролевого игрока и несколько пиков. Более десяти команд в лиге, в том числе Шарлотт, Хьюстон, Финикс, Кливленд имеют и активы, которые можно отдать за Хардена, и свободное место под "кепкой" для дальнейшего подписания долгосрочного соглашения. Однако нынешнее CBA составлено таким образом, что коллектив, который по ходу сезона выменяет защитника Тандер, столкнется с риском, знакомым Бруклину при подписании Джеральда Уоллеса и Дерона Уильямса. При новом коллективном договоре игрокам резонней заключить новый контракт, чем подписывать менее выгодное и не такое долгосрочное продление. Опять же, при обмене Хардена по ходу сезона, команде потребуется аналогичный снайпер и резервный плеймейкер. Джеймс, в отсутствии Эрика Мэйнора, выполнял обе эти роли очень прилично. В этом сезоне Мэйнор будет в строю, поэтому Оклахому, в крайнем случае, устроит и узконаправленный шутер.
Задача перед Сэмом Прести стоит очень сложная. Коллективу необходимо найти баланс между желанием выиграть перстни и сохранить адекватность платежной ведомости по отношению к скромному объему "рынка". Если будет подписан Харден, то даже через два сезона, когда завершится договор Кендрика Перкинса ($8,8 млн. в среднем за год - один из главных претендентов на последние амнистии) и Ника Коллисона ($2,5 млн), платежка Тандер составит 65 миллионов на четверых. Безусловно, не стоит забывать и про необходимость подписания ролевиков и сменщиков, на что уйдет, в лучшем случае, минимум миллионов десять.
Какие бы регалии не имел Харден, пока он не франчайз-игрок. Потеря такого персонажа не опустит команду в болото, что наверняка случится с Орландо в предстоящем году, и что уже пережил тот же Кливленд. Джеймс Харден – с трудом, но заменяемый игрок. Общими усилиями менеджмента, тренера и игроков, реально немного скорректировать игру так, чтобы его отсутствие не было заметно, ну или хотя бы не изменило баланс побед и поражений коренным образом. Естественно, несколькими волевыми решениями восполнить 16,8 очков в среднем за игру и 39-процентное попадание из-за дуги будет непросто, однако, блокировка развития и маневренности клуба на несколько сезонов также очень рискованное предприятие.
В качестве прогноза, скажем следующее. Харден доиграет сезон, после которого будет обменян по схеме "сайн энд трейд". Куда? Многое будет зависеть от выступления ряда команд по ходу чемпионата и разрешения контрактных вопросов Криса Пола и Дуайта Ховарда. Очень может быть, что Харден станет участником комплектования очередной "Тройки", возможно, в Далласе. Может оказаться и в родном Финиксе. Хотя амбиции молодого исполнителя за год могут измениться, и он пойдет по пути Хосе Бареа, который не скрывал, что после Маверикс перешел в Миннесоту ради выгодного контракта.