iSport

Кубок Суперлиги. Пять аспектов финала

2013 г., 27 января, 19:26
1. Высочайшие скорости

В футболе существует определение "игра без центра поля", подразумевающая стремительные переходы из обороны в атаку обеими противоборствующими сторонами. Относительно баскетбола пассаж, по факту, звучит глупо. Однако в отношении смысловой составляющей как нельзя более точно характеризует воскресный поединок. Добрые полчаса — до тех пор, пока имя победителя проступало лишь контурно — и Ферро-ЗНТУ и Говерла двигались предельно динамично. Причем сохраняли максимально широкую геометрию атак и старались лишь в случае экстренной необходимости использовать "изоляции". В основном же зрители наблюдали комбинационный и вполне себе вдумчивый баскетбол.



Согласимся: когда захлебывалась первая и вторая волна наступления, антагонисты упрощали взаимодействия — и оставляли американцам право решать эпизод на свое усмотрение. Но даже в этом, при желании, можно увидеть позитив. Ведь как Запорожье, так и Ивано-Франковск за 24 секунды перманентно успевали по нескольку раз реально угрожать кольцу! Право слово, из всей современной Европы наверное только в Адриатической лиге сегодня можно увидеть подобие украинского "ран-энд-гана", когда на кону поединка стоит нечто значимое.

2. Защита

Отдадим должное наставникам: в плане тактики к финалу они подготовились по наивысшему разряду. И Евгений Мурзин, и Кирилл Большаков за матч использовали с полдесятка разрушительных схем, причем подчас активировалась даже специфические вариации. Скажем, в исполнении Ферро на ура зашли элементы смешанной "зоны", внутри которой баскетболисты здорово менялись ролями. Особенно выделим ход по перманентному сохранению в центре "краски" высокорослого игрока, который не только боролся за позицию с центром "Говерлы", но и сдваивался при проходе защитников визави. "Дабл-тимом" это в полной мере не назвать — скорее, активная подстраховка. Но она, в лице Мура, регулярно обеспечивала запорожцам ключевые подборы и оберегала от шальных попаданий.



"Медведи" ответили столь же подвижной и ничуть не менее эффективной зонной моделью "box and one". То есть против лидера соперников Калпеппера игрок действовал лично, стараясь не дать тому свободного пространства для разгона или броска. Остальные же стояли прямоугольником "зоны", а при надобности смещались на помощь опекуну Рэнди. Окажись в составе "зеленых" менее классные снайперы — и об этот орешек Мурзина многие зубы оказались бы поломаны. Но Большаков, пару раз введенный-таки оппонентов в ступор, по ходу матча все чаще угадывал с ротацией и отряжал в тот самый ослабленный угол нужных людей.

3. Х-факторы

Кстати, о людях. На наш взгляд, именно тонкости в распределении игровой нагрузки обеспечили Кубку годичную прописку в Запорожье. Ведь при всей зависимости Ферро от Калпеппера (давайте начистоту, игра "зеленых" построена вокруг и для американца), в воскресенье на авансцену по очереди выдвигались даже исполнители второго порядка. Скажем, Дэниэлу Вернеру за черновую работу на щитах простительна вся его наступательная ограниченность. Александр Рыбалко передергивался в моменты, когда выпадал из ритма, но при возвращении на паркет моментально взвинчивал собственный кпд, словно и не было спада. Плюс его агрессия в защите вполне оправдывала присуждение титула MVP после матча. Наиболее же продуктивным из "незвездных" исполнителей назовем Артема Буцкого, оказывавшегося в нужное время ровно в тех местах, где сбоила оборона Говерлы. Наказание в виде дальних попаданий следовало незамедлительно…



К разочарованию Евгения Мурзина, его "второй фронт" сдавал позиции не в пример чаще. Зажегшийся было поначалу Убака после серии силовых контактов (выход через заслоны на ударную позицию требовал жертв) выдохся — и затем по инерции искал чистые мячи, избегая работы в тело. Ярослав Лемик действовал настолько просто, что его маневры разгадывались в самом начале пути. Наконец, Питерсон, Буренко и Ревзин то включались в игру, то выключались из оной по каким-то одним им известным расписаниям. За стремительной вспышкой, слепившей защиту Ферро, следовал отрезок необъяснимой пассивности с выбором, наверное, наихудших решений из имевшихся. Поэтому-то колебания счета и напоминали синусоиду сердечного ритма.

4. Калпеппер-Мур против Дайкса-Пирсона

Эта своеобразная дуэль (где-то заочная, где-то позиционная) стала украшением финала. У Ферро лидеры разделили меж собой обязанности: Рэнди отвечал за нападение, Кэмерон преимущественно старался в тылах. Говерла, в целом проповедовавшая более командный баскетбол, нежели соперник, в связке Кинделла и Райана установила паритет по обе стороны площадки. Тем не менее именно тандемы определяли стиль, лицо и эффективность стараний коллективов в целом. Они не прятались за спинами, когда требовалось индивидуально решать эпизоды. Они командовали партнерам, сохраняя ту форму защиты или нападения, которую видели оптимальной. Они задействовали партнеров, не позволяя тем исключительно таскать рояль.




Наконец, в какой-то степени они олицетворяли собой на площадках тренеров, вселяя в товарищей и болельщиков эдакую уверенность, заряженность на победу. Посему очень символичным виделся момент минуты за три до сирены, в ходе которого Дайкс получил травму и покинул площадку. Из Говерлы и ее фан-сектора словно изъяли душу, хотя время побороться за овертайм пусть мизерное, но оставалось… К слову, нечто похожее происходило и с Ферро в те минуты, когда Калпеппер оказывался вне площадки. Темп и игровые нити в руках запорожцев вроде бы оставались, но какой-то внутренний стержень пятерка моментально теряла. И по активации соперников было видно: штаб Мурзина моментально реагировал на уязвимость "зеленых", сколь бы иллюзорной она не казалась.

5. Калпеппер

Думается, воскресная игра окончательно сняла вопросы относительно того, чем Рэнди лучше Стивена Бертта в роли натурализованного игрока сборной Украины. И дело не только в статистике. Защитник Ферро управляем настолько, насколько это требуется от лидера, вокруг которого выстроена игра. Он ценит труд партнеров по подыгрышу и защите (вспомните пас от щита Муру, соорудившему для Рэнди отрыв), он в темп расстается с мячом, когда играется первая комбинация, он создает глубину атаки, когда вектор давления переносится на центральную ось. На дриблинге сегодня этого парня в стране без фола не останавливает практически никто. Плюс процент попаданий в целом за "Финал четырех" также говорит в пользу янки. Да, Калпеппер не безгрешен: и заигрывается, и шмаляет порой неоправданно, и с линии бьет отвратительно. Но над этими нюансами игроку в 23 года можно и нужно работать. Чего, например, не выковать принудительно — так это уверенности и понимания взаимозависимости от команды. Благо у Рэнди здесь полный порядок…



Скажете, Ферро — не сборная, и уж Майк Фрателло точно не будет завязывать действия коллектива вокруг одного человека. Однако позвольте, на том же Евро-2011 украинский коллектив без Бертта играл интереснее, чем с ним. Другое дело, что чисто украинским сочетаниям не хватало эдакого застрельщика, способного взвинтить скорость — и на аритмии пару раз своими силами накрутить соперника. В лице же Калпеппера такой козырь может появиться. Особенно если в "жовто-блакитной" форме Рэнди будет выступать с таким же настроем, что и в
воскресенье.

В материале использованы фото Ирины Сомовой.