Кубок Азовмаша. Послесловие
Именно появление команды Кирилла Большакова на мариупольском паркете и привело к тому, что разбилась фактически уже аксиома - люберецкий Триумф, который во всех своих появлениях на Кубке Азовмаша неизменно выходил в финал, на этот раз довольствовался всего третьим местом, уступив в полуфинале как раз бронзовому призеру минувшего чемпионата Суперлиги.
К слову, подопечные Василия Карасева произвели очень приятное впечатление на турнире. Конечно, составленному в основном из молодых исполнителей коллективу еще очень непросто демонстрировать стабильную игру на протяжении всех сорока минут без перегибов (вроде просто огромнейшего количества нарушений правил, которое испортило болельщикам полуфинальный матч, превратившийся, по сути, в конкурс штрафных бросков), но конкретно взятый отрезок Евгений Валиев, Сергей Карасев и Иван Лазарев могут отыграть на ура, смяв любого оппонента как на дуге, так и в трехсекундной зоне. И если Ферро, во главе со стрелявшим практически без промаха с линии штрафного Кэмероном Муром, сопротивление Триумфа преодолеть удалось, то вот Черкасские Мавпы капитулировали, как и год назад оставшись на приазовском турнире лишь четвертыми.
Черкасские Мавпы
Если кого-то и можно назвать главным разочарованием турнира в целом, без перехода на персоналии, то это звание, безусловно, должно достаться команде Йовицы Арсича. И дело тут даже не в двух поражениях, а в той форме, в которой они были достигнуты.
Держа в уме тот факт, что в Мариуполе Мавпы играли без Данте Свонсона, делать выводы о том, как будет выглядеть задняя линия команды в регулярном чемпионате Суперлиги, со стопроцентной объективностью мы не можем. Но с уверенностью можно сказать, что именно позиции первого и второго номеров стали первой причиной фиаско черкасчан на Кубке Азовмаша. И дело вовсе не в том, что условные Кольевич и Любичич не сражаются за подборы - все же это не является их первоочередной задачей на паркете, а в организации атак. Которые больше напоминали сумбур, нежели использование каких-либо домашних заготовок.
В двух матчах на двоих Марко Любичич и Иван Кольевич набрали одиннадцать результативных передач. Много это или мало, судите сами, но факт остается фактом - большую часть атак со своим участием балканцы завершали либо быстрым броском из-за дуги или в проходе, либо передачей вышедшему на трехочковую линию "большому" - либо Винсенту Хантеру, либо Чарльзу Томасу. Заигрывание центровых в трехсекундной зоне в Черкассах, по всей видимости, считается признаком дурного тона, поэтому моменты для броска американские бигмэны себе создавали, по большей части, сами. Владения, которые завершались бы быстрым движением мяча по периметру с целью запутывания оппонентов и вывода снайпера на чистый бросок, можно пересчитать на пальцах одной руки. Периодически организацию атак брал на себя Яковлев, но его скидки в угол после сольного прохода серьезным оружием не могут стать априори. Вот и получалось, что едва ли не половину своих атак черкасская команда заканчивала сложными бросками на последних секундах.
Эпизодами в атаке неплохо выглядели два экс-запорожца Хантер и Томас, но, похоже, игровая модель Арсича с преобладанием затяжных атак им не совсем подходит. Все же их работа спиной под вражеским кольцом "Заигрывание центровых в трехсекундной зоне в Черкассах, по всей видимости, считается признаком дурного тона, поэтому моменты для броска американские бигмэны себе создавали, по большей части, сами. Владения, которые завершались бы быстрым движением мяча по периметру с целью запутывания оппонентов и вывода снайпера на чистый бросок, можно пересчитать на пальцах одной руки" оставляет желать лучшего, да и доминировать в "краске" ни один из них не готов хотя бы по причине отсутствия антропометрических данных. А когда оба больших одновременно выходят на периметр, что случалось особенно часто в игре с Азовмашем, за подбор бороться попросту некому. Не особенно впечатлил и Александр Неруш, хотя можно быть уверенным в том, что один из двух украинцев, на которых Арсич будет делать ставку, по ходу сезона прибавит. Андрей Корочкин? Минимум полезных действий за полчаса на паркете. И это еще мягко сказано.
Не намного лучше обстоят дела и с защитой, особенно, игрой под собственным кольцом. Если первые-вторые номера периодически могли устроить условному Линну Гриру пару неприятных минут, то в трехсекундной зоне у Черкасс творился бардак. Из-под кольца едва ли не половину очков в полуфинале набрал Азовмаш, да и Триумф чувствовал себя в непосредственной близости к заветной цели вполне комфортно (вспомним хотя бы путбэки Лазарева). При этом Станислав Сокур, который призван помогать Хантеру и Томасу, практически ни разу не отзащищался без нарушения правил, завершив обе игры задолго до финальной сирены из-за перебора персональных замечаний. О какой-то модели говорить здесь практически и не приходится.
Отдельно стоит сказать о том, что ни единой секунды не провели на паркете Михайлюк, Кобец и Белоус, а Пархоменко, отыгравший десяток минут с Азовмашем и никак себя не проявивший, в матче за третье место тоже не сыграл. Вот и получается, что из игроков с украинским паспортом рассчитывать Арсич может, по сути, только на Неруша и Яковлева.
Ферро-ЗНТУ
Игрой команды Кирилла Большакова, который из года в год, несмотря на постоянную ротацию состава, остается верен себе и своему стилю, мы уже имели возможноть любоваться на предсезонном Мемориале Гаврилова. В Мариуполе, хоть результат и получился несколько другим, каких-либо фундаментальных изменений не произошло, да и, в пронципе, не могло, но ряд моментов стоит отметить.
Во-первых, как минимум четверки с плюсом заслуживают запорожцы за приглашение в команду Кэмерона Мура. Да, "пятерке" Ферро не хватает слишком многого до того, чтобы стать классическим центровым (и дело не только в массе и габаритах), но Ферро - это та команда, где исполнитель подобного плана нужен меньше всего. Американский бигмэн словно создан под игровую манеру Большакова - он очень мобилен и легок, всегда готов открыться под обостряющую передачу в трехсекундную, за счет неплохой работы ногами може обставить более "грузного" опекуна, а его штрафному броску могут позавидовать многие снайперы Суперлиги. Трудно даже представить, что может выйти из Мура, если наставник Ферро поработает над его "школой", а сам американец будет гореть желанием учиться. Ведь создается впечатление, что подчас ему не хватает лишь понимания игры и умения быстро и правильно оценить ситуацию, будь то игра в обороне или завершение атаки. Периодически у Кэмерона возникают проблемы со сбором отскоков, и, в первую очередь, выбором позиции для этого. Но все это поправимо.
Напротив, неприятно удивила в Мариуполе украинская часть состава запорожской команды, за исключением, разве что, Артема Буцкого, отыгравшего на своем привычном уровне как при завершении атак, так и в "Трудно даже представить, что может выйти из Мура, если наставник Ферро поработает над его "школой", а сам американец будет гореть желанием учиться" подыгрыше и защите. Полтора матча провалил Александр Рыбалко, который испытывал определенные проблемы с "чувством локтя", смазав порядка десятка бросков подряд (но в итоге капитан все же включился), ниже своих возможностей отыграл и Андрей Лебединцев, что, впрочем, пока еще можно списать на возраст и исходящую из него нестабильность. Станислав Дикий провалил стартовый отрезок финального матча и впоследствии получил лишь крохи игрового времени.
Не демонстрировали стабильную игру со знаком поюс и два американца - Джереми Чаппел и Дэн Вернер. Последний, который взорвал общественность на турнире в Запорожье, испытывал определенные проблемы с броском, что компенсировал периодами неплохой игры в обороне, но лидерскую рубашку одевал на себя крайне редко. У Чаппела в финале не "полетело", но черные дни бывают и у исполнителей куда более высокого класса. И лишь Ричард Гуинн своими дальними и средними попаданиями неоднократно усложнял жизнь и Триумфу, и Азовмашу. Впрочем, при этом запорожцы пусть и с незначительным перевесом, но все же выиграли в финале подбор у Азовмаша, что для команды без чистого центрового, заточенного под оборону и отскок, является отличным достижением. Равно как и подтверждением того, что над этим компонентом игры работает вся команда. А еще вчистую "съели" доминировавшего в игре с Мавпами Кирилла Натяжко, который довольно быстро получил пять фолов и отправился наблюдать за решающими минутами встречи с полотенцем на плечах.
Не стоит забывать о том, что в Мариуполе команда играла без одного из своих лидеров, Рэнди Калпеппера, который, как все мы знаем, может не только забросать кольцо оппонента или затерроризировать его в сольных проходах, но и сделать каждого из своих партнеров немного лучше. С ним Ферро будет играть в немного другой баскетбол - тот, который с улыбкой на лице и Статом на паркете почти до идеала довел в Аризоне Майк Д'Энтони.
Азовмаш
Анализировать выступления мариупольцев на домашнем турнире, даже несмотря на то, что команда выиграла оба своих матча, задействовав при этом наибольшее среди украинских коллективов количество исполнителей, весьма непросто. Во-первых, потому, что по разным причинам в турнире не принимали участие сразу четыре легионера, которые, весьма вероятно, будут играть определяющую роль в командном рисунке Александара Кесара. Речь идет об Акине Акингбале, Мэнни Харрисе, Мирославе Радульице и Иване Пауниче, которые при помощи небольшой доли фантазии и Артема Слипенчука превращаются в довольно неплохую стартовую пятерку. Во-вторых, Кесар, похоже, еще сам не особенно понимает, что он хочет видеть от своих игроков на паркете, хотя балканскому специалисту стоит отдать должное - экспериментировал он на домашнем турнире много и со вкусом, и перепробовал едва ли не все теоретически возможные сочетания игроков. Получилось немногое, но, по крайней мере, фронт работ он должен был себе представить.
Наибольшего внимания тренера требует атака команды. В первой половине встречи с Мавпами, после взятого Кесаром тайм-аута при счете 6:14, Азовмаш стал играть в почти образцовый баскетбол с очень плотной защитой против первого номера соперника, который под прессингом со стороны, по большей части, Дмитрия Забирченко, частенько допускал ошибки. Впереди же мариупольцы оттачивали внешне простые, но при этом очень эффективные двоечки с заигрыванием большого в трехсекундной зоне, будь то Кирилл Натяжко, который оставил по себе двоякое впечатление, или Игорь Зайцев, качественно отработавший предоставленное ему время. Но чем ближе становились ключевые минуты встречи (это же касается и финала), тем больше "Кесар, похоже, еще сам не особенно понимает, что он хочет видеть от своих игроков на паркете, хотя балканскому специалисту стоит отдать должное - экспериментировал он на домашнем турнире много и со вкусом, и перепробовал едва ли не все теоретически возможные сочетания игроков" мариупольцы сбивались на индивидуальные действия, и команда становилась исключительно зависимой от своих снайперов. Дальнобойная артиллерия не работает - получите провал во второй половине финала. А для коллектива с чемпионскими амбициями такая "однобокая" игра попросту недопустима, ведь далеко не всегда условный Алексей Печеров будет попадать практически все броски в четвертой четверти. А ведь тот же Тадия Драгичевич, как оказалось, отлично действует в подыгрыше, и может стать таким себе Пау Газолем в игровой модели Майка Брауна.
Кроме того, есть некоторые проблемы у мариупольцев с позицией первого номера. Вернее, даже, не с самим разыгрывающим, а распределением этих функций между Линном Гриром и Неманьей Гордичем, которые, по большому счету, могут закрыть позиции и плеймейкера, и атакующего защитника. Когда они находились в игре вместе, один из них выпадал из рисунка атаки (второй, держащий в руках мяч, его попросту не замечал), и команда наступала фактически вчетвером. При этом, с выгодной стороны проявил себя Артем Слипенчук, чья связка с Игорем Зайцевым исправно приносила Азовмашу очки.
В обороне Кесар пытается привить команде, как мы уже говорили, агрессивный прессинг на каждом участке паркета и цепкую индивидуальную защиту. Такая игра очень энергозатратна, и лишь при помощи постоянной ротации балканскому специалисту приходилось держать подопечных, что называется, "в тонусе", но получалось это далеко не всегда. Хотя с таким набором украинцев, который есть в Мариуполе (Забирченко, Кольченко, Слипенчук, Зайцев, Печеров, Натяжко), ротация - это далеко не то слово, которое может испугать любого специалиста.
Не произвел целостного впечатления на турнире литовец Симонас Серапинас, который, впрочем, наверняка не раз пригодится Кесару для подстраховки кого-то из лидеров, в первую очередь, в защите. А вот молодые Кристиан Луговцов и Богдан Байда, получившие немного игрового времени в концовке полуфинала, не показали себя никак. И если у первого, по большому счету, не было возможности продемонстрировать свои лучшие качества, то второй повеселил публику бездарным эйрболлом из-за дуги.
Так или иначе, состав у Азовмаша в рамках Суперлиги слишком силен даже для того, чтобы преодолевать последствия десяти-, а то и пятнацатиминутных провалов. Но опять же - обладая такими кадровыми возможностями, команда просто обязана играть во что-то более динамичное, интересное, и, в первую очередь, стабильное. Ведь в Еврокубке и Единой Лиге ВТБ хватает команд, которые за несколько минут расслабленности от оппонента могут убежать слишком далеко.
В материале использованы фото БК Азовмаш. br /