Виталий Черний: "Мои игроки должны доказывать, что они ничем не хуже иностранцев"
Нынешний сезон - явно не самый простой в тренерской трудовой деятельности Виталия Николаевича. Его БК Киев, несмотря на наличие в составе легионеров, никак не может выбраться в ведущую восьмерку чемпионата Суперлиги, и, что естественно, количество критики в адрес наставника столичной команды по сравнению с прошлым сезоном выросло как минимум вдвое. И пусть сезон еще не завершен, говорить о проблемах, с которыми столкнулась команда и лично Черний, уже не рано.
За почти полтора часа беседы за чашкой чая мы вкратце обсудили игру БК Киев, поговорили о роли в команде легионеров, а также задели тему развития украинских исполнителей в родном чемпионате. Но разговор начался как раз с вопроса о справедливости девятого места киевлян в турнирной таблице чемпионата...
- Виталий Николаевич, на данный момент БК Киев занимает девятую строчку в чемпионате Суперлиги. Как вы считаете, закономерно ли, что сейчас команда находится за пределами топ-восьмерки?
- Однозначно, нет. На мой взгляд, нам по силам быть в зоне плей-офф. Чемпионат стал гораздо ровнее, и многим командам из середины таблицы удалось переиграть лидеров. Мы, к сожалению, в этом сезоне грандов не обыгрывали. Была возможность зацепить победы в двух матчах с Будивельником и на своей площадке с Азовмашем, но, увы, не удалось. Вдобавок к этому, мы уступили дома Кривому Рогу и Львову.
- Какие клубы вы видите своими конкурентами за попадание в зону плей-офф? Говерла, Днепр, может еще кто-то?
- Себе я задаю немного другой вопрос: какой должна быть игра моей команды, чтобы мы оказались в финальной восьмерке? Как контролировать функциональное состояние ребят? Как сделать нашу защиту более надежной? Я не любитель заниматься подсчетами и зацикливаться на каких-то раскладах. Имея такую молодую команду, как БК Киев, надо настраивать игроков на каждый матч как на решающий бой.
- Перейдем к игровым нюансам. Со стороны складывается впечатление, что БК Киев наиболее ограничен в нападении. Вы всегда были тренером, который строил игру своей команды от обороны с быстрым переходом в нападение. Но при этом, кажется, что у Киева очень слабое позиционное нападение. Что скажете по этому поводу?
- Недавно я посмотрел интересный фильм, где главный герой произнес хорошую фразу, касающуюся бейсбола: "Романтика игры подталкивает к тому, что не любить эту игру невозможно". Я могу сказать так же и о баскетболе. Это очень сложная игра, но в то же время сама по себе она проста. Когда-то мой тренер Анатолий Николаев говорил: нельзя играть комбинацию ради комбинации, этим мы себе усложняем жизнь и "Я не могу согласиться с утверждением, что у нас нет системы позиционного нападения. Да, в большинстве своем мы играем короткие взаимодействия, но их вполне хватает, чтобы создать удобные условия для атаки" загоняем себя в определенные рамки. Вот и я хочу, чтобы мои игроки импровизировали. Но я не могу согласиться с утверждением, что у нас нет системы позиционного нападения. Да, в большинстве своем мы играем короткие взаимодействия, но их вполне хватает, чтобы создать удобные условия для атаки, выпустить игрока под бросок вчистую. Должный эффект возникает благодаря тому, что я требую от игроков постоянного движения в нападении. Если на одной стороне играется пик-н-ролл, на другой баскетболисты обязаны взаимодействовать без мяча, открываться под бросок, растягивать защиту, ведь у игрока с мячом всегда должно быть несколько вариантов для развития атаки.
Длинные комбинации с продолжением я использую для того, чтобы контролировать ритм и темп игры, ведь быстрое нападение опасно тем, что в определенный момент игроки могут сбиться на примитивную игру один-в-один.
- Не секрет, что БК Киев зависит от процента попаданий с периметра, и если у снайперов не идет бросок, временами на площадке начинается хаос. Так почему бы не дать сыграть команде как раз по так называемым рельсам?
- Рельсы, они должны быть. Но этого не должно быть с первой и до последней секунды. Вопрос не в том – какую комбинацию сыграть, а в том – как ее сыграть: поставить хороший заслон, качественно навестись на него, вовремя отдать передачу – это и есть часть рельсов, о которых мы говорим. Это может быть и незаметно, но это сказывается на комбинациях.
- Вы уже третий сезон работаете главным тренером БК Киев, и каждым летом состав команды кардинально обновляется. Как работается в такой ситуации?
- Каждый тренер скажет, что в таких условиях работать очень тяжело. Год назад в команде была одна молодежь. Талантливая, но не имевшая за плечами практически никакого опыта взрослого баскетбола. Временами мы показывали содержательную игру, но зачастую нас не хватало на все сорок минут, не хватало стабильности. Конечно, если была бы возможность сезон-два поработать с одним составом, делая точеные изменения, результат был бы иным.
- Кто в этом сезоне занимался селекцией в клубе – Виталий Черний, Виталий Лебединцев или Александр Волков?
- Все делалось сообща. Но больше мы с Виталием Лебединцевым. Этим летом я был занят работой со студенческой сборной, поэтому просил, чтобы Виталий Александрович помогал мне в сборе информации о потенциальных новичках. Хотя, к примеру, такого игрока как Деррик Зиммерман изучать надобности не было. Его манера игры и отношение к работе мне импонировали всегда, я и раньше говорил, что очень бы хотел работать с таким исполнителем, тем более, что был знаком с ним лично. Что касается приобретений Гари
- В итоге, селекцией вы довольны?
- Не совсем. Но те игроки, которые есть на данный момент в команде, скорее всего, останутся в Киеве до конца сезона.
- По ходу чемпионата на помощь Гудриджу вы пригласили еще одного центрового - Марио Остина. Почему выбор пал на него?
- Мы знали возможности этого игрока по выступлениям за Днепр. И когда оказалось, что он находится в статусе свободного агента, я предположил, что с его помощью мы сможем видоизменить нашу игру. Да, наша основная задача - играть в быстрый баскетбол, но Марио идеально подходил для позиционного стиля. Он может сыграть на паузе, хорошо, как для большого, видит площадку и готов отдать передачу на периметр. Его понимание игры мне импонировало. Поэтому я был уверен, что Остин нам сильно поможет.
Кроме того я очень хотел создать конкуренцию для Гудриджа, ведь легионер будет весь сезон отдаваться игре, только осознавая, что за свои минуты надо сражаться. Вместе с тем я хотел иметь двух разноплановых больших: Вернон хорош в игре на заслонах, умеет быстро проваливаться, может добрать очки после подборов на чужом щите. Классно было бы получить ему в пару игрока, умеющего лучше играть на лоу-посте, за счет которого можно было бы акцентированнее действовать через краску.
- Марио прибыл в Киев. И как вам его физические кондиции?
- Лишний вес был очевиден. В прошлом сезоне в Днепропетровске у Остина была схожая ситуация, но он вес сбросил. Марио мне также обещал похудеть и усиленно занялся этим. И действительно – лишний вес он сбрасывал, причем достаточно быстро. Хотя всем известно: если резко сбрасывается вес, то начинаются проблемы со здоровьем. В общем, мы надеялись на человека, как на полноценную боевую единицу, а его организм не выдерживал нагрузок, поэтому мы приняли решение расстаться с Марио.
Брать легионера – это риск, а брать иностранца без игровой практики рискованно вдвойне. Если бы мы взяли Остина на сборы перед чемпионатом, это был бы совершенно другой игрок. Но в данной ситуации его приглашение себя не оправдало.
- Остин покинул клуб, но, тем не менее, вы не стали искать ему замену и продолжаете делать ставку на трио больших Гудридж-Сандул-Бобров…
- Приход Марио растормошил наших центровых. Я им всегда говорю: ребята, это профессиональный спорт. Если ты не выполняешь требования тренера, значит, ты не сможешь прогрессировать, и на твое место придет другой исполнитель. Если ты будешь только греть скамейку и участвовать в тренировочном процессе, то очень быстро останешься безработным. Зачем мне игрок, который просто тренируется? Это не "группа здоровья". Мне нужна польза в официальных матчах. У моих игроков должны быть амбиции, они должны доказывать, что ничем не хуже иностранцев.
Когда в украинском баскетболе началась первая волна легионеров, с ними игроки, познавшие еще школу советского баскетбола, чуть ли не дрались на тренировках, доказывая свою профпригодность. Наши "Наши баскетболисты должны понимать, что никогда нельзя опускать руки. Умный и грамотный тренер даст им шанс и не один. Просто тренер должен видеть, что игрок сам хочет прогрессировать" баскетболисты должны понимать, что никогда нельзя опускать руки. Умный и грамотный тренер даст им шанс и не один. Просто тренер должен видеть, что игрок сам хочет прогрессировать.
Возьмем Максима Сандула. Он здорово провел первую половину прошлого сезона, затем заболел и выпал на пару недель. В связи с этим игрок потерял время, кондиции и уверенность в себе. Дальше ситуация пошла по нисходящей. На молодежном чемпионате Европы он сыграл очень слабо, уступив борьбу за место основного центрового Артему Пустовому. Понимая, что Сандул достоин большего, я взял его на Универсиаду в Китай, но и там он шел вниз "по накатанной". Затем у нас состоялся серьезный разговор, и мы вынуждены были даже пойти на некоторые жесткие меры, но по-настоящему его разозлил лишь приход в клуб Вернона Гудриджа и Марио Остина. С появлением американцев Максим стал работать куда больше. Да, ему многое не дано от природы, но самое главное, что у него появилось стремление быть победителем над своими оппонентами. То же самое относится и к Славе Боброву. Поэтому сейчас я им продолжаю доверять, хотя, конечно, при этом рискую. Но я чувствую, что они оба готовы к Суперлиге, и потому мы будем играть своими силами. Будет ли это оправдано – покажет время.
- В нынешнем сезоне в заявку БК Киев совсем не попадает Александр Тищенко. Может, имеет смысл отдать его в аренду?
- Мы говорили с ним на этот счет. И даже пришли к варианту, что если в его услугах будут заинтересованы другие команды, то мы отпустим Александра, лишь бы он имел игровую практику. Даже сами предлагали его ряду клубов. Но на баскетболиста нет спроса. Где-то я понимаю, почему клубы не берут его. Сводится все к ментальности наших игроков – мол, если пришли в команду легионеры, значит, нам нет места в команде. А у меня встречный вопрос: ребята, а что вы сделали для того, чтобы мы отказались от приглашения иностранцев? Тот же Тищенко находится в команде больше чем я, и, имея таки антропометрические данные, мог бы прогрессировать и играть на трех позициях – от третьего до пятого номеров. У него есть бросок, он может успешно сыграть в проходе, но и многого у него нет. А в том, что у него нет, наверное, виноват он сам. Ведь над собой надо работать – зал в твоем распоряжении, можешь спокойно приходить и заниматься, как индивидуально, так и с тренером.
- …и в вашей команде есть исполнители, которые работают внепланово?
- Есть еще один игрок, который, как и Остин, вливался в коллектив по ходу сезона – это Панкрацие Барач. В чем был смысл его приглашения?
- Деррик Зиммерман травмировался, и нам надо было закрыть позицию. Поэтому с Барачем был подписан краткосрочный контракт. Деррик вскоре восстановился, но еще не вернул свои кондиции, как получил травму Руслан Отверченко, и потому Барача мы продлили.
- Продолжая идти по ростеру: ваши впечатления от игры Гари Эрвина?
- По первым матчам мне неоднократно задавали вопрос: что этот игрок делает в БК Киев, когда он раскроется и покажет свой потенциал? Но Гари нужно было время, чтобы адаптироваться к европейскому баскетболу. Да, у него не все получается, да, очень часто я недоволен его игрой, но он остается здесь, потому что Эрвин – игрок, который умеет думать и пытается прогрессировать, чтобы команда с ним достигала результата.
- Немного отойдем от дел первой команды. Следите ли вы за дублем БК Киев? Есть ли игроки, которые в ближайшее время могут получить шанс в основной команде?
- Конечно. Я организовываю и совместные тренировки. Есть интересные ребята, которых я пока боюсь пускать в пекло. Но в следующем сезоне уже два игрока нашего дубля могут попасть в ротацию и иметь свои минуты. Шанс они получат. Хотелось, чтобы Денис Носков заиграл в этом сезоне. На данный момент он может играть на позиции второго номера.
- Вопрос о Павле Буренко, который в этом сезоне очень мало играл в Киеве, но перейдя в Будивельник, раскрылся заново. Сейчас мы видим такого же Буренко, который был в прошлом сезоне в вашей команде – мотивированного, иногда принимающего поспешные решения, но "Мне кажется, многие молодые игроки неправильно расставляют приоритеты: ушел на большую зарплату в клуб, где ставятся серьезные задачи, - значит, все удалось" подкупающего своим желанием...
- В этом сезоне от первых номеров я требую строгого выполнения определенных задач, а Паша хотел играть в свою игру. Но я не хотел жертвовать результатом команды ради одного игрока. Честно говоря, я не могу сказать, что Буренко раскрылся в Будивельнике. Он играет в тот же баскетбол, правда с более опытными партнерами. Обладая тем составом, который есть у Будивельника, тренер может временами рисковать. Для нынешнего Киева - это недопустимо. Поживем-увидим, что будет дальше. Паше я могу пожелать одного: чтобы он прислушивался и выполнял то, что от него требуют тренера.
- Скажите, почему так получается, что игроки, покидающие БК Киев, не могут раскрыться в других клубах? Речь, в первую очередь, о Максиме Пустозвонове и Денисе Лукашове…
- Мне кажется, многие молодые игроки неправильно расставляют приоритеты: ушел на большую зарплату в клуб, где ставятся серьезные задачи, - значит, все удалось. Как по мне, это в корне неправильно. Спросите у любого молодого украинского игрока, какая у него цель, где бы он хотел продолжить карьеру? Они вам назовут БК Донецк, Азовмаш и Будивельник . А почему, например, не стремиться попасть в Реал или Барселону, ЦСКА или Жальгирис, Олимпиакос или Панатинаикос, клубы НБА? Попасть в топовый украинский клуб – это локальная задача, но глобальная цель должна быть выше!
- Хотелось бы также задать вопрос относительно сборной Украины, которую вы возглавляли полтора года назад. Вы допускаете возможность вновь поработать главным в сборной?
- Я думаю, что каждый тренер мечтает и должен быть горд, если ему предлагают возглавить национальную сборную. Если будет предложение, и я буду его достоин, то обязательно его приму. Но если мы затронули эту тему, то я хочу сказать... Мы не имели того, что имел Майк Фрателло. Речь идет об условиях и организации тренировочного процесса. Ведь организация качественных условий в тренировочном процессе – это один из самых важных моментов. То, что я увидел в сборной созыва Фрателло, меня поразило. У национальной сборной всегда должно быть именно так. Майк Фрателло показал, что добиться этого можно и так нужно работать. Ведь мелочей не бывает ни в экипировке, ни в выборе подготовительных турниров...
- Волков – человек, который глубоко понимает баскетбол, как саму игру, так и организацию процесса. Бояться достучаться до него или думать, что тебя не поймут – в корне неправильно. Думаю, что такое неоднозначное мнение о его личности сложилось из-за шума недоброжелателей в прессе. Человек не может всем нравиться. Даже Иисус не всем нравился. Я уверен, что Александр Волков - человек, который хочет и стремиться изменить философию украинского баскетбола в лучшую сторону. И ему это удается.
- В чем заключалось ваше сотрудничество с Майком Фрателло?
- Мы встречались в Южном, где сборная Украины проводила свой первый сбор, а студенческая уже второй. Он наблюдал за нашей работой, и я просил Майка – если у него будут какие-то замечания, он может смело мне их озвучивать. Но Фрателло говорил следующее: "Делай то, что ты сам себе наметил. Если я увижу, что идет что-то не так, я подскажу". Он давал дельные советы, но в работу не вмешивался. Майк – уникальный тренер, который может доходчиво объяснить своему подопечному, что и как нужно в тот или иной момент делать, и игроки его слушают, причем как завороженные.
- Как главный тренер студенческой сборной Украины, которую также называют второй, вы считаете, что такая команда нужна на постоянной основе?
- Однозначно нужна. Есть много игроков из молодежной сборной, которые из-за возраста уже завершили выступления в молодежке, но в главную команду пробиться пока не могут. Выступления за студенческую сборную помогают безболезненно переходить с одного уровня на другой.
- А не возникают ли проблемы с мотивацией игроков, которые едут в студенческую сборную? Тот же Сергей Попов и Станислав Завадский значились в расширенном списке студенческой команды, но на сборах их по неизвестным причинам не было...
- На тот момент у Завадского была травма, а Попов был не в форме. Кроме того, на этой позиции у меня "Если сегодня ввести правило "3+2", возникнет слишком большой дефицит украинских игроков" была пара Артем Слипенчук – Павел Буренко. А вообще ребята рвались в студенческую сборную и хотели себя в ней проявить. Уже на первый сбор они прибыли в положенных кондициях.
- Ваше отношение к лимиту 4+1? Или все-таки надо вводить систему 3+2?
- Здесь палка о двух концах. В Украину должны приезжать легионеры топового уровня, или хотя бы такие, у которых можно учиться нашим игрокам. Что касается украинцев, то если будет решено ввести формулу "3+2", хочется, чтобы отечественные исполнители не занимали вакантные места искусственно, а их контракты были подтверждены реальным мастерством. Я никогда не был противником того, чтобы игроки зарабатывали деньги, ведь век спортсмена короток, они рискуют своим здоровьем. Просто цены на них должны быть адекватные. Думаю, если сегодня ввести правило "3+2", возникнет слишком большой дефицит украинских игроков. Мы придем к ситуации когда, предположим, за одним украинцем будут вести борьбу чуть ли не половина клубов Суперлиги, и каждый будет пытаться повысить планку, в несколько раз, завышая реальную цену.
- Каким вы видите украинский баскетбол через пять лет?
- Здесь точкой нового отсчета должен стать Евробаскет-2015 – это прекрасный стимул, чтобы развивать этот вид спорта. Появится современная инфраструктура, арены европейского уровня, менеджеры получат хороший опыт, а весь этот опыт можно будет реализовывать в клубном баскетболе.
В материале использованы фото БК Ферро-ЗНТУ и БК Киев.