iSport

Бутаутас: "Хотел бы видеть Донецк в Евролиге"

2009 г., 10 ноября, 20:49

От шлейфа династии не уйдешь

- Фамилия Бутаутас известна вовсе не из-за меня, а благодаря моему отцу – Стяпасу Бутаутасу. Он был супертренером, суперигроком, звездой. Я рос в семье звезды и прочувствовал в равной степени то, что сейчас ощущает мой сын, 13-летний Стяпас (сына назвали в честь дедушки – ред.). Я не раз объяснял сыну, что мне знакомо положение, когда за тобой тянется шлейф династии и все норовят сравнивать с отцом. Молодому парню это нелегко. А в свои 45 лет я смотрю на это спокойно: что-то мне в этой жизни удалось, что-то нет. Я прекрасно понимаю, что не буду таким, как отец: не выиграю двух чемпионатов мира и четырех европейских чемпионатов. Я стал тренером, хорошим или плохим – пусть оценивают другие. Я иду по отцовским следам. А что будет делать мой сын? Неделю назад он был здесь, у меня, и я ему сказал: "Это трудная работа. Есть в жизни профессии полегче". Но он очень хочет стать игроком и говорит: "Если не стану игроком, то буду тренером". Я так же думал в его возрасте.

- Сын играет в баскетбол?

- Да! В 13 лет его рост 182 – довольно высокий мальчик. Он любит баскетбол и хорошо в нем ориентируется, знает фамилии всех игроков – наверное, знает больше даже, чем я. Часто доносит до меня ту или иную информацию, отголоски публикаций. Даже моя жена начинает кричать на него: "Отец не читает это. Зачем ты ему все рассказываешь?"

- Откуда такие славные баскетбольные традиции у Прибалтики – и, в частности, Литвы?

- Мне трудно ответить. Я на эту тему с отцом разговаривал. Наверное, потому, что Литва выиграла чемпионат Европы в 1937 году и спустя два года повторила такой же успех. Мне отец сказал: "У меня, обычного парня, тогда был шок, что такая маленькая страна может выиграть чемпионат Европы". Ему казалось – Европа очень большая. Он рассказывал, что у них не было денег, не было инвентаря – и ребята брали женский чулок, набивали его чем-то. Получался мяч. А с бочки – обычной, в которой квасили капусту – снимали обруч, который использовали вместо кольца. И играли. Литовцы выиграли чемпионат Европы – хотя и с помощью американцев, которых было несколько в команде, – но это в любом случае имело большое влияние на молодежь и, возможно, корни уходят именно туда.

- Получается, у вас выбора не было: сын плотника обязательно станет плотником!

- Подумайте! У меня мама – тренер. Она, к слову, первый наставник Марчюлениса, плюс отец. Представьте: кто у нас дома собирался по вечерам? Баскетболисты! Они постоянно бывали у нас, отдыхали, общались. Как вы думаете, что я делал? Сидел на кухне и слушал все, впитывая в себя. Какой у меня мог быть иной путь? У меня есть сестра, она на восемь лет меня старше. Тоже баскетболистка: играла в сборной Литвы... С другой стороны, я не представляю себя в офисе, отрабатывающим положенные восемь часов в день за свою зарплату. То, что есть сейчас – стиль моей жизни и я рад, что это имею.

- Почему вы стали тренером?

- Я стал тренером, потому что игрок из меня не получился. Все дело в таланте. Все ожидали, что я буду такой же, как мой отец, а мне не хватало таланта – все очень просто. Все смотрели на меня, как на сына Бутаутаса. И в 29 лет – я помню очень четко этот момент – я сказал себе: "Все. Конец". От родителей я был наделен максимализмом: либо ты победитель, либо – никто. И чем играть где-то в Польше или во Франции и быть там середнячком или, скажем, быть лучшим в самой плохой лиге, лучше делать другое: то, что я знаю и умею.

- Итак, вы начали работать с детьми...

- Да, хотя у меня были предложения и играть, и работать тренером, но мне отец сказал: «Если хочешь быть хорошим наставником, ты должен пройти все ступеньки. Тогда будешь понимать баскетбол». С отцом, которого я очень люблю, у меня были непростые отношения – мы оба были "орлы" (смеется). Два "орла" в одном гнезде – сами понимаете...

- Кроме непосредственно тренерской работы, вы, насколько мне известно, защитили диссертацию по баскетболу! Откуда возник импульс заниматься баскетболом с научной точки зрения?

- Мой сын мне сказал: "Отец! Я буду игроком". Я ему: "А если не будешь? Что, все развалится? Что будешь делать тогда? У тебя должен быть план "Б". Отвечая на ваш вопрос – это, может быть, и был мой план "Б". Я работал 10 или 12 лет преподавателем. Другой вопрос – кто меня к этому подтолкнул. Это был уважаемый человек, друг моего отца (они вместе играли в сборной СССР) Стасис Стонкус. Он был руководителем моей работы. Он меня позвал и сказал: «У тебя есть опыт. Задумайся о диссертации». В то время я ответил: "Это мне не надо. Я хочу быть тренером". На что он мне возразил: "Представь: а вдруг не получится? Будешь работать простым преподавателем за 800 литов. С таким-то опытом!" А когда он узнал, что я записывал все, что делал, собрав, таким образом, гору материала, он сказал: "Да ты с ума сошел! А ну давай, делай!" Его убеждения плюс опыт стали залогом появления этой работы.

- Как звучала тема диссертации?

- Мне трудно сейчас перевести тему работы на русский... Тема связана с преподаванием баскетбола и молодежью. Конечно, Стонкус помог ее по-научному сформулировать. Я ему сказал: "Профессор! Зачем так сложно?". Он улыбнулся: "Если будет просто – это не будет наука" (смеется). А если серьезно, мой эксперимент длился шесть лет, я работал и все записывал. Профессор так мне и сказал: «Некоторые делают диссертацию просто чтобы сделать – а твоя работа даст кому-нибудь пищу для размышления. Шестилетний труд!"


Представляю, скольких сделал несчастными

- Кресло главного тренера - это электрический стул. Но одно дело клуб, а что тогда можно говорить о сборной? Что вообще означает для литовца работа главным тренером сборной?

- Я отдаю себе отчет в том, что это интервью будет перепечатано в Литве...

- Следят?

- Конечно! И могут не только перепечатать, но и вырвать из контекста или что-то вложить мне в уста. Работать главным тренером сборной – это нелегко. Это большая честь, которая выпадает не каждому, и я очень рад, что мне довелось это делать. Но это и очень большая ответственность. Я представляю, сколько людей я сделал несчастными после этого чемпионата. Мне очень жаль, что так получилось, но... Искренне желаю своему преемнику, Кястутису Кемзуре, удачи. Я патриот и всегда им буду – сегодня я живу в Украине, завтра, быть может, буду жить в Мозамбике или где-то еще, но я всегда буду литовцем. У нас маленькая страна и мы все живем сообща, и я всегда буду со своей землей и со своим народом.

- Перейдем к делам клубным. Какой была ваша реакция, когда вы услышали об интересе со стороны вице-чемпиона Украины?

- Я доверяю своему агенту. Если он мне сказал, что ты можешь доверять этому человеку (речь идет о президенте БК Донецк Сергее Дядечко – прим.авт.) – я это воспринял сразу. Когда мы пообщались с президентом, я увидел, что это порядочный, интеллигентный человек. В наши времена это редкость. Плюс он – фанатик, и это мне очень нравится. Мне также импонирует то, что у Донецка есть большие цели и амбиции.

- До того, как подписать контракт, вы приезжали в Донецк?

- Нет, мы встретились в Киеве. Сергей Владимирович пригласил меня к себе домой – а такое, согласитесь, тоже не часто встречается. Конечно, я смотрел игру команды на видео, знал, кто и как в ней играл. Я все наблюдаю – это моя работа. Я каждое утро включаю ведущий баскетбольный портал Европы и смотрю, что случилось в Греции, Финляндии, Белоруссии... Знаю Донецк еще и потому, что здесь играло много игроков из Литвы, и Игорс Миглиниекс тут работал. Мы ведь одногодки, вместе росли, играли, выиграли молодежный чемпионат Европы. Так или иначе, все отзывы о Донецке были положительными – в итоге я здесь.

- Летом вы работали в сборной, а первый этап подготовки Донецк проходил под началом ваших помощников. Вы им настолько доверяете?

- Я доверяю им на 150% и благодарен нашему президенту, что он мне поверил на слово и разрешил осуществлять подготовку к сезону моим ассистентам. С Виргиниусом Макалаускасом я знаком много лет: мы с ним долго работаем, вместе добились многих побед. Это прекрасный человек, отличный профи. А с Зораном Калпичем у нас одинаковое понимание баскетбола. У меня была такая ситуация – я работал тренером национальной сборной, и никуда от этого не денешься. Думаю, мы провели хорошую работу и за этот месяц проиграли лишь Бильбао (при воспоминании об играх с испанцами тренер заметно мрачнеет – ред.). Большой проигрыш, который я переживал два дня и до сих пор не могу пережить. Однако, думаю, мы достойно играли против одной из лучших команд. Не примите как оправдание, я не снимаю с себя ответственности, но больше всего не хотел при жеребьевке получить Памесу и Бильбао.


Пауза – чтобы переосмыслить и поменяться

- Был ли у вас кадровый карт-бланш от президента при формировании ростера Донецка на сезон 2009/10?

- Мы очень много дискутировали, много спорили... Да, в плане кадровых решений мне дана определенная свобода. Кстати, серьезные изменения происходят и сейчас, но, простите, я не буду пока говорить, какие конкретно.

- По итогам матча с Бильбао какие-то репрессии будут?

- Какие репрессии? Не стоит так говорить. А вот изменения будут. Какие? Вскоре вы все узнаете. Дадут ли перемены эффект – покажет время. Многое зависит от того, когда приедут новые игроки и сколько у нас будет времени, чтобы поставить новую игру. Потому что старую игру надо забыть, нам надо меняться.

- Пауза в чемпионате пришлась весьма кстати...

- Конечно, этот проигрыш и этот перерыв способствуют тому, что что-то произойдет в этой команде. Просто мы еще на 100% не решили, потому воздержусь от публичных деклараций.

- Наверняка и у игроков Бильбао тоже бывают черные дни, но в решающий момент карта легла им в масть. Не причина ли этому, кроме всего прочего, сила чемпионата Испании?

- Безусловно, они играют в самой сильной европейской лиге, и у них очень серьезные амбиции. По сравнению с прошлым сезоном команда усилилась. Не нужно забывать, что Бильбао уже играл в полуфинале этого кубка – турнира, в групповую стадию которого мы так хотели попасть!

- Чемпионатом Испании можно долго восторгаться. Хотелось бы также услышать вашу оценку чемпионата Украины.

- О, я очень высокого мнения об уровне украинского баскетбола. Наши первые семь-восемь игр это подтверждают. Даже в матчах, в которых мы объективно были фаворитами, у нас были проблемы. Мое мнение: объединение двух лиг – хорошее решение для развития украинского баскетбола. Сейчас есть три-пять команд, объективно претендующих на чемпионское звание. Но не сомневаюсь, что может включиться и шестая, и седьмая. Более того – уверен, скоро произойдут перемены в других командах, кто-то наверняка еще будет усиливаться. Так что чемпионат ожидается необычайно интересный.

- Насколько сложно возглавлять команду, ростер которой все называют не иначе как чемпионским?

- Конечно сложно. Но хочу отметить, что все сегодняшние прогнозы не имеют под собой почвы. Сегодня мы можем говорить все, что угодно, но придет май – и тогда все будет решаться. Уверен: все будет по-другому. Но, будучи в Донецке, я отдам все, что умею, и сделаю все, что от меня требуется, чтобы выполнить поставленные передо мной задачи...

- Я так понимаю, что амбиции тренера Бутаутаса – не только чемпионат Украины...

- Да, Евролига УЛЕБ и Кубок Европы... квалификацию которого мы проиграли четыре дня назад.

- Евролига УЛЕБ – соревнование, которое многие называют "кастовым", где работают немного иные законы, нежели просто спортивные. Как вы к этому относитесь?

- Скажем так – есть условия, которые не от нас зависят, а мы, поскольку здесь играем, будем эти условия соблюдать. Никуда от этого не денешься...

- Тогда что вы скажете по поводу Еврочелленджа и касательно соперников, которые нам попались в групповом турнире?

- Я даже не смотрел на Еврочеллендж до нашей игры с Бильбао, потому что не допускал мысли, что мы можем проиграть. И только после поражения, вчера, я рассматривал команды и группы. В каждой группе есть сильные команды, обыграть которые будет очень тяжело. Некоторые по своему уровню могли бы играть в УЛЕБ – и были бы там среди лидеров. Будет нелегко. Фаворита нашей группы назвать не берусь – это сейчас было бы некорректно. А календарь я уже анализировал. То, что мы много играем, это факт. Но мы – баскетболисты, все ждут от нас много ярких игр и никто не хочет, чтобы мы выходили на площадку раз в неделю.

- Не стоит забывать, что БК Донецк также играет в новом турнире – Единой лиге ВТБ. Каково ваше мнение о ней?

- Создать ее было очень хорошим решением: эта Лига имеет отличный состав, а играть с сильными командами интересно абсолютно всем. Дай Бог, чтобы это развивалось. Я даже не сомневаюсь, что игроки полностью выкладываются в играх Лиги ВТБ! Никого не надо дополнительно настраивать на игры против Химок, УНИКСа или ЦСКА.


Комок вредных привычек в ежовых рукавицах

- Рамунас Бутаутас – каков он в быту? О крутом нраве мы наслышаны, а вот вредные привычки...

- Да я просто комок вредных привычек! Спортом не занимаюсь, курю много, диету не соблюдаю, кофе пью литрами...

- А от баскетболистов, наверное, требуете соблюдения режима! Прописываете, кстати, это в контракте?

- Конечно, требую, и послабления не даю. В Риге это, действительно, было прописано, а здесь я не успел это сделать, так что просто предупредил ребят – и они слушаются. Я строг – в том числе и в отношении самого себя. Например, люблю красное вино, но не позволяю себе выпить с вечера бокал. Это мой принцип, это знают все мои друзья, и никто меня не уговаривает.

- Что расскажете о быте? Как вы обустроились в Донецке?

- Не хорошо, но... просто великолепно! Быт у нас здесь устроен. Машина, квартира... Донецк – очень красивый город, прекрасный. У меня-то есть с чем сравнивать: мы поездили немного, поиграли в других городах. Чувствую себя комфортно по всем статьям. На Донбасс Арене уже был не один раз. Мой ассистент - хорват, так что...

- ...наверняка он успел навести мосты с Дарио Срной?

- Да-да, и не далее как вчера Калпич с ним встречался, перед отъездом Дарио в Хорватию на товарищеский матч его сборной.


Ни одного конфликта!

- В чем сейчас, с вашей точки зрения, самая сильная сторона БК Донецк?

- Прежде всего, хорошая организация и микроклимат. Да, атмосфера у нас очень хорошая. Я этим очень доволен, потому что это редкость. Конфликты в команде неизбежны: ведь здесь встречаются игроки разных национальностей, традиций и темпераментов. У нас на сегодняшний день не было ни одного конфликта – даже крошечного. И еще сила клуба в его амбициях. Они мне очень импонируют, это – сила, которая будет этот клуб продвигать вперед.

- А что нужно исправить?

- Всегда, даже после выигранного матча, у тебя есть что сказать своим игрокам. Только глупый человек может сказать, что сегодня мы хорошо сыграли и что мы "на волне". Всегда есть возможность быть лучше. Мой отец говорил: если ты считаешь, что всего достиг и все знаешь, – тебе конец. Ищи другую работу: сантехника, строителя, или там грибы собирать в лесу...

- Напоследок – ваше пожелание болельщикам БК Донецк.

- Хочу, во-первых, их поблагодарить. Во-вторых, пожелать успеха – и нам, и им, потому что мы делаем общее дело. И, в третьих, попросить чуть-чуть терпения. Я сам нетерпеливый человек, но иметь терпение в нашей работе просто необходимо.

- Каким вы видите БК Донецк через год?

- Хотел бы, однозначно, видеть нас в Евролиге. Для этого нам нужно выиграть чемпионат Украины и отборочные игры. Тогда все будут довольны.