iSport

"Возможно, мне это снится": откровения Юргена Клоппа

Наставник Ливерпуля рассказывает, как он прошел путь от работника склада до одного из лучших тренеров.
2019 г., 25 сентября, 19:00
Юрген Клопп / Getty Images

Немецкий специалист Юрген Клопп уже давно стал одним из лучших тренеров мира. Возглавив Ливерпуль в 2015-м году, он своими идеями и необычным подходом изменил весь чемпионат Англии. Именно немец является тем самым архитектором успеха мерсисайдцев последних лет. А недавно Клопп получил заслуженную награду, став лучшим тренером года по версии ФИФА.

О своей жизни, достижениях и провалах он откровенно рассказал для The Players Tribune.


Хочу начать с немного постыдной истории. Потому что иногда я боюсь, что весь мир смотрит на футболистов и тренеров, как на богов или что-то в этом роде. Как христианин, я верю только в одного Бога и могу заверить вас, что Бог с футболом не имеет ничего общего. Правда в том, что все мы ошибаемся, причем постоянно. И когда я только начинал свой тренерский путь, я допускал много ошибок.  

Это одна из таких историй.

Вернемся в 2011-й год. Моя Боруссия Дортмунд играла против мюнхенской Баварии. Это был очень важный матч чемпионата. До этого мы не могли победить в Мюнхене на протяжении 20 лет. Меня всегда вдохновляли фильмы, поэтому всякий раз, когда мне нужно было мотивировать игроков, я всегда думал о Рокки Бальбоа. Наверное, все части этой истории нужно показывать в школах по всему миру. Причем, где-то на одном уровне с изучением алфавита. Если вы смотрите такие фильмы и не хотите после них взобраться на вершину, с вами, наверное, что-то не так.  

Итак, в ночь перед тем, как мы играли против Баварии, я собрал всех ребят в отеле для разговора. Парни сидели, свет был включен. Я рассказал им правду о сложившейся ситуации: Когда Дортмунд в последний раз побеждал в Мюнхене, многие из вас все еще носили памперсы.

После этого я включил им несколько сцен из Рокки 4 на большом экране. Знаете, ту часть с Иваном Драго. Настоящая классика.  

Так вот, Драго бежит по беговой дорожке, к нему подключены всякие приборы, ученые его исследуют. Помните этот момент? Я сказал ребятам: "Видите это? Бавария Мюнхен - это Иван Драго. Они – лучшие из лучших! Лучшие технологии! Лучшие машины! Их невозможно остановить!".

Затем вы видите, как Рокки тренируется где-то в Сибири, в маленькой бревенчатой хижине. Он рубит сосны, переносит бревна по снегу и бегает в горы и обратно. И я сказал парням: "Видите Рокки? Он – это мы. Мы меньше, да. Но у нас есть страсть! У нас сердца победителей! Мы можем сделать невозможное!".

Я продолжал говорить об этом, а потом в какой-то момент я посмотрел на игроков, чтобы увидеть их реакцию. Я ожидал, что они сейчас взберуться на свои стулья, готовые взбежать на гору в Сибири.

Но все просто сидели и смотрели на меня пустыми глазами. Абсолютно пустыми. Все молчали, можно было услышать шум сверчков, если бы они там были. Они смотрели на меня и не понимали, что я хочу им донести.

И тогда я понял, что Рокки 4 вышел где-то в 80-х годах, а когда родились мои парни? После короткой паузы я сказал: "Подождите минутку, ребята. Пожалуйста, поднимите руку, если вы знаете, кто такой Рокки Бальбоа". Поднялись только две руки. Себастьян Кель и Патрик Овомойела. А все остальные: "Нет, простите, босс".

Вся моя речь - ерунда! Понимаете, это самый важный матч сезона! Может быть, самый важный в жизни некоторых игроков. А их тренер рассказывал о советских технологиях и Сибири последние 10 минут! А-ха-ха-ха! Вы можете в это поверить? После этого мне пришлось начать свою речь с начала.

Понимаете, это настоящая история. Это то, что на самом деле происходит в жизни. Все мы - люди. Иногда нам приходится немного опозориться. Это нормально. Мы думаем, что произносим величайшую речь в истории футбола, но на самом деле несем полную чушь. Но каждое утро мы просыпаемся и продолжаем делать свою работу.

Знаете, что является самой странной частью этой истории?

Честно говоря, я не могу вспомнить, выиграли мы или проиграли тот матч. Я почти уверен, что толкнул эту речь в 2011 году, перед игрой, которую мы выиграли со счетом 3:1. Тогда эта история была бы намного красивее. Но я не могу быть уверен на 100%, что это так.

Это одна из тех необычных вещей в футболе. Результаты забываются, они путаются в голове. Но эти парни, это время в моей жизни и все эти маленькие истории... Я никогда их не забуду.  

Для меня большая честь выиграть награду лучшему тренеру по версии ФИФА, но мне действительно не хочется стоять на сцене с этим трофеем в одиночку. Все, чего я достиг в футболе, стало возможным только благодаря тем, кто меня окружал. Это не только мои игроки, но и моя семья, сыновья и все, кто был со мной с самого начала, когда я был очень, очень средним человеком.

Честно говоря, если бы ко мне, 20-летнему пареньку, явился кто-то из будущего и сказал, что со мной будет дальше, я бы не поверил. Если бы сам Майкл Дж. Фокс (иполнитель роли Марти Макфлая в фантастической трилогии Назад в будущее – прим.ред.) прилетел на своем ховерборде, чтобы сказать мне, что произойдет, я бы ответил ему, что это невозможно.

Когда мне было 20 лет, я пережил момент, который полностью изменил мою жизнь. Я сам был еще ребенком, но только что стал отцом. Это было далеко не самое идеальное время, если честно. Днем я ходил в университет, а вечером занимался футболом на аматорском уровне. Чтобы оплатить обучение, я работал на складе, где хранились фильмы для кинотеатра. И чтобы внести ясность: мы говорим не о DVD. Это был конец 80-х, когда все еще было на пленке.

Грузовики приезжали в 6 часов утра, чтобы забрать новые фильмы, и нам приходилось загружать и разгружать все в огромные металлические ящики. Бобины с пленкой были довольно тяжелыми. Мы молились, чтобы они не показывали большие фильмы, что-то типа Бен-Гура. Поскольку это был бы плохой день для тебя.

Я спал всего по пять часов каждую ночь. Утром приходил на склад, затем отправлялся на занятия до позднего вечера. Потом я тренировался, а ночью пытался провести хоть немного времени с сыном. Это был сложный период. Но он научил меня реальной жизни.

Мне предстояло стать очень серьезным человеком в столь молодом возрасте. Все мои друзья звали меня ночью в паб, и каждая часть моего тела хотела сказать: "Да! Да! Идем в паб!". Но я не мог пойти, потому что жил не только для себя. Детям все равно, что ты устал и хочешь спать до обеда.

Когда ты переживаешь о будущем маленького человека, которого привел в этот мир, это действительно забота. Это настоящая проблема. Что бы ни происходило на футбольном поле, ничто не может сравниться с этим.

Иногда меня спрашивают, почему я всегда улыбаюсь. Даже после того, как мы проиграли матч, улыбка не исчезает с моего лица. Почему так? Потому, что когда родился мой сын, я понял, что футбол - это не жизнь и не смерть. Футболисты и тренеры никого не спасают. Спорт не должен распространять страдания и ненависть. Он должен быть источником вдохновения и радости, особенно для детей.

Я видел, как обычный футбольный мяч может изменить жизнь игроков. Дороги к успеху таких людей, как Мо Салах, Садио Мане, Роберто Фирмино и многих других моих парней, просто невероятны. Трудности, с которыми я столкнулся в молодости в Германии, были ничем по сравнению с тем, что им пришлось преодолеть. В их жизни были моменты, когда они могли легко сдаться, но они отказывались сложить оружие. Поймите, они не какие-то там боги, но они просто никогда не отказывались от своей мечты.

Наверное, 98% футбола - это борьба с неудачами и способность улыбаться и получать удовольствие от игры на следующий день после поражения.  

Я учился на своих ошибках с самого начала. Никогда не забуду первую из них. Я начал работать тренером в 2001-м году в Майнце, где я до этого был игроком на протяжении 10 лет. Проблема заключалась в том, что все парни были моими друзьями. И вдруг на следующий день я стал их боссом.  А они все еще называли меня Клоппо.

Когда мне нужно было объявить состав на первый матч, я подумал, что было бы правильно подойти к каждому лично и сказать ему, в основе он или нет.

Как оказалось, это был очень плохой план. У нас же были двойные гостиничные номера. Так что представьте себе: я захожу в первую комнату, встаю между двумя кроватями и говорю одному футболисту: "Ты завтра играешь". Затем поворачиваюсь ко второму и говорю: "К сожалению, ты начнешь матч со скамейки".

Я понял, насколько глупым был мой план, когда второй игрок посмотрел мне в глаза и спросил: "Но Клоппо… Почему?". Так уж сложилось, что на это нет универсального ответа. Единственное, что я им говорю - на поле могут выйти только 11 игроков.

К сожалению, мне пришлось делать это еще восемь раз - 18 игроков в девяти комнатах. Двое парней сидят на кровати. И ты говоришь: "Ты в старте, а ты – нет". И в каждой комнате ты слышишь: "Но Клоппо, почему?". Ужасное чувство.

Тогда я понял, что впервые по-настоящему наступил в дерьмо в качестве тренера. Что с этим делать? Брать салфетку, вытирать подошву и стараться смотреть под ноги в следующий раз.

Если вы все еще не верите мне, подумайте о следующем: даже мой величайший триумф в качестве тренера родился из огромной катастрофы.

Проигрыш 0:3 в Барселоне в прошлом сезоне Лиги чемпионов стал худшим результатом, который только можно себе представить. Когда мы готовились ко второму матчу, мой командный разговор был недолгим. На этот раз не было никакого Рокки. В основном я говорил о тактике. Но я также сказал им правду. "Мы выйдем на поле без двух лучших нападающих в мире. Все на этой планете говорят, что это невозможно. Наверное, это и правда так. Но это вы, парни. И потому что это вы, у нас есть шанс". 

Я и правда верил в это. Речь шла даже не о технических способностях моих игроков. Дело в том, какие они люди и с чем они сталкивались в жизни. Единственное, что я добавил, было: "Если мы проиграем, давайте сделаем это красиво".

Конечно, мне было легко сказать эти слова. Я просто парень, который орет с бровки. А вот игрокам гораздо сложнее это все реализовать. Но благодаря им и всему Энфилду мы сделали невозможное. Самое замечательное в футболе - это то, что ты ничего не можешь сделать в одиночку. Абсолютно ничего, поверьте мне.

К сожалению, я не видел самый невероятный момент в истории Лиги чемпионов. Может быть, это хорошая метафора для описания жизни футбольного тренера, я не знаю. Но я полностью пропустил тот гениальный угловой в исполнении Трента Александра-Арнольда. Я видел, как мяч вышел на угловой. Потом Трент подошел, чтобы его исполнить. Я видел, как Шакири шел за ним.

Но потом я отвернулся к скамейке, чтобы сделать замену. Подошел к помощнику, и ... Вы знаете, у меня мурашки по коже каждый раз, когда я думаю об этом ... Я просто услышал тот самый шум Энфилда. Потом повернулся к полю и увидел мяч в воротах.

Я посмотрел на Бена Вудберна, и он сказал: "Что, черт возьми, только что произошло?!". Знаете, что я ему ответил? "Понятия не имею!". Весь Энфилд сошел с ума. Я едва слышал своего помощника, и он кричал: "Так что, мы все еще делаем замену?".

Ха-ха-ха! Я никогда не забуду, как он это сказал. Это всегда будет со мной.

Вы можете представить? Восемнадцать лет в качестве менеджера, миллионы часов просмотренного футбола, и я пропустил самую хитрую вещь, которая когда-либо происходила на поле. После этого я пересмотрел гол Дивока 500 тысяч раз. Но лично я видел только то, как мяч влетает в сетку.

Когда после матча я добрался до своей маленькой тренировочной комнатушки, у меня даже не было сил выпить пива. Я просто сидел с бутылкой воды в тишине, улыбаясь. Это то чувство, которое я не могу описать словами. По возвращении домой моя семья и друзья хотели устроить большую вечеринку. Но я был настолько эмоционально истощен, что просто пошел спать. Тело и разум были совершенно опустошены. После этого у меня был лучший сон в жизни.

Проснувшись на следующее утро, я наконец-то понял: "Это правда. Это действительно случилось". Для меня футбол – единственная вещь, которая вдохновляет больше, чем кино. Я проснулся, а вся та магия никуда не делась. Мы победили Драго! Это было на самом деле!

Я думаю об этом с июня, когда мы привезли кубок Лиги чемпионов в Ливерпуль. У меня нет слов, которые могли бы описать эмоции того дня. Мы ехали на чемпионском автобусе, и каждый раз, когда мы думали, что парад уже должен закончиться, мы поворачивали за угол, и парад продолжался. Волшебное чувство. Если бы вы могли выразить все эмоции, все волнения, всю любовь в тот день, погрузить в бутылку и раздать всем людям, мир стал бы лучше.

Я до сих пор не могу выбросить эмоции того дня из головы. Футбол дал мне все в жизни. Но я действительно хочу отплатить миру той же монетой. Легко говорить, конечно. Но как мне по-настоящему что-то поменять? 

За последний год меня очень вдохновили встречи с Хуаном Матой, Матсом Хуммельсом, Меган Рапино и многими другими футболистами, которые присоединились к движению Common Goal. Это невероятный проект. Более 120 игроков пообещали отдавать 1% своих доходов в пользу футбольных негосударственных организаций по всему миру. Это движение уже проспонсировало молодежные футбольные программы в Южной Африке, Зимбабве, Камбодже, Индии, Колумбии, Великобритании, Германии и многих других странах.

Это не просто какая-то закрытая тусовка для самых богатых футболистов в мире. Вся женская сборная Канады присоединился к проекту. У организации есть партнеры и доноры в Японии, Австралии, Шотландии, Кении, Португалии, Англии, Гане. Как можно не вдохновляться этим? Таким и должен быть настоящий футбол.

Я лишь хочу быть частью этого, поэтому обязуюсь отдавать 1% годовой зарплаты в пользу Common Goal. Надеюсь, что многие люди в футбольном мире присоединятся ко мне.

Ребята, давайте будем честными. Нам чрезвычайно повезло. И это наша обязанность как людей с привилегиями — делиться с миром.

Не нужно забывать, кем мы были раньше. Этот пузырь, в котором живем мы, футбольные люди, не является реальным миром. Простите, но все, что происходит на поле, не является настоящей проблемой. У прекрасной игры должно быть большее предназначение, чем просто доход и трофеи, не так ли? 

Подумайте, чего бы мы могли достичь, если бы собрались вместе и пожертвовали 1% того, что зарабатываем. В наших силах сделать этот мир лучше. Может быть, я наивен. Может, я просто сумасшедший старый мечтатель.

Но для кого эта игра?

Мы все чертовски хорошо знаем, что эта игра - для таких, как я. Для мечтателей.

Перевод и адаптация - Александр Швец, iSport.ua.