Тики-Тотти
Этим заявлением новый спортивный директор римского клуба, Вальтер Сабатини, сразу дал понять собравшимся журналистам, что строительство новой команды рискует стать непредсказуемым. Но тем самым между будущим творением синьора Вальтера и романом его однофамильца-писателя можно провести параллель - Рому наверняка ожидает одиссея по бескрайней пучине мучительной перестройки.
С тех пор как джаллоросси перешли в собственность структуры американца Томаса Ди Бенедетто, от Волков ожидали громких трансферных свершений. Сделка по смене владельца еще не была завершена, а итальянские СМИ уже сотрясали слухи будущих покупок Ромы. С этого момента прошло уже два месяца, но слухи так ими и остаются.
В то же время не перечесть тех кандидатов на должность нового наставника команды, имена которых упоминались в масс-медиа (особенно часто фигурировали имена Карло Анчелотти и Андреша Виллаша-Боаша), тем не менее, алленаторе джаллоросси весьма неожиданно оказался Луис Энрике.
"Мы назначили Луиса Энрике, потому что хотим играть в другой тип футбола. Это новый и мужественный выбор, но он был сделан без всяких колебаний", - оказал поддержку новому рулевому все тот же Сабатини.
"Мы изучали кандидатуры Клоппа, Гарсии, Пиоли и Джампаоло - все они превосходны, но Луис Энрике принял наше предложение и был нашим первым выбором".
Не будем заострять внимание на противоречащей самой себе второй фразе функционера римлян (если принял предложение именно он, то как он мог быть первым номером?). Лучше-ка рассмотрим первое заявление Сабатини...
Очевидно, что под другим типом футбола в Роме понимают всепобеждающий стиль Барсы, из которой пришел хихонец. Да, Луис Энрике не имеет опыта работы с первой команды вообще, но как раз он тренировал Барселону-Б - ту самую резервную команду, с которой до него работал Пеп Гвардиола. Последний оставил дубль Барсы три года назад, но за это время сумел выиграть десять трофеев с первой дружиной блаугранас. Совершенно недурной пример оказался заразительным.
Очевидно, что и в желто-красном клубе Рима хотят видеть знаменитую манеру игры каталонцев: те самые пресловутые "тики-така" (короткая и быстрая перепасовка), "рондо" (частый контроль мяча, которому учат в Барсе всех ее воспитанников), во внедрении чего помочь Луису Энрике могут его бывшие подопечные - Хеффрен, Ромеу, Монтойа и Сориано. Именно их подписания куда более вероятны, нежели Пасторе и других дорогущих исполнителей, о которых роились слухи прежде.
Но один вопрос остается без ответа. Успех Гвардиолы в Барсе прежде всего связан с тем, что он не менял клуб, структуру и не навязывал другую философию тем, с кем работал. Все игроки знали о ней прежде. Гвардиола просто пошел на повышение, став более умудренным и применив впитанный годами опыт за время игровых, тренерских и просто житейских лет, проведенных в Барселоне. Задача же Энрике, даже если тот ни в чем не уступает своему бывшему партнеру по блаугранас в плане тренерских талантов, - создать на базе иной команды с иной философией такую себе итальянскую Барсу.
Очевидно, что это куда сложнее... После этого можно не вспоминать и чисто психологический фактор: Гвардиолу почитают легендой в столице Каталонии и потому ему был выдан негласный карт-бланш на строительство новой команды. И все равно Пепу почти сразу же удалось превратить вверенный ему коллектив в победоносную машину. Чужака же Энрике, в случае продолжительных неудач, горячие тифози могут долго не вытерпеть...
Но это только один, хотя, быть может, главный вызов, который стоит перед командой нового алленаторе. Вторая - исполнительский состав.
"Проблемой Ромы является не цена на игроков, а их возраст. Мы стремимся снизить средний возраст команды" - снова вещает Сабатини (самое интересное, что сам дон Вальтер все еще не знает, какой у него бюджет на новых игроков, о чем тот даже признался).
Под вопросом будущее Мирко Вучинича, Жереми Менеза и Марко Боррьелло. Именно от того, смогут ли вписаться в новую модель игры нового наставника и зависит будущее этой троицы. Каждый из них может не справиться с постоянной необходимостью качественно играть в короткий пас, привычкой делать это не дальше десяти метров вперед, как учит философия Барсы с тем, чтобы затем можно было быстро и успешно включить прессинг. С тем же молниеносным применением сего приема эта же компания также может не совладать. Именно потому Сабатини все еще не знает, останутся ли трое в команде, особенно если учесть желание Бояна Кркича воссоединиться с бывшим наставником.
Но как быть с остальными исполнителями? Потянут ли незнакомый им футбол другие футболисты Ромы? И еще один важнейший вопрос, от которого зависит атмосфера в раздевалке будущей "Ромобарсы" - какова в этом всем роль Ческо Тотти, духовного отца джаллоросси на поле?
"Тотти будет в центре этого проекта. Рома будет построена вокруг него. Он не подвластен времени, он - свет над крышами Рима. Этот свет все еще ярок", - слега пафосно приоткрыл завесу над будущем "Иль Капитано" Сабатини.
Из этого выходит, что Тотти будет этаким римским Хави. Ческо и так был идеологом и организатором атак Волков, но означает ли сие, что ему придется действовать глубже, скажем, под форвардами? Скорее всего, это стоит понимать именно так...
Римлянами нужно решить еще одну проблему - замена ушедших Мексеса и Дони. Похоже, если верить последним сообщениям СМИ, вместо них Рома планирует привлечь Роланду из Порту и Серхио Ромеро из АЗ. Данные рокировки кажутся равноценными, но готов ли тот же Роланду перебраться в рискованный проект, имея на руках предложения от стоящих на твердой почве других клубов, а Ромеро - бороться за место в воротах с Жулио Сержио? Есть и свежий слух про Маартена Стекеленбурга - в таком случае бразильцу, пожалуй, нужно будет потесниться.
Но пока что вопросов больше, чем ответов. Как приживется новая идеология на месте старой, фундаментальной и чисто итальянской, в которой результат - превыше всего? Как проявит себя на новом месте при незнакомых обстоятельствах Луис Энрике? Кто будут новые джаллоросси, а кто снимет с себя эти цвета? Три года назад вопросов было не меньше, когда Барселону возглавил Гвардиола, но даже если испанскому алленаторе удастся внедрить каталонские идеи в Риме, будет ли копия настолько же похожа на оригинал?
Использованы фото Reuters и Getty Images