iSport

На пороге новой системы

2011 г., 15 декабря, 20:31
Минувшая неделя подарила нечто большее, чем просто футбол.

Так, в прошлый четверг те, кто смотрел первый финальный матч Копа Судамерикана видел кое-что необычное: Универсидад де Чили, который этой ночью выиграл трофей в ответном поединке, обыграл соперника с помощью схемы 3-1-4-2. Мы видели 3-3-2-2 и 3-3-1-3 ранее от команд Марсело Бьелсы, но эта тактика, в которой вингбеки действовали так высоко, что по сути выступали хавбеками, а глубоко посаженный опорник по сути был вспомогательным центрбеком, стала чем-то новым.

Три с половиной человека и Руанда

В тот же четверг во втором тайме полуфинального матча Кубка CECAFA против сборной Судана Руанда перешла на 3-1-4-2. Последней спокойно удавалось удерживать соперника в первом тайме, который завершился в ее пользу - 1:0, но переход Судана от 4-4-2 к 4-2-3-1 добавил ему большей атакующей широты (появился перевес на флангах) и позволил сравнять счет на 68-й минуте.

Это заставило сербского наставника Руанды Милутина Средоевича снять с игры 17-летнего центрбека Эмери Байсинге и выпустить вместо него еще одного 17-летнего исполнителя - хавбека Эндрю Бутиру. Бутира считается креативным игроком, но в данном случае получил указание играть глубже, и таким образом Руанда переключилась на 3-1-4-2. Решение казалось противоречивым: если твой соперник имеет преимущество на флангах, последнее, что приходит на ум - это еще больше сузить игру.

Однако именно это и помогло Руанде. Команда Средоевича перехватила контроль над центром поля, отрезав края Судана от поддержки. Бутира и два фланговых игрока, Жан-Клод Иранци и Эрик Гасана, получили пространство для создания атак - как результат, Оливье Карекези забил победный для Руанды гол за 13 минут до конца матча.

Это было удивительно - неожиданная тактическая схема была использована в один и тот же день в Эквадоре (Копа Судамерикана) и Танзании (Кубок CECAFA). Но наибольший сюрприз случился поздним вечером в субботу, когда эта же формация заявила о себе не в провинциальном африканском турнире и не втором по значимости южноамериканском кубке, а событии куда более популярном - испанском Эль Класико. Как будто вирус 3-1-4-2 распространился по всему миру...

Пеп Гвардиола начал игру с 4-3-1-2, где роль той самой единички выполнял Сеск. Но позже он изменил схему, выдвинув Дани Алвеша с позиции правого бека на место правого хавбека с тем, чтобы прерывать проходы Марсело и отрезать Роналду от его поддержки.

Данный шаг позволил Пуйолю отойти на позицию правого защитника, тогда как Бускетс ушел назад, став вторым центрбеком Барсы. Пике же предстал правым центральным защитником, помогая Пуйолю в случае необходимости справляться с Роналду.

В то же время Алексис Санчес выступил центрфорвардом ("ложной девяткой", но при этом больше смещаясь на фланги, нежели действуя по всей ширине поля), демонстрируя высокую мобильность. Месси тем самым взял на себя роль классической "десятки" (плеймейкера), Иньеста же ушел налево, а Сеск сместился близко к Хави. Поначалу эта схема выглядела как 4-2-3-1, как будто Барселона намеревалась бить Реал его же оружием, играющим по такой же формации, но затем все все стало очевиднее.

Многое сказано о том, насколько ключевым исполнителем для каталонцев является Бускетс, который начинает атаки команды, но, кроме того, он часто предстает спасителем для партнеров: если того накрывают, он может отдать назад на Серхио. Закройте путь к бегству, и тревожность того, кто пребывает под давлением в данной ситуации усилится. Атакуйте метронома, и весь оркестр потеряет свой ритм.

Жозе Моуриньо удивил многих, выбрав 4-2-3-1, а не 4-3-3, но это позволило ему задействовать прессинг с помощью пятерки игроков, оставив Диарра позади с тем, чтобы защищать четверку защитников. Такая тактика помогла Реалу не только забить, но и оглушить соперника.

Но отойдя вглубь, Бускетс получил время и пространство, и тем самым - возможность снова влиять на игру. В этом был риск, ведь таким образом свободу получил Езил, однак Месута можно отнести к плеймейкерам старого типа - того, которому нужно время для принятия решений, чего нет в сумятице подобных сражений. Потому Бускетс обычно успевал накрывать немца.

Мы часто видели, как хав Барсы опускается вглубь из полузащиты и становится центрбеком, но в данном случае все было наоборот - Серхио вышел из обороны, превратившись в хавбека. Это логичный результат как для команды, которая часто переходит от игры в три на игру в четыре защитника. Тем самым можно смело заявить, что Барселона играла в три с половиной защитника.

Наглядно и красочно о смене тактики каталонцев в ходе Эль Класико и том, как это повлияло на результат, расскажет это видео:



Первые принципы

Подобное можно было предугадать. Когда Джекки Чарльтон дал свой знаменитый комментарий после ЧМ-94 о том, что крайние защитники - наиболее важная позиция на поле, он имел в виду то, что в матче команд, играющих 4-4-2, у тех есть непосредственный соперник на поле. Эти игроки особенны не потому что их позиция изначально чем-то наделена - все дело в том, что у них есть время и пространство для того, чтобы влиять на игру. Обыграй своего визави, и путь к воротам открыт.

С того момента футбол продвинулся дальше, и доминирование схем 4-2-3-1 и 4-3-3 означает то, что у фуллбеков по-прежнему есть свой непосредственный визави. Это порождает потрясающие тактические дуэли - Роберто Карлос против Бекхэма (матч Реал - МЮ в 2003-м году), Уолкотт против Праньича (Англия - Хорватия, 2008), Эссьен против Роналду (финал ЛЧ-2008), Бэйл против Майкона (Тоттенхэм - Интер, 2010). Но кроме того это еще означает и то, что у фуллбека больше нет прежней свободы в силу наличия подстраховки. Ему больше не гарантирован тот фланг, где он действует.

В таком случае, где-то высвобождается пространство. Если та или иная команда действует с четырьмя защитниками против соперника с единственным форвардом (или "ложной девяткой"), тогда очевидно, что один из центрбеков получает свободу действий. Но все обстоит иначе, когда пространство получает фуллбек, ведь понятно, что единственному форварду гораздо легче преодолеть 10 метров, чтобы накрыть другого центрбека, чем - 30, и накрыть фуллбека.

Вот и создается ситуация, при которой тот самый "лишний" центрбек получает возможность выдвигаться вперед, как в случае с Бускетсом. По крайней мере, пока в игру не вступит какой-то другой прессингующий соперник.

Два года назад я предположил, что мы станем свидетелями того, как часто вперед с мячом к Серхио будет выдвигаться Пике, но случилось обратное, и теперь мы видим, как Бускетс отходит назад в помощь Херарду (в данном случае сработало влияние Бьелсы на Гвардиолу: у аргентинского тренера, который также повлиял на наставника Универсидад де Чили Хорхе Сампаоли, входит в привычку оттягивать хавбеков назад в оборону - подобное в нынешнем сезоне он проделал с Хави Мартинесом в Атлетике). При этом эффект остается прежним - или это центрбек, выдвигающийся вперед, или плеймейкер - отходящий в оборону.

Конечно же, подобное не есть чем-то новым. Можно вспомнить, как в 50-х наставник бразильской Вила Новы Мартим Франсиско превращал своего левого центрхава в четвертого защитника - кватро загейро - термин, который до сих пор используется Бразилии для защитника, выдвигающегося в полузащиту.

Еще известнее пример Франца Беккенбауэра и целого поколения защитников-либеро, популярных в 70-80-е годы, а также примеры Миодрага Белодедичи и Маттиаса Заммера в 90-х. Заммера можно считать едва ли не последним игроком данного типа, поскольку позиция либеро (последнего защитника) уже не используется в течение 15-20-ти лет, будучи вытесненной влиянием Арриго Сакки и его мощным прессингом.

Среда для изменений

Вот почему роль Бускетса столь примечательна - она облегчает игру системе в три с половиной защитника против соперника, который прессингует. И снова-таки, у этого явления был прецендент, и не удивительно, что случился он как раз в Барселоне. Это "Дрим Тим" начала 90-х Йохана Круиффа, которая играла по 4-3-3 или 4-4-2, практиковала схему 3-1-3-3, как и, кстати, Голландия Хиддинка. У Круиффа чаще всего этой единичкой выступал Куман, но, бывало, на этой позиции действовал как раз Гвардиола, тогда как у Хиддинка, на Евро-96, таковым выступал Зеедорф.

Таким образом Пеп просто вернулся к своим корням, хотя роли Кумана и Бускетса разнятся, за исключением того, как выстраивается соперник. Ведь 3-1-3-3 Круиффа основывалась на убеждении голландской сборной Ринуса Михелса, согласно которому на поле должно быть столько защитников, сколько форвардов у соперника, плюс еще один оборонец, которым и был Куман, остававшийся свободным, пока на ворота Барсы не надвигалась атака. Тогда Рональд отходил назад и становился центрбеком.

У Гвардиолы же - по крайней мере, в субботнем Эль Класико - Бускетс оставался глубоко (как и Куман, глубже вражеской полузащиты, но еще глубже, чем действовал голландец, потому что переход из обороны в три защитника к обороне в четыре предполагает то, что полузащита соперника действует выше) и выдвигался выше, когда плеймейкер соперников (в субботу - Езил) включался в игру.

Игру в три с половиной защитника задействовал и Моуриньо в августовской дуэли с Барселоной в Суперкубке. Тогда у Реала было три центрбека, а Рикардо Карвальо был отряжен вперед для того, чтобы справиться с Месси - "ложной девяткой". Результат выдался в целом успешным, хотя в итоге это обернулось против бланкос, ведь Карвальо не всегда возвращался назад, действуя персонально против Лео.

Как видим, в нынешнем сезоне есть несколько примеров игры с 3-1-4-2 - в зависимости от тех целей, которые преследует команда, действующая по данной тактике. У Реала этот свободный игрок должен был оказывать персональную опеку, у Универсидад де Чили - подстраховывать вингбеков, действовавших высоко,  у Руанды же - перехватить контроль над игрой в зоне полузащиты за счет большего насыщения оной. Наконец, у Барселоны - расчистить свободное пространство для своего диспетчера. Раз уж есть четыре разных способа прийти к единому решению, значит, причины его появления всюду разные.

Но почему это присходит именно сейчас? Просто все возвращается к истокам, как это всегда происходит в вопросах тактики, - к стремлению находить свободное пространство. Доминирование тактик, которое наблюдается в последние десять лет, когда на поле есть только один центрфорвард или его нет вовсе, оставляет центрбеков без дела. В некоторой степени это помогает, обеспечивая дополнительный тыл, однако с этим можно сделать нечто большее, и именно в этом начало развития нового этапа футбольной тактики.

Материал Джонатана Уилсона, The Guardian