iSport

Герои Дакара. Ари Ватанен

2013 г., 23 января, 14:19
Цикл статей о победителях самого главного ралли-рейда логично было бы начать с небольшого рассказа об истории этого соревнования. Ранее наш сайт уже выходил с подобным материалом: заблудившийся Тьерри Сабин, с которого все и началось; постоянные изменения маршрута; переезд в Южную Америку... Обо всем этом вы можете прочитать здесь. Рассказывали мы и о Ютте Кляйншмидт, бросившей вызов всем мужчинам и победившей их. Сегодня же предлагаем вам познакомиться со знаменитым финским гонщиком Ари Ватаненом, ставшим чемпионом в классическом ралли и завоевавшим, как он сам говорит, "четыре с половиной" титула на Дакаре.
 
У маленького Ари не было никаких предпосылок к серьезным занятиям автоспортом. Когда ему было восемь лет, в автокатастрофе погиб его отец - такая трагедия у кого угодно вызовет ненависть к четырем колесам. Но Ватанен-младший выдержал этот удар судьбы, и в 1970 году его фамилию уже можно было найти в списке участников национального раллийного чемпионата. (Первым гоночным автомобилем Ватанена был "Опель-Кадет".) В следующем году пришла первая победа, а в 1974 г. Ари дебютировал в только что основанном чемпионате мира по ралли - конечно же, на домашнем этапе. Ралли "Тысяча озер" уже тогда славилось своими безумными скоростными спецучастками, и финишировать молодому гонщику не удалось...
 
Постоянным участником WRC Ватанен стал только в 1977 году. Сменив скромный Opel Ascona на легендарный Ford Escort, Ари принялся колесить по свету. Первый подиум пришел почти сразу же, но к следующему подобному успеху ему пришлось продираться сквозь дебри бесчисленных сходов. В 1979 году в WRC наконец-то начали разыгрывать первенство среди гонщиков (а не только командный титул), и Ватанен, перешедший под крыло Rothmans Rally Team, тремя попаданиями в первую тройку доказал, что команда не ошиблась с выбором пилота.
 
Годом позже Ватанен впервые поднялся на высшую ступень пьедестала; это, однако, не позволило нашему герою побороться за чемпионство. Проблемы с финансированием привели к тому, что Ари пришлось пропустить несколько этапов... Чемпионом стал Вальтер Рёрль, а Ватанен занял четвертое место. Однако в 1981 году все сошлось один к одному: трехлетнее сотрудничество со штурманом Дэвидом Ричардсом (ныне он возглавляет известную гоночную команду Продрайв) вылилось в победы в Греции, Бразилии и Финляндии, ставшие залогом триумфа в чемпионате.
 
Добившись своей цели, Ватанен взял паузу. Спонсором RRT стал Опель, предоставивший команде все тот же "Опель-Аскона" - машину неплохую, но для борьбы за титул все же не годившуюся. Поразмыслив немного, Ватанен принял решение перейти в предложившее ему контракт Пежо, которое как раз тогда выходило на передовые позиции в ралли.
 
Peugeot 205 Turbo 16 стал настоящей раллийной легендой. Небольшой автомобиль, внешне выглядевший вполне миролюбиво (белый цвет, несколько рекламных наклеек), оказался настоящим монстром: 2 чемпионских титула (Тимо Салонен и Юха Канккунен), 2 победы в зачете производителей, 16 выигранных ралли - и все это за два с половиной года выступлений! Для полноты картины добавим, что руководителем спортивного подразделения Пежо был Жан Тодт...
 
Но все эти успехи, по большому счету, прошли мимо Ари Ватанена. Концовку сезона-1984 он провел на ура, выиграв три этапа; отлично начался и новый чемпионат... Однако затем последовали сходы, а на ралли Аргентины Ватанен попал в страшную аварию, чуть было не лишившую его жизни. Множественные переломы, операции, восстановительные медицинские процедуры, депрессия, вызванная невозможностью жить в прежнем ритме... К счастью, могучий организм гонщика справился со всеми проблемами, и спустя полтора года Ватанен вернулся в ралли. Вернулся, чтобы стать королем Дакара.
 
Нет, Ари еще долго продолжал спорадические выступления в WRC. Но семь подиумов за десять лет как-то меркнут на фоне впечатляющих достижений Ватанена на Дакаре. С 1987 по 1991 год финн четырежды побеждал в зачете внедорожников, прервав гегемонию французских гонщиков. Правда, на французской технике: первые три титула были добыты им на Пежо, а рейд 1991 года Ари выиграл на Ситроене.
 
А почему же сам Ватанен говорит о "четырех с половиной" победах? О, это почти детективная история. На Дакаре-88 Ари лидировал с огромным преимуществом, но в столице Мали Бамако его автомобиль просто-напросто угнали! Вскоре он был найден, но было уже поздно. Ватанен был дисквалифицирован, а победителем стал его старый соперник Юха Канккунен.
 
На счету Ватанена имеется победа в интересном и опасном соревновании по подъему на холм Пайкс-Пик. Однако одними гонками его таланты не ограничиваются: с 1999 по 2009 год Ватанен был депутатом Европарламента, а осенью 2009 г. выставил свою кандидатуру для участия в выборах президента FIA - и потерпел неудачу. Обошел его не кто иной, как бывший начальник Жан Тодт... Неисповедимы пути Господни.
 
P.S. В одном из интервью Ватанен говорит: "Почему среди нас так много "летучих финнов"? Не знаю. Видимо, потому, что все мы очень упорные". Да, без упорного труда в ралли просто никуда... Однако английское "stubbornness" можно перевести и как "упрямство" - в хорошем смысле, разумеется. Вот это, пожалуй, куда вернее.