iSport

Александр Башенко: "Велоспорт в Украине – два параллельных мира"

2014 г., 15 января, 15:15
Велоспорт в Украине медленно, но развивается. Вместе с киевской Race Horizon Park и Гран-при Донецка в нашей стране есть две гонки международного уровня, которые входят в календарь Международного союза велосипедистов (UCI). Тем не менее, Федерация велоспорта Украины находится в зачаточном состоянии, а организация внутренних соревнований не выдерживает никакой критики. На фоне больших системных проблем в украинском велоспорте мы поговорили с организатором Race Horizon Park и вице-президентом федерации Александром Башенко, одним из немногих бизнесменов, которые вкладывают деньги в велоспорт. В интервью iSport.ua Башенко рассказал, зачем людям из бизнеса нужен велоспорт, в чем проблемы Федерации велоспорта Украины и как Race Horizon Park будет развиваться в дальнейшем.

- Первая причина, по которой Вам интересен велоспорт, понятна – это Ваш отец, который был и президентом Федерации велоспорта Украины, и просто значимым человеком в велосипедном мире. И все-таки: зачем бизнесмену велоспорт? В чем Вы видите его преимущество над другими видами спорта?


- Сегодня велосипед – самый популярный вид транспорта в Европе. Пока в нашей стране он не так распространен в качестве возможности передвижения по городу, но уже сегодня ситуация начинает меняться. Это объясняется несколькими факторами: это интересно, доступно, подходит для любого возраста. Велосипед дарит людям адреналин, драйв и скорость. Кроме того, дедушка, к примеру, может проехаться на нем вместе с внуком. Нет никаких разделений и ограничений, не важна и выдающаяся спортивная подготовка. На велосипеде можно ездить где угодно и в любое время. Я вообще считаю, что велоспорт – самый популярный вид спорта, хотя и технически очень сложный.



Что касается моего участия в велоспорте, то Вы абсолютно правы. Мои родители – мастера спорта по велоспорту. Если сейчас дети могут спокойно ходить в кинотеатр или развлекаться на разнообразных аттракционах, то в нашем детстве родители обычно возили нас собой. Каждую неделю мой отец ездил со мной на велотрек, где я мог кататься вместе с профессиональными спортсменами.

Когда я сказал родителям, что хочу заниматься велоспортом, мама была категорически против (смеется). Она занималась этим видом на профессиональном уровне, и после нескольких серьезных травм сказала: "С моим ребенком подобное случиться не должно".

Но любовь к велоспорту у меня все же осталась. Я уже много лет знаком с Борисом Ивановым (нынешний президент Федерации велоспорта – iSport.ua), который работал в этой сфере еще тогда, когда мой отец был президентом Федерации велоспорта.

Я бизнесмен, а не спортсмен. Но чем успешнее я становился, тем четче понимал, что мои управленческие качества и мой опыт ведения бизнеса можно привнести в профессиональный спорт.  Своей моральной задачей  я считаю возвращение столице традиционной велогонки на День Киева. Это мероприятие – серьезная заявка о нашем потенциале в области велосипедного спорта  и нашей готовности вывести этот вид на мировой уровень. Так появилась гонка Race Horizon Park. "Я вообще считаю, что велоспорт – самый популярный вид спорта" И сегодня это уже не просто какая-то велогонка, а соревнование серьезного уровня, вместе с  Гран-при Донецка входящее в календарь UCI. Нам есть чем гордиться: с 2014  года в Киеве теперь три однодневки. Гонки подобного формата даже Европе особо не разрешают проводить. Нам, впрочем, дали "добро".

Сегодня Race Horizon Park – узнаваемый продукт. Нельзя сказать, что проводя эту велогонку мы привлекаем арендаторов в свои здания (Александр Башенко является владельцем бизнес-центров Horizon Park Business Center – iSport.ua), недвижимость имеет немного другой подход к строению бизнеса. Тем не менее, мы видим, как наши арендаторы, которые порой занимаются абсолютного далеким от велоспорта делом, гордятся, что причастны к такому событию. Для нас это формирование добавочной стоимости и репутации, пример социальной ответственности. В этом своя фишка: не продавать товар, а делать так, чтобы люди, которые у тебя его покупают, верили, что они участвуют в социально-спортином проекте.

- Так нужен ли бизнесу велоспорт?

- Сегодня участие бизнеса в спорте ограничено. У бизнесменов нет стимулов. Как говорит один мой знакомый народный депутат, "спорт сейчас не забыт. Он в очереди". Но это неправильно. Дело абсолютно не в недостатке выделяемого на велоспортивное направление бюджета, а в отсутствии льгот для бизнеса, который готов инвестировать собственные средства в развитие велоспорта. Дайте бизнесу возможность вкладывать деньги в спорт посредством налоговых преференций. Куда сейчас бизнесмены вкладывают деньги? В конвертационные фирмы-бабочки, приносящие огромный доход. Почему? Дело в оптимизации налогов. Если бизнесмену сказать, что для оптимизации налогов он может содержать велосипедный клуб, Вы не поверите, с какой скоростью будет развиваться спорт. Футбол, волейбол – не так важно, о каком виде речь.

Для максимально комфортной езды по пересеченной местности на велосипеде интернет-магазин F.ua советует Вам обратить внимание на двухподвес.

К примеру, возьмем любого менеджера велосипедной команды. Он платит зарплату механикам, тренерам, спортсменам, массажистам и т.д. Что они делают с этими деньгами? Например, едут на заправку и покупают бензин. С продаж бензина государство получает акциз. Круговорот тот же, но совсем под другим соусом. А когда деньги бюджетные, то задача стоит другая – побыстрее, как недавно выразился наш гарант, "приделать им ноги". Спортивное лобби пока еще слабое. "Дайте бизнесу возможность вкладывать деньги в спорт посредством налоговых преференции" Лобби футбольное – мощное, нет вопросов. Каждый футбольный клуб, впрочем, принадлежит какому-то олигарху, которому в обмен на содержание команды дан некий завод. Хороший пример – "Криворожсталь" и "Кривбасс". Отобрали у местных олигархов "Криворожсталь", и "Кривбасс" перестал существовать. Причина проста – Лакши Митталу, живущему в Лондоне, не так важны социальные темы, как доходность его предприятия. Но если бы законодательно было закреплено, что в случае финансирования футбольной команды это ложится в расходы предприятия, то он бы три клуба содержал.

В общем, проблема есть, и да, лобби пока слабое. Тем не менее, я уверен, что это – лишь вопрос времени, причем ближайшего. При том уровне, показанном сборной Украины на Олимпийских играх в Лондоне, если сравнивать его, к примеру, с Атлантой, говорить о чем-то, правда, пока сложно.

- У Федерации велоспорта Киева не так давно сменился президент. Николай Скоренко передал бразды правления вашему близкому бизнес-партнеру Сергею Осьмухину. Какова Ваша роль в этом назначении?

- Конечно, моя роль здесь – самая непосредственная. Я исходил из того, что чем скорее мы введем в велоспорт больше людей с опытом ведения крупного бизнеса, тем быстрее он заживет по-настоящему и будет развиваться семимильными шагами. Речь не идет о том, что Осьмухин зашел в Киевскую федерацию, и начал "заливать" ее деньгами. Этого и не нужно. Важно менять подход с функционерско-затратнического на нечто иное. Скоренко этим, правда, не занимался, но он был один. Если взять всех вице-президентов Федерации велоспорта Украины, то "живой" бизнес есть у единиц. А что такое "живой" бизнес? Это каждодневный контакт с людьми, принятие управленческих решений, разработка стратегии и долгосрочное видение, это и интуиция и продуктивное отношение к использованию ресурсов. Поэтому в Киеве нам нужен был человек, который с деловой точки зрения привлечет в федерацию некую энергию, определенное внимание.



Не стоит забывать: мотивировать банкира зайти на общественную должность, а потом что-то еще привносить – это очень сложно. На сегодня банкир – это банкир, пусть подобное изречение и звучит крайне банально. Его интересует исключительно свой банковский бизнес, где он занят каждый день. Кроме того, у Сергея Осьмухина близкий персональный контакт с Игорем Макаровым, президентом Федерации велоспорта России. Некоторые могут в очередной раз сказать: "Зачем нам эта Россия?". Но давайте исходить из следующего: участвуют наши команды в российских велогонках? Да, участвуют. Их приглашают? Приглашают. Kolls Cycling Team ездила в этом году Пять колец Москвы. Ребята выиграли там все, что только можно, но их все равно приглашают, а могли бы сказать: "Вы из Украины? Вот и катайтесь в своем Крыму". Но такого нет.

Сейчас есть идея провести многодневную велогонку Ялта – Сочи. Она может стать колоссальным украино-российским проектом, который необходимо тщательно спланировать и организовать. Опыт Сергея здесь, несомненно, сыграет ключевую роль. Уверен, что Сергей Осьмухин сыграет позитивную роль в развитии велоспорта не только в Киеве и в Украине, но и  на межгосударственном уровне.

- О "глобальном украинском уровне". На сегодня Федерация велоспорта Украины фактически не работает. У Вас не было мысли стать ее президентом?


- Это очень непростой вопрос. К нему нужно подойти правильно. Федерация велоспорта Украины – общественная организация, а не некий государственный корабль, получающий деньги из бюджета. Федерация построена на принципе добровольного участия людей из разных регионов страны.

Как сказал один мудрый человек: "В политику нельзя идти. Она должна позвать". Общественная организация такого уровня, такого вида спорта – взаимоотношения между людьми и регионами, которое вполне можно именовать политикой. Амбиции, конечно, есть. Я бы поддержал свою кандидатуру на пост президента федерации (смеется). Но я не могу сделать это самостоятельно.

Есть позиция других вице-президентов, есть позиция Бориса Иванова, который перед последней отчетно-выборной конференцией мне позвонил, и сказал: "Да, ты можешь быть президентом федерации, но тебе нужно подготовиться. Это не такой простой процесс. Только кажется, что просто рулишь – сидишь, нажимая на кнопки. На деле все иначе. Это люди, соревнования, в конце концов, спортсмены". Я тоже это прекрасно понимаю. "Как сказал один мудрый человек: "В политику нельзя идти. Она должна позвать" К тому же, есть харизматические личности вроде Николая Скоренко или Николая Мырзы, возглавляющего ISD Contintental Team. От Киева до Донецка – как из Киева до Вены. Нужно понимать масштаб страны. На днях я встречался с Ивановым, Бездрабко и другими вице-президентами, этот вопрос тоже обсуждался. Я скажу следующее: на такую должность нельзя заходить а) неподготовленным б) без консолидированной позиции велосипедной общественности.

- На каком этапе Вы сейчас находитесь?


Мы к этому готовимся, но до Олимпиады в Бразилии я не вижу необходимости и считаю опасным менять конструкцию федерации, которая, на мой взгляд, неплохо устоялась. Она начала жить. Сегодня об этом уже говорят. Я уверен, что до завершения олимпийского цикла мы будем работать над тем, чтобы наша сборная подошла к Олимпийским играм на нормальном уровне. Не должно быть такого, чтобы в групповой гонке участвовал один спортсмен, это детский сад. Конструкции федерации менять я бы не советовал даже гению, ведь это спортивная тематика, очень специфическая.



Многие отождествляют федерацию с государственным бюджетом. Но это в корне неправильный подход. Поймите, сегодня федерация не финансируется. Все это – старая советская тема. В Советском Союзе общественные организации в лице спортивных федераций финансировались. Сейчас федерация ни от кого ничего не получает, но она – монополист во взаимоотношениях украинского велоспорта с UCI. Международный союз велосипедистов относится к нашей федерации даже с большей долей  уважения, чем государство Украина.

Посудите сами: по календарям, гонкам и прочим вопросам UCI обращается только к федерации, которой государство, по сути, ничего не дает, но много требует. Вот, к примеру, Kolls Cycling Team Николая Скоренко заработала столько очков, что Украина смогла выставить шесть спортсменов на чемпионат мира. А сколько очков заработала мифическая сборная Украины, которую вроде как финансирует государство? Вот Андрей Гривко из Астаны отлично проехал во Флоренции, занял пятое место. Он – молодец, отлично подготовился. Если бы не упал, шансы были бы и на тройку сильнейших. Заработал 120 очков. Слава Богу, что есть команда Астана, которая подготовила нам такого гонщика. А что мы?

- Я бы поставил вопрос иначе. А почему?

- Если говорить о работе государственных тренеров, то это просто позор. Реально – позор. Все рассказывают, что не хватает финансирования. Но как можно у бюджета просить деньги, если ты не можешь прозрачно объяснить, куда и как эти деньги пошли, дали ли они какой-то результат? Конкретный пример, Kolss Cycling Team за сезон набрала 840 очков, а сборная Украины – 0. Там финансирует лично Николай Скоренко, а здесь – государство. Вот вам и вся разница. Это не результат, это не серьезно. Меня как человека бизнеса не удовлетворяет то, что работа гостренера непрозрачна. Мы, вице-президенты федерации, не понимаем, куда идут деньги и зачем.

А результат, в свою очередь, нужен для тех людей, которые каждый день приходят в веломагазины. Простой пример: Винокуров выиграл Олимпийские игры – Казахстан моментально организовал Тур Алматы, причем за приличные деньги, создали новую континентальную команду Vino 4-Ever. Молодые парни видят, что есть смысл заниматься велоспортом, есть к чему стремиться. "Главным тренером должен быть человек, который обеспечит стопроцентное финансирование" У нас, увы, все наоборот. Есть два параллельных мира: федерация, в которой многие люди действительно хотят что-то сделать и, что главное, действительно что-то делают, и нечто, куда идет бюджетное финансирование, пропадая там навсегда.

- Тут возникает традиционный вопрос – и кто в этом виноват?

- Это вопрос из разряда: "Что было раньше, яйцо или курица?". Когда развалился Советский Союз, и была гиперинфляция, профессионалы бросили спорт, а финансирование прекратилось. В 2013-м году финансирование федерации было мизерным. Кроме того, бюджетом оно было выполнено лишь на 30%. Я считаю, что дело не в том, кто виноват, а в том, что главным тренером должен быть человек, который обеспечит стопроцентное финансирование. Когда на должность главного тренера берут по принципу, что ты хороший спортсмен, то здесь абсолютно другой процесс. У нас эта должность лишь формально считается тренерской, а на деле главная задача – обеспечить финансирование. Спортивная составляющая, календарь – роль федерации.

Кого однозначно нельзя ставить на должность главного тренера, так это спортсмена. Здесь должен быть человек уровня государственного чиновника, который понимает, как работает система и как идет все это "перетекание". Сейчас нет точки ответственности, непонятно, кто и как отвечает за соревнования.



Приведу еще один простой и понятный пример: прошел чемпионат мира. Уже после чемпионата мира прошли сборы членов сборной Украины для подготовки к чемпионату мира. Это нормально? А ведь у нас такое постоянно. На Олимпийских играх велоспорт – третий вид спорта по количеству разыгрываемых медалей. Иметь такой потенциал, и не использовать его – это, на мой взгляд, абсурд.

К вопросу о том, кто виноват… Виноват Иванов? (смеется). А если серьезно, то виноваты все мы, все вице-президенты федерации. Мы все продолжаем жить Советским Союзом, а его, скажу я вам, больше нет. Просто нет, и все. На должности государственного тренера должен находиться человек, который обеспечит прозрачность финансирования.

- Но может ли быть иначе?


- Я предлагаю другой подход. Мы, как велоспорт в Украине, можем полностью забыть о бюджетном финансировании и работать автономно. Если бы бюджет изначально и открыто был нулевым, тогда это были бы правила игры. А когда бюджет якобы выделяет 8 млн. гривен в год, а Башенко «из кармана» делает Race Horizon Park, Тарута "из кармана" делает Гран-при Донецка, Скоренко "из кармана" содержит Kolss Cycling Team, набирает очки для страны и обеспечивает представительство страны на мировых стартах… Это не совсем правильно и далеко от прозрачности. 

Вторую часть большого интервью с Александром Башенко читайте на iSport.ua завтра, 16-го января.

Фотографии предоставлены пресс-службой Race Horizon Park