Свет в середине тоннеля
18 января 2013 года. 4 утра по киевскому времени. Семикратный чемпион Тур де Франс Лэнс Армстронг дает свое разрекламированное и всеми ожидаемое интервью Опре Уинфри. Признание следует незамедлительно: да, во время всех своих семи побед техасец использовал запрещенные препараты. И да, по его мнению, иным путем в то время выиграть Тур де Франс было невозможно. Об этом знали все, но никто не хотел говорить вслух. Теперь многолетнему обману был положен конец.
В этот момент профессиональный велоспорт пережил свою клиническую смерть. После всех допинговых скандалов, начавшихся еще в далеком 1998 году делом команды Festina, казалось, что он уже не преодолеет самый глубокий кризис в своей истории. Были Иван Бассо, Ян Ульрих, Рикардо Рикко или Штефан Шумахер, но Армстронг оставался непоколебим. Несмотря на многолетние обвинения, в него продолжали верить толпы болельщиков. Но и эта сказка оказалась слишком красивой, чтобы быть правдой.
Спустя шесть месяцев на Корсике стартовал сотый Тур де Франс, вокруг которого вновь нависли разговоры о допинге. Но речь шла скорее не о деле Армстронга, которое за такое короткое время не забудется, а о Кристофере Фруме, главном фаворите Большой Петли. С каждым горным этапом сомнения в "чистоте" желтой майки все возрастали и возрастали. Доказательств против Фрума не было и нет, но имидж велоспорта настолько испортился, что вопросы возникают касаемо любого победителя.
Нельзя отрицать, что по жизни скромный и стеснительный Фрум на трассе напоминал Армстронга. Кинжальные атаки, уверенность в себе и неиссякаемая энергия не давали повода усомниться в том, что именно британец увезет домой победу в общем зачете. Но журналисты спрашивали не о сложном пути урожденного кенийца на вершину профессионального велоспорта. Их интересовало, как именно Фрум добился такого прогресса в результатах. Еще точнее: не использовал ли Фрум для этого запрещенные препараты.
Ответ на этот вопрос мы не знаем. Факт в том, что показатели капитана Team Sky на отдельных вершинах были близки к границе человеческих возможностей. С другой стороны, на третьей неделе Фрум показал человеческое лицо, чем несколько испортил свой имидж "робота". Особо показательным в этом плане является этап до Альп д'Юэз, где британец заголодал, из-за чего был вынужден получить питание из технички. 20-секундный штраф для него уже ничего не значил.
Но этот Тур де Франс вертелся не только вокруг Фрума. Мы увидели стремительное восхождение колумбийца Наиро Кинтаны, который в свои 23 года поднялся на итоговый подиум и выиграл две призовых номинации. Марсель Киттель сменил Марка Кэвендиша в качестве лучшего спринтера мира, пусть, быть может, и ненадолго. Альберто Контадор провалился, не попав даже на подиум, а Хоаким Родригес все просчитал, заняв третье место. Со спортивной точки зрения это был удивительный французский тур, и очень хочется верить, что хотя бы здесь обошлось без обмана.
Тур де Франс - это не только и не столько велогонка. Это одно из крупнейших спортивных и культурных событий в мире, истинное значение которого понимаешь только тогда, когда с головой окунаешься в эту атмосферу. Миллионы людей, собравшихся на Акс 3 Домен, Мон-Венту или Альп д'Юэз, днями живут на этих подъемах, чтобы раз или два увидеть велогонщиков, проезжающих мимо них. В это же время миллиарды зрителей следят за этим спектаклем по телевизору, восхищаясь мужеством гонщиков и красотой пейзажей.
Сотая Большая Петля серьезно отличалась от того, что мы видели в прошлом году. Тогда скучные горные этапы с абсолютным доминированием Team Sky напрочь убили интригу. И если Брэдли Виггинс не был способен на то, чтобы атаковать соперников, то Крис Фрум, имевший огромное преимущество в общем зачете, шел вперед даже на этапе до Семноза. Кроме того, увлекательные спринтерские поединки Грайпеля, Киттеля и Кэвендиша, отрывы Йенса Фохта, геройства Мартина и Перо, эпическая победа Кристофа Риблона и многое другое стали олицетворением истинного и абсолютного зрелища. Юбилейный Тур де Франс подарил своему зрителю настоящий спортивный праздник.
Его апофеозом стал финал на Елисейских полях. Сам этап проходил в сумерках и при искусственном освещении, а награждение началось ровно тогда, когда Париж со всей своей любовью окунулся в ночь. Кристоферу Фруму вручили микрофон. Настал черед речи победителя. Чемпион Тур де Франс достал заготовленную бумажку и со всей своей скромностью начал читать. Он поблагодарил семью, команду и свою девушку Мишель, но главные слова Фрум произнес в самом конце. "Эта желтая майка выдержит проверку временем", – сказал британец, после чего прозвучал национальный гимн.
В 2004 году Французское антидопинговое агентство (AFLD) провело повторный анализ проб гонщиков с Тур де Франс 1998 года. В среду Сенат намерен опубликовать результаты этих тестов. Посмотрим, кто из гонщиков того периода выдержит свою проверку временем. Лоран Жалабер ее уже не прошел.