iSport

Логика без логики. Почему Олимпиада-2022 не пройдет в Украине

2013 г., 23 ноября, 11:53
Борьба за Олимпиаду-2022 продолжается. В гонке осталось шесть кандидатов, среди которых фаворит Осло и украинский Львов. Впрочем, идея провести Олимпийские игры больше не выглядит такой привлекательной, как раньше. Для МОК это очень тревожный сигнал.

Шесть городов, шесть стран, два континента. Осло, Стокгольм, Краков, Пекин, Алма-Ата и Львов продолжают ожесточенную борьбу за Олимпиаду-2022. Олимпийские игры всегда были не столько спортивным событием, сколько делом статуса и престижа. Мир большого спорта уже давно играет по правилам большой политики, и не думает останавливаться. На первый взгляд шансы Львова в этом компании минимальны, но как раз то, что украинскую заявку не принимают всерьез, может стать ее выигрышным фактором.

Международный олимпийский комитет (МОК) – самая большая и могущественная спортивная федерация в мире. Глобальная политическая структура, создававшаяся на протяжении сотни лет, имеет воистину безграничную власть. Формально МОК – простая общественная организация, базирующаяся в Лозанне. Хоть ее штаб-квартира и поражает размерами, выглядит она неприметно. Тем не менее, именно здесь вершится большая политика. МОК настолько силен и могуществен, что может в одностороннем порядке диктовать принимающим странам свои условия. Олимпийские игры – продукт МОК, целиком и полностью. Многих это пугает, но не отталкивает. Вернее, не отталкивало.

Первый тревожный звонок прозвучал 3 марта. На тот момент главным фаворитом в борьбе за право проведения Олимпиады-2022 считался швейцарский кантон Граубюнден. Правительство Швейцарии было крайне заинтересовано в том, чтобы сделать большой национальный проект, вот только населению он не был нужен. 52,66% жителей кантона проголосовали против Олимпийских игр, хотя непосредственно Давос и Санкт-Моритц были "за" Олимпиаду. Йорг Шильд, министр спорта Швейцарии, хорошо изложил еще один аспект: "Имидж МОК далеко не лучший. Спорт приобрел дурную славу. Доверие к нему серьезно упало" Обвинить швейцарцев в том, что они не любят спорт, нельзя. Каждую зиму там с большим успехом проходят этапы Кубка мира по разнообразным видам спорта, они стали важнейшим экономическим фактором для всей Швейцарии. Тем не менее, от Олимпиады Граубюнден отказался.

Причин у этого решения несколько. Сложная экономическая ситуация в Европе, остающаяся непредсказуемой, является важнейшим, но не единственным фактором. Йорг Шильд, министр спорта Швейцарии, хорошо изложил еще один аспект: "Имидж МОК далеко не лучший. Спорт приобрел дурную славу. Доверие к нему серьезно упало". Когда-то олимпийское движение несло в себе элементы романтики, но эти времена давно прошли. Мир Олимпийских игр состоит сегодня из обмана, лицемерия, больших денег и глобальной коррупции. Отлаженная система преемственности и посредничества почти совершенна, но не имеет ничего общего с олимпийскими идеалами. В Швейцарии любят спорт, однако "кормить" кого-то другого не захотели.

Вторым тревожным сигналом стал отказ Мюнхена, несмотря на то, что немец Томас Бах не так давно был избран на пост президента МОК. Мюнхен уже потратил 30 миллионов евро на Олимпиаду-2018, но успех в той гонке оказался на стороне корейского Пхенчхана. Немцы вынесли урок из того поражения, сделав свою концепцию еще более привлекательной. К Гармиш-Партенкирхену, Кёнигзее и непосредственно Мюнхену, которые присутствовали и в первой "версии" заявки, добавился Рупольдинг, мировая биатлонная Мекка. Главная идея – на 85% использовать имеющуюся инфраструктуру. Казалось бы, достойный ответ Сочи и Пхенчхану, где строить пришлось (или придется) абсолютно все.

Мюнхенская заявка была самой прозрачной и демократичной в современной немецкой истории. Ее не сравнить с Берлином-2000 или Лейпцигом-2012, когда население никто не спрашивал. Результат референдума, правда, оказался неутешительным: все четыре города сказали "нет" Олимпиаде. К экономическим и политическим причинам в Германии добавилось еще две. С одной стороны, немцы вследствие внутренних проблем крайне скептически относятся к любым большим проектам. Кроме того, важнейшую роль в Германии играет экологическая тематика, поэтому протесты "зеленых" тоже повлияли на настроение населения. В любом случае, Олимпиады в Мюнхене точно не будет. Там она тоже оказалась не нужна.

Таким образом, еще до начала гонки из нее выбыли оба главных фаворита. Лишняя головная боль для МОК, который отчетливо понимает, что отлаженная система дает приличный сбой. К счастью, у Баха и компании есть запасные варианты, вот только на будущее им был дан отчетливый и яркий сигнал. Если в Лозанне не сделают соответствующих выводов, то в будущем Олимпиада перестанет быть темой для развитых и демократических стран. Украинцев никто не спрашивал, хотят они Олимпиаду или нет, их просто поставили перед фактом Сочи и Пхенчхан, конечно, варианты привлекательные, вот только без традиций и болельщицкого интереса олимпийскому движению будет сложно двигаться дальше. Правда, Владимира Путина и шейхов, имеющих огромное влияние в МОК, это слабо волнует. Можно не сомневаться: там  у них свои интересы, цели и задачи. Спорт в который раз может оказаться игрушкой политиков.

Впрочем, если в Мюнхене и Граубюндене референдум провалился, то в Осло жители проголосовали "за" Олимпиаду. Придумывать велосипед в Норвегии не собираются. "Базой" для Олимпиады-2022 может стать знаменитый лыжный комплекс в Холменколлене, который в 2011 году принимал чемпионат мира по северным дисциплинам лыжного спорта. Кроме того, норвежцы планируют задействовать инфраструктуру в Лиллехаммере (180 км от Осло), где в 1994 году уже проходили Олимпийские игры. Эту концепцию поддержали 53,5% населения столицы Норвегии. Скепсис в Осло тоже присутствует, но любовь к зимним видам все-таки перевесила. От Норвегии, правда, все равно ожидали куда более убедительного результата.

Осло – главный фаворит олимпийской гонки, в которой участвует и Львов. Украинцев никто не спрашивал, хотят они Олимпиаду или нет. Их просто поставили перед фактом. В любом случае, Украина уже ввязалась в олимпийскую гонку, и теперь ей придется играть по правилам. Первое правило – дорогая, хоть и почти бесперспективная заявка. Среди шести кандидатов Львов выглядит самым проигрышным. Полное отсутствие инфраструктуры, "нулевые" традиции и слабый болельщицкий интерес моментально ставят Украину в невыгодное положение. У каждого из претендентов есть масса преимуществ над Львовом, что, впрочем, совершенно не говорит о полном отсутствии украинских шансов.

Логика говорит о том, что Осло будет конкурировать со своими соседями из Стокгольма, которые в последний момент тоже заинтересовались Олимпиадой-2022. Стокгольм подает заявку совместно с Эстерсундом, традиционным местом открытия Кубка мира по биатлону. Готовность Норвегии близка к 100%, Швеция же в этом плане значительно отстает. Тем не менее, как инфраструктура, так и болельщицкий интерес присутствуют в большом объеме, поэтому кандидатура шведской столицы в высшей степени интересна. Свою заявку подал и польский Краков, который надеется использовать Закопане в качестве своего главного аргумента. Польская заявка значительно уступает как Осло, так и Стокгольму, но серьезно превосходит Львов.

Все та же логика свидетельствует о том, что Олимпиада-2022 пройдет в Европе. МОК едва ли допустит, чтобы Олимпийские игры три раза подряд гостили в Азии (Пхенчхан-2018, Токио-2020). Другое дело, что в мире большой политики работает другая логика, далекая от обычных людей. И если кандидатуру Пекина, неожиданно выставленную Китаем, мало кто воспринимает серьезно, то на Алма-Ату оглядываются.
На бумаге Львов значительно слабее всех пятерых претендентов на Олимпиаду-2022, но никто до конца не знает, на основании чего МОК принимает свои решения В 2011 году там с большим успехом прошла зимняя Азиада, а в 2017 году Алма-Ата примет и Универсиаду. В Казахстане подготовлена великолепная инфраструктура, которая позволяет принимать этапы Кубка мира по самым разнообразным зимним видам спорта. Лишь географический расклад говорит однозначно не в пользу Алма-Аты.

На бумаге Львов значительно слабее всех пятерых претендентов на Олимпиаду-2022, но никто до конца не знает, на основании чего МОК принимает свои решения. Мы видим лишь верхушку айсберга, который при необходимости может вознести или утопить кого угодно. Причин, по которым МОК может заинтересовать Олимпиада в Украине, на первый взгляд не видно, но реальный расклад никому неизвестен.  Практика олимпийских заявок показывает, что решающую роль обычно играют геополитические и экономические интересы "больших" игроков спортивного "рынка". В Украине к Олимпиаде не готов ни один объект, поэтому большая стройка "с нуля" может быть кому-то выгодна. Пока это единственный вариант, при котором Львов имеет реальный шанс.