Олег Волков: В условиях войны стрельба должна быть видом спорта номером один
Пулевая стрельба – один из самых успешных видов спорта в Украине. С каждой Олимпиады украинские стрелки возвращаются домой с медалями. В этом году чемпионата мира не было, но на чемпионате Европы украинские стрелки выиграли общий командный зачет, завоевав 22 медали.
Итоги года в пулевой стрельбе мы попросили подвести президента Федерации стрельбы Украины Олега Волкова, с которым также поговорили и о проблемах вида спорта.
- Для начала расскажите, довольны ли вы этим годом и какие главные достижения спортсменов Вы бы отметили?
- По большому счету, мы все довольны этим годом. С первую очередь, это успешное выступление на чемпионате Европы, где наша команда заняла первое место среди всех европейских команд. Обошли россиян, чего за годы независимости я не помню. Это огромный успех, который свидетельствует о том, что сборная Украины находится в стабильном состоянии, спортсмены ответственно относятся к своим выступлениям.
Еще из достижений я бы назвал Кубок мира, где в финале Олег Омельчук и Павел Коростылев добыли две серебряные и одну бронзовую медаль. К успехам года я бы добавил и то, что Елена Костевич родила девочку.
Этот год показал, что у нас сильная первая сборная и хорошая скамейка запасных, что позволяет ожидать хороших результатов и в дальнейшем.
- В этом году настоящий прорыв совершил Павел Коростылев…
- Он развивается, тренируется и не стоит на месте. У нас бывает, что молодые люди показывают хорошие результаты, а потом происходит взросление, и результаты ухудшаются. А Паша продолжает расти, становится более зрелым. Возможно, играет роль, что у него отец – тренер, который через все это прошел и может передать сыну все переживания и как с ними бороться.
Да, Паша – это талант, который мы пытается сохранить и развить. У него есть потенциал расти дальше. Главное, правильно работать дальше.
- Лидер женской сборной Елена Костевич родила. Она обещает вернуться до Токио-2020?
- Да, Костевич недавно родила девочку Сонечку. Мы считаем, что это счастье, которое она сейчас испытывает, должно привести ее к возвращению к ее любимому делу.
Она недавно заехала к нам пострелять и показала очень пристойный результат, а в феврале мы планируем, что она выступит на чемпионате Европы. Речи о завершении карьеры не идет. Она вернется однозначно. Сейчас полгода мы ее не трогаем, она должна уделить внимание малышке. С ее опытом, она сама знает, что и когда делать, мы ее не торопим. Единственное, есть конечная дата – Токио-2020.
- Выступление единственного медалиста Олимпийских игр в Рио Сергея Кулиша был не настолько яркими в этом году. С чем это связано?
- Это нормальная ситуация. Обычно тому, кто становится олимпийским призером, нужно год-два понять это. Переживания, внимание… нужно время, чтобы это понять, пережить.
Но вот какой момент я бы хотел затронуть. После Олимпиады Кулиша в Борисполе встречали мер Черкасс и глава областной администрации. Его прекрасно встретили, поздравили, наговорили много красивых слов, пообещали квартиру….
И вот прошел год и тишина. Сергей все также живет с родителями в маленькой квартире. Поехал министр к ним, переговорил, после этого появилось решение сессии, были выделены деньги, но год заканчивается, денег уже нет и ему их не выделяют. Обещание не выполнено, и этот вопрос теперь стоит под большим вопросом.
Спортсмен стал гордостью Черкасской области, а в области 20 лет не было олимпийской медали вообще. Вопрос к чиновникам: Вы не у себя там его встретили, а приехали в Киев, в присутствии министра и телеканалов пообещали, а теперь не выполняете обещание?! Не можешь – лучше не говори.
А он это все чувствует, это действует на психологическое состояние спортсмена, поэтому и результаты падают.
- Мы как-то перешли к проблемам стрельбы. Что Вас больше всего тревожит?
- Есть целый ряд негативных моментов. В следующем году мы первый вид спорта, который уже начинает разыгрывать лицензии на Олимпийские игры в Токио-2020. География соревнований широкая – Южная Корея, Австралия, Южная Америка. Мы посчитали, что минимум денег, чтобы возить на этапы Кубка мира боевой состав в 10-15 спортсменов, готовить их, нам нужно не меньше 30 млн гривен на год, учитывая курсовой скачек. Пока не знаю, что будет заложено в бюджете.
Еще одна наша головная боль, это действия Министерства внутренних дел. 27 лет было все нормально, никаких проблем не было, все было законно, но в этом году Департамент превентивной деятельности решил, что спортивное оружие, а вместе с тем и тиры, оказались противозаконными.
Если они считают, что это опасно, то они не так смотрят, поскольку от спортсменов опасности страны никакой – только польза. А сегодня из-за решения МВД, закрываются школы – закрылось 14 школ без письменных сообщений, опечатываются тиры. В итоге получилось, что наш Олег Омельчук на финал Кубка мира поехал не со своим пистолетом. А ведь он выиграл серебро и бронзу. Со своим оружием его результат мог бы быть выше.
- И какие объяснения?
- Объяснений никаких нет, все разводят руками – нет закона. Мы ждем больше месяца. Профильный комитет понимает проблематику. Голова комитета Артур Палатный все время выносит вопрос в порядок денный, но из-за политических моментов он не выходит на голосование.
- Если закрываются тиры и запрещается спортивное оружие, то и нет возможности заниматься стрельбой?
- Да, у нас закрываются школы и если так все продолжится, то резерва не будет. Да и стрельбы не будет. А наш вид дает стране медали на каждой Олимпиаде. А ведь в условиях войны этот вид спорта вообще должен быть номером один.
- А как обстоят дела с установками для стрельбы?
- В этом году мы получили комплекс установок Аскор – это единственные установки, утвержденные международной федерацией для соревнований. Тут я хочу сказать "спасибо" министру, который взял этот вопрос под личный контроль и помог нам получить установки.
Это позволяет на месте тренироваться нашим спортсменам. Таких установок у нас 10 штук на 10 метров, 10 штук на 50 метров и 2 штуки на 25 метров. Это минимум, необходимый нам.
- А сколько надо максимум? Например, чтобы проводить международные соревнования?
- Для проведения соревнований нужно 50-60 таких установок для квалификации и 9 установок для финального тира. Мы о таком можем только мечтать. У нас сейчас единственный тир во Львове на стадионе СКА. База ремонтируется, в нее Министерством обороны вкладываются деньги, но все равно мы не хозяева. Есть нюансы, но с этим мы справляемся.
Получается странная экономия денег, ведь построить современный тир – у нас денег нет, поэтому приходится ехать на зарубежные сборы и везти туда хоть и по минимуму, но основную сборную, резерв и молодежь. А могли бы раз вложить деньги в постройку базы и мы не только бы не тратили деньги на зарубежные сборы, но и могли бы зарабатывать, приглашая к нам другие сборные. Тут есть момент непонимания уже лет 15.
- Вы сказали, в следующем году в стрельбе начнется розыгрыш лицензий на Олимпиаду в Токио. Где именно мы можем взять первые пропуски?
- На чемпионате мира. В нашем виде спорта отбор проходит на чемпионатах мира, этапах Кубка мира и лицензию получают только лучшие – первые места. Случайные люди на Олимпиаду не попадают. Поэтому, когда нас спрашиваю на кого в сборной мы рассчитываем, то мы отвечаем, что на каждого. Потому что у нас каждый член сборной – ранее был призером на международных соревнованиях и каждый из них способен выиграть Олимпийскую медаль.
Виталий Володько, iSport.ua