Вдовенко: "В Австрии Шумбарец мог бы стать элитным прыгуном"
В целом же украинская национальная сборная за последние три года серьезно поднялась, и в этом есть большая заслуга ее наставника Валерия Павловича Вдовенко. Мы беседуем с тренером украинской сборной уже не в первый раз, но эти интервью всегда получаются по-настоящему интересными.
На этот раз мы поговорили об итогах нынешнего сезона для украинской команды, об Олимпийских играх, креплениях Амманна, топовых новостях в мире прыжков с трамплина, а также о некоторых базисных технических моментах этого сложного вида спорта.
- Валерий Павлович, нынешний сезон получился довольно неоднозначным. С одной стороны, украинские прыгуны находились на хорошем уровне, но не отпускает ощущение того, что способны мы были на большее. Прыжки Виталия Шумбарца тянули на тридцатку сильнейших, но иногда подводили нервы. Как Вы сами оцениваете сезон?
- Вы правы в том, что назвали сезон неровным. Очень обидно то, что его концовка оказалась смазанной. Ну а сам Шумбарец в этом сезоне смог стать лидером команды и действительно демонстрировал неплохие прыжки.
- Обидно, что на Олимпиаде не удалось поучавствовать в командном турнире?
- Да, более чем. Канадцев бы мы точно обыграли, ну а со сборной США тоже смогли бы побороться.
- Как Вы считаете, если бы Виталий Шумбарец занимался прыжками с трамплина в Австрии, то его талант позволил бы ему соревноваться среди элиты?
- Я думаю, что да. У них школа закладывается с детства, там присутствует совершенно иной подход, нежели у нас. У них уровень выше, и, пройдя подобную школу, спортсмен становится совершенно другим.
- Одним из самых громких событий на тренерской бирже за последнее время стало увольнение Вольфганга Штайерта. В принципе, в России условия ненамного, если и вообще лучше, чем в Украине. Проектируя результаты сборной России на украинскую действительность, как бы вы прокомментировали всю эту ситуацию в российской команде.
- В России практически нет летних трамплинов, поэтому им негде делать базовую работу. Но у них большое количество зимних трамплинов, что позволяет хотя бы зимой тренироваться - зимой они проводят 21 этап Кубка России, а это уже значительно.
В целом, в России у руководства амбиции выше, денег вкладывается больше, поэтому и результатов ожидают больших. Я разговаривал с Арефьевым (главным тренером сборной России - прим. iSport.ua) в Норвегии и он мне сказал, что иностранный тренер дает очень много плюсов - и спонсоры, и экипировка, и другое отношение со стороны комиссаров FIS.
Вольфганг Штайерт принес очень многое в российские прыжки, к ним пришли ранее невиданные результаты, но даже есть такая статистика, что тренер со спортсменом не должен работать больше пяти-шести лет - после этого они друг другу надоедают. Самому Штайерту, это действительно было заметно, в последнее время было тяжело. Думаю, что это - одна из причин.
- Олимпийский цикл окончен. Я совершенно не согласен с тем, что у нас все считают по Олимпиадам, но от нас это не зависит. Этот сезон для нас получился одним из наиболее радостных в плане количества этапов, в которых сборная Украины принимала участие. Что дальше?
- Лично я своим прыгунам в Норвегии, когда у них все-таки присутствовал некоторый негативный осадок, сказал, что нужно отдохнуть, забыть о прыжках с трамплина на некоторое время - у всех есть спады и падения.
У нас сейчас поменялось руководство и мне самому нужно отчитываться за эти четыре года и за те ошибки, которые были допущены. Ошибки эти видны, но они видны мне и я знаю, в чем они состоят. Перед нами стояла задача: попасть трем спортсменам на Олимпийские игры. Учитывая то, что всего 70 спортсменов принимали участие на Олимпиаде, это было достаточно сложно. Мы выполнили эту цель, и к самому Ванкуверу ребята уже были физически уставшие.
Тот же Шумбарец - его проблемы с падением были довольно логичными. У него на большом трамплине было падение в официальной тренировке, из-за чего он еще и уверенность потерял. По лицу было видно, что он терялся. Ранее у Виталия просто не было проблем с прохождением квалификации, перед ним вообще не ставилась такая задача - ставились более высокие цели.
- Как Вам в целом Олимпиада?
Знаете, уровень проведения был высокий, причем независимо от погодных условий. По сравнению с Турином, где все отмечали достаточно слабую организацию Олимпийских игр, здесь все было очень хорошо организовано.-
- Вам нравится Адам Малыш. Малыш грамотно готовился к сезону и к Олимпийским играм вышел на пик своей формы. Как вы считаете, сотрудничество с Ханну Леписто сильно помогло ему в этом?
Я не могу сказать, что я люблю Малыша, но я очень уважаю его как спортсмена. Я слежу за Адамом где-то с 97-го года, хорошо помню трудные моменты в его карьере, когда он уезжал со своим личным тренером на две-три недели и сам тренировался. Конечно, его нынешние достижения также является совершенно выдающимися.
Ханну Леписто - тренер, который во многом напоминает нынешнего наставника немцев Вернера Шустера. Он всегда уравновешен, уважает спортсмена и благодаря этому достигает результатов. У самого Шустера в команде сейчас очень большая разница в возрасте спортсменов (есть Шмитт, Ноймайер и Урманн, которые в возрасте и не в состоянии выдержать весь сезон, а остальные юниоры, которые еще очень юные и тоже не могут выдержать весь сезон), результаты часто были такие, что можно было плакать, но у него есть результат - на чемпионате мира у Шустера была медаль, на Олимпиаде немцы ее также завоевали.
- Как Вы в целом оцениваете прошедший сезон в Кубке Мира?
- В целом склоняюсь к тому, что командно задачи мы выполнили, но по отдельности показал себя лишь Шумбарец. Вообще, за последние три года наилучшие результаты у нас демонстрировали три разных спортсмена - сначала был Бощук, потом Лазарович, потом Шумбарец. Новый сезон - новый лидер. хотелось бы, чтобы в следующем сезоне хотя бы два спортсмена демонстрировали стабильные результаты. Ну и Олимпиада несколько смазала сезон.
После Олимпиады разговаривал с Александром Лазаровичем, и он вообще хотел заканчивать с прыжками - я ему говорил, что уважаю его решение и не буду противиться, но все-таки это больше эмоции. Да и вообще, если человек прыгун по своей сути, то через какое-то время он все равно к этому вернется, как тот же Янне Ахонен.
У Александра, как и у всех наших прыгунов, конечно, присутствуют проблемы с техникой - это все идет от детской школы, здесь невероятно сложно переучить. Вот у Владимира Бощука, когда у него шли прыжки, были даже оценки в районе 18-18,5 баллов, но когда у него не идет прыжок, то он разваливается, забывает про разводку лыж и получает очень низкие баллы.
- На чемпионате Украины в Ворохте разрыв между представителями основы Бощуком и Лазаровичем и представителями резерва в лице Вередюка и Дисько был уже не таким большим. Как Вы оцениваете их выступление?
- В принципе, и Вередюк, и Дисько также могут занести этот сезон себе в актив. Спустя много лет вырисовалась какая-то резервная команда - тут во многом заслуга личного тренера Дисько, который выезжал тренироваться и выступать на Кубке FIS. Там ребята часто попадали в тридцатку и квалифицировались в Континентальный Кубок. Дисько и Вередюк действительно приблизились к основной команде. Вередюка мы возили с собой зимой и пробовали, и в принципе его уровень был не таким плохим.
- На чемпионате Украины в Ворохте вы выступали еще как и судья. Ощутима ли разница от просмотра прыжков в качестве тренера или в качестве судьи?
- Как у судьи мои оценки были практически всегда ниже того, что ставили мои коллеги, так как я сравнивал наших спортсменов с ведущими прыгунами мира. Если Лазарович не разводил лыжи, то выше шестнадцати баллов я ему, естественно, не ставил.
Если говорить про организацию ворохтинского чемпионата, то все это, конечно, очень сильно уступает тому, что мы видим на этапах Кубка Мира - ощущения праздника нет. Нам, кстати, несколько повезло. Как только я приехал, в Ворохте были достаточно сильная оттепель и трамплин был откровенно не готов, но выпал снег и гору приземления можно было оценить где-то на тройку с плюсом. Да и на разгон старшие ребята жаловались - может из-за этого и разрывы достаточно маленькие.
- В заключении беседы хотелось бы поинтересоваться о такой базовой истине, как то, почему вообще один прыгун прыгает дальше, а другой ближе.
- На самом деле, существует несколько факторов. В первую очередь, спортсмен должен быть смелым. Нужно заставить себя, перебороть и преодолеть - занять более активную позицию в зоне отталкивания, оттолкнуться с нужной силой - это аэродинамические вопросы, в первую очередь. В полете ты должен сохранить ту скорость, с которой ты отталкиваешься - если ты потеряешь скорость, то прыжок будет испорчен. Это уже, в свою очередь, биомеханика.
- Ну и последний вопрос. В чем вообще заключается подготовка спортсмена к сезону? Вопросы эти, быть может, достаточно банальные, но действительно интересны многим, потому что мало кто по-настоящему понимает, от чего зависят хорошие и далекие прыжки
- Во-первых, летом необходимо заложить нужную прыжковую и техническую базу, так как зимой тренироваться некогда - старт за стартом, старт за стартом. Очень важно, чтобы физическое состояние было на хорошем уровне - мы перед этим сезоном, как Вы знаете, ввели раз в неделю силовую подготовку, иногда даже два раза в неделю. Кроме того, нельзя зацикливаться только на самих прыжках - гимнастика, катание на коньках или сноуборде - все это может значительно помочь, так как прыгуну очень важна координация.
- Спасибо Вам огромное за интервью и удачи!
Сайт iSport.ua благодарит за помощь в организации интервью секретаря отдела прыжков с трамплина и северного двоеборья Федерации лыжных видов спорта Украины Елену Назарову.