iSport

Ферстаппен против МакЛарен: 11 случаев, когда титулы пилотов и конструкторов делили команды-соперники

ISPORT рассказывает о том, как не все победы гонщиков в личном зачете приводили к сезонной победе команды.
18 октября, 09:00
Пиастри, Ферстаппен и Норрис / Getty Images

В нынешнем сезоне Формулы-1 до сих пор жива интрига как в борьбе за титул чемпиона мира, так и в борьбе за Кубок конструкторов.

Пилот Ред Булл Макс Ферстаппен по-прежнему лидирует в личном зачете за шесть Гран-при и три спринта до финиша сезона, а МакЛарен недавно обошел "быков" в командном зачете.

Противостояние Ред Булл и МакЛарен может привести к тому, что эти две команды разделят между собой два трофея.

Интересно, что за всю историю "королевы автоспорта" было всего одиннадцать подобных случаев, о которых ISPORT и собирается Вам рассказать (на основании материала Филлипа Хортона с официального сайт Ф1).

1958 год - самый первый Кубок конструкторов

Так уж вышло, что в первых восьми сезонах Формулы-1 Кубка конструкторов (КК) не существовало. Впервые он появился в 1958 году и сразу же попал в нашу категорию.

Выиграв четыре этапа из одиннадцати, чемпионом мира первый и последний раз стал пилот Феррари Майк Хоторн. А вот среди команд лучшим оказался Вануолл, за который выступали такие легенды, как Стирлинг Мосс, Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс.

Майк Хоторн

Getty Images

Вануолл победил во времена, когда команда зарабатывала очки лишь за результат одного гонщика в гонке. У Феррари было всего две победы за сезон, а у британцев - целых шесть, что и сыграло ключевую роль в борьбе за КК.

Британский коллектив присоединился к Ф1 в 1954 году, но просуществовал недолго - сезон-1960 стал для него последним. Причем в двух последних сезонах команда выходила на старт всего по одному разу, и оба раза Брукс, единственный на тот момент пилот команды, не смог финишировать.

1973 год - трагедия Тиррелл в смертельный уик-энд

К финальной гонке сезона гонщик Тиррелл Джеки Стюарт (тогда еще не сэр) подходил, уже гарантировав себе третий, и как оказалось последний (потому что завершал карьеру), чемпионский титул.

Зато в КК борьба была не на шутку, ведь между Тиррелл и Лотусом было всего одно очко. Но в тот уик-энд это было не самым важным.

Дело в том, что во время квалификации Гран-при США в результате аварии погиб пилот Тиррелл Франсуа Север. Это привело к тому, что владелец команды Кен Тиррелл отказался от участия в гонке.

Север, Тиррелл и Стюарт

Getty Images

Это и помогло Лотусу выиграть Кубок конструкторов, так как заезд завершился победой его пилота, а именно Ронни Петерсена.

1976 год - великое противостояние Ханта и Лауды

Для тех, кто не застал времена Джеймса Ханта и Ники Лауды, фильм "Гонка" прекрасно передал уровень того противостояния.

После своей пятой победы в сезоне Лауда казался безоговорочным фаворитом на титул, который был бы для него вторым подряд. Но в Германии произошла всем известная авария, которая могла лишить австрийца жизни.

Пока Лауда находился в больнице, Хант, его главный конкурент, вернулся в борьбу.

Ники Лауда и Джеймс Хант

Getty Images

Все решалось в последней гонке сезона в Японии. Из-за сильного дождя Ники решил, что риск не стоит того, и отказался выходить на старт. А вот британец стартовал и финишировал третьим, что принесло ему титул чемпиона, опередив Лауду всего на один балл.

Но победу в командном турнире завоевала Феррари Лауды, которому очень помог напарник Джанклаудио "Клэй" Регаццони.

1981 год - разница в напарниках дала о себе знать

Как и в предыдущем случае, титул чемпиона среди пилотов разыгрывался в последней гонке сезона, которая прошла в Лас-Вегасе.

За чемпионскую корону боролись Нельсон Пике из Брэбема и Карлос Ройтеман из Уильямс.

Сам заезд для обоих претендентов завершился довольно таки слабо: Пике финишировал пятым, Ройтеман же вовсе оказался восьмым, что стало залогом победы бразильца в личном зачете.

Нельсон Пике

Getty Images

Но, снова же как и в предыдущем случае, роль напарников сыграла ключевую роль в победе Уильямс.

Алан Джонс, который годом ранее стал чемпионом, завоевал две победы за сезон, в то время как напарник Пике Эктор Ребаке полностью завалил сезон, не сумев даже квалифицироваться на Гран-при Монако. К тому же, в 9 из 14 Гран-при он не смог доехать до финиша.

1982 год - один из самых трагичных сезонов в истории

Изначально сезон-1982 обещал стать одним из самых интересных, но на деле все было невероятно ужасно.

На этапе в Бельгии погиб пилот Феррари Жиль Вильнев, в честь которого потом назовут трассу в Канаде. А на старте того самого канадского этапа погиб Риккардо Палетти.

В Германии Дидье Пирони мог повторить судьбу Вильнева, но отделался лишь переломами обеих ног, которые привели к завершению карьеры. Из-за конфликта после Фолклендской войны Карлос Ройтеман покинул Уильямс.

Все это привело к тому, что одиннадцать разных пилотов из семи разных команды хотя бы раз выиграли гонку. Причем никому не удалось сделать это более двух раз.

В итоге чемпионом стал Кеке Росберг (отец Нико Росберга, чемпиона 2016 года), который выиграл заезд в Швейцарии. Но из-за ухода Ройтемана команда лишилась сильного гонщика, а Дерек Дейли не смог в полной мере заменить аргентинца.

Кеке Росберг

Getty Images

После финала сезона Уильямс и вовсе оказался четвертым в командном зачете, который выиграла Феррари: Жиль Вильнев, Дидье Пирони, Патрик Тамбе и Марио Андретти принесли Скудерии очередной титул.

1983 год - и снова Феррари без чемпиона среди пилотов

Да, три года подряд титулы пилотов и конструкторов забирали разные команды. И вновь не повезло Феррари, которая второй год подряд стала лучшей среди команд.

Трагически потеряв Вильнева и Пирони, Скудерия сделала ставку на Патрика Тамбе и Рене Арну. Но по итогам сезона они заняли только четвертое и третье места соответственно.

Чемпионом же с перерывом в один год снова стал Нельсон Пике на своем Брэбеме, опередив Алена Проста всего на два очка из-за схожа француза в последней гонке сезона.

Нельсон Пике

Getty Images

Брэбем вполне мог претендовать и на Кубок конструкторов, но проклятие преследовало Риккардо Патрезе - десять сходов с дистанции в пятнадцати гонках.

1986 год - Прост против двух Уильямсов

Сезон-1986 завершился победой команды Уильямс, за которую тогда выступали Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. Но этот праздник был омрачен трагедией: в том году основатель и владелец команды сэр Фрэнк Уильямс попал в автокатастрофу, которая парализовала его до конца жизни.

Мэнселл и Пике вели борьбу за победу в чемпионате, в то время как Ален Прост из МакЛарен со стороны наблюдал за войной напарников.

Нельсон Пике и Ален Прост

Getty Images

В последней гонке сезона Мэнселл, лидировавший в чемпионате, получил прокол и сошел. Из-за этого команда решила перестраховаться и поставить Пике свежие шины.

Этим и воспользовался Прост, выигравший Гран-при Австралии и завоевавший чемпионский титул с отрывом в два очка.

1994 год - гибель Сенны и первый титул Шумахера

Несмотря на то, что с годами безопасность в Формуле-1 становилась все лучше и лучше, это все равно не спасло Айртону Сенну от гибели в результате столкновения со стеной в Имоле.

Уильямс, за который выступал великий бразилец, сумел почтить его память победой в Кубке конструкторов. Более того, его напарник Деймон Хилл до самого конца претендовал на титул чемпиона.

Но в дело вмешался молодой Михаэль Шумахер на своем Бенеттоне. Немец в своем третьем полноценном сезоне в Ф1 отметился одним из самых скандальных моментов, когда в конце финала сезона он буквально выбил Хилла из гонки за чемпионство.

Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл

Getty Images

Несмотря на то, что болид Шуми также не смог пересечь финишную черту, сход британца позволил ему выиграть титул с отрывом всего в одно очко.

1999 год - Хаккинен взял второй титул, Феррари готовилась к доминированию

По ходу 1999 года развернулась нешуточная борьбу за титул между Микой Хаккиненом (МакЛарен) и Михаэлем Шумахером (Феррари).

Но она завершилась сразу после того, как немец после неудачной атаки на напарника Эдди Ирвайна на Гран-при Великобритании получил двойной перелом ноги, из-за которого он пропустил следующие шесть этапов.

В отсутствие Шумахера, которого заменил Мика Сало из BAR, именно Ирвайн стал главным конкурентом Хаккинена за титул.

Как и ранее, чемпион определялся в последней гонке сезона, которую выиграл Мика, в то время как Эдди приехал к финишу третьим. Британец никогда ранее и после больше не был так близок к чемпионству.

Мика Хаккинен

Getty Images

Зато проблемы Дэвида Култхарда помогли Скудерии завоевать Кубок конструкторов с отрывом в четыре очка.

Это стало вторым самым минимальным отрывом за всю историю "королевских гонок". Далее итальянцы выиграют еще пять КК подряд.

2008 год - Хэмилтон разбил мечту Массы, последний титул Феррари

На данный момент в 21-м веке было всего два случая, когда титулы пилотов и конструкторов были выиграны разными коллективами. И первый из них случился в уже далеком 2008 году.

Тогда Фелипе Масса неожиданно стал претендентом на титул, несмотря на два схода в первых двух гонках кампании. А его соперником стал не его напарник Кими Райкконен, годом ранее ставший чемпионом, а молодой Льюис Хэмилтон, у которого финский гонщик и вырвал титул.

Болиды МакЛарен и Феррари сильно различались, что было заметно на этапах с разными конфигурациями. Это и сделало тот сезон таким интересным. Это привело к тому, что снова все решалось в последней гонке.

И, как всем прекрасно известно, Фелипе Масса стал чемпионом мира Формулы-1...на 30 секунд. Пока в боксах Скудерии все начали отмечать победу бразильца, будущий семикратный чемпион прошел Тимо Глока и поднялся на пятое место, которого было достаточно, чтобы стать чемпионом. Масса уступил Хэмилтону всего одно очко.

Льюис Хэмилтон

Getty Images

Таким образом победителя Кубка конструкторов должна была определить битва их напарников, которыми были финны.

И так как Райкконен стал третьим в личном зачете, а Хейки Ковалайнен - лишь седьмым, Феррари выиграла свой 16-й Кубок, что остается рекордом для Ф1.

Но он же (сейчас фанаты Феррари заплачут) остается для итальянской команды последним титулом на данный момент.

2021 год - самый скандальный финал сезона имени Майкла Маси

После многих лет доминирования Мерседес в борьбу за титул вмешался Макс Ферстаппен из Ред Булл. Он составил конкуренцию Льюису Хэмилтону, который намеревался выиграть свой восьмой титул и побить многолетний рекорд Михаэля Шумахера.

Но в судьбу вмешался гоночный директор Майкл Маси, которого фанаты Мерседес и личные фанаты британца проклинают и по сей день.

Финал сезона в Абу-Даби определял чемпиона, так как оба претендента подходили к нему с одинаковым количеством очков. За несколько кругов до финиша легенда Интернета Николас Латифи попал в аварию, чем вызвал на трассу машину безопасности.

Этим воспользовался Ред Булл, который поставил Ферстаппену свежие шины. Хэмилтон же остался на трассе в качестве лидера заезда.

На тот момент между претендентами находились круговые пилоты. И так как до конца заезда оставалось всего два круга, Маси разрешил лишь некоторым из них вернуться в круг с остальными, сделав так, чтобы между Ферстаппеном и Хэмилтоном не было никого.

Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон

Getty Images

В итоге Макс прошел Льюиса в пятом повороте и доехал до своего первого чемпионского титула. Мерседес в свою очередь подал протесты на результаты гонки и действия Маси.

Вскоре "серебряные стрелы" отказались от судебных разбирательств, по всей видимости, в обмен на увольнение Маси. После того, как пыль улеглась, многие признали, что Маси сделал то, что сделал, специально, чтобы создать интригу и шоу.

За счет того, что Валттери Боттас опередил Серхио Переса на 36 очков, Мерседес выиграл свой восьмой Кубок конструкторов подряд, установив новый рекорд. Но как и в предыдущем случае с Феррари, на данный момент это последний КК для немцев.

Алексей Погорелов, ISPORT.ua

Следить за новостями и получать интересный спортивный контент можно в нашем Telegram-канале!