Кримаренко: "Нежелание быть безвольной медузой подстёгивает к работе"
ОПРАВДАННЫЙ РИСК
"Зимний сезон у меня пробный, поскольку я долго не прыгал. Из-за травмы практически пропустил всё лето. Были проблемы в подготовке и осенью — немного болела нога. Я даже не успел набрать нужную форму на тренировке, чтобы войти в соревновательный ритм. На всех стартах в этом году одной из главных целей было проверить ногу, чтобы она не болела," – рассказывает Кримаренко. – "Ехать на чемпионат Европы ещё не готов, поэтому и отказался. Считаю, там надо прыгать намного выше, а у меня ещё нет уверенности ни в прыжке, ни в себе, поэтому зимний сезон у нас проверочный".
Этим было продиктовано и ваше решение на чемпионате Украины перенести высоту с 2,28 на 2,31 метра?
Даже если бы отбирался на чемпионат Европы, всё равно не прыгал бы 2,28, мне хватило бы и 2,25. Здесь уже шла борьба за место, и после того, как Александр Нартов взял высоту, мне не было смысла оставаться на ней. Когда переносил на 2,31, чувствовал, что могу их взять.
То есть решение было взвешенным?
Да, может, технически я и не был готов, но физически был уверен в себе. Но высота за 2,30 не прощает ошибки, разве что очень мелкие, поэтому немного не хватило технической уверенности в прыжках.
А безрассудные решения часто приходится принимать?
Нет. Были моменты, когда я делал одну неудачную попытку, но был уверен, что смогу взять эту высоту, и переносил. Это не касалось 2,31, но на 2,25-2,28 бывало. И практически всё время риск оправдывался.
ВЗРОСЛЫЙ РЕБЁНОК
Говорят, что спортсмены взрослеют очень быстро. По себе это можете сказать?
Ребёнок, конечно, живёт внутри каждого мужчины...
А женщины?
Они более серьёзные. Я быстро повзрослел после того, как приехал в Киев. Самостоятельная жизнь заставила задуматься. К тому же начал много ездить, многое увидел.
В Киев переехали из-за тренера?
Нужно было получать высшее образование, поступил в Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. Да и хотелось тренироваться, имея большую перспективу.
У вас уже наступил тот момент, когда тренер превращается больше в друга, который, скорее, поддержит на психологическом уровне, нежели поможет подсказкой в секторе?
Чем старше становишься, тем больше начинаешь слушать себя. Уже есть определённый опыт за плечами, сам вносишь какие-то коррективы, пытаешься донести тренеру свои ощущения и понимания. Это не всегда получается, но тренер мудрый, поэтому должны найти общий язык и прийти к одному целому. Если у нас и бывают какие-то разногласия, то только в секторе. А во время подготовки у нас всё идеально и правильно делается. Осталось немного разобраться в технике и прыжке.
А возможно научиться бороться с травмами?
Для этого как раз и нужно улучшить техническое мастерство. Когда прыжок стабильный, ты всё правильно делаешь, правильно ставишь ногу, тогда ничего и не болит. А когда ты её выворачиваешь, то какая бы сильная она ни была, всё равно заболит. Если годами прыгаешь неправильно, это переходит в хронику. Чуть что-то не так, сразу начинают проявляться травмы. Кто технически правильно прыгает, у того их почти не бывает, результаты всегда высокие, да и на пьедесталы попадает стабильно.
Многие тренеры снимают выступления и тренировки своих спортсменов, а затем вместе просматривают и анализируют ошибки. У вас подобная практика применяется?
На тренировках не снимаем, я доверяю своим чувствам. Хотя иногда просматриваю свои лучшие прыжки. Но это тогда, когда действительно понимаю, что они были хорошие и их стоит посмотреть. А когда не сделал того, что надо... Я знаю, что я увижу, поэтому стараюсь это делать реже.
ГЛАВНЫЙ СОПЕРНИК
А правда, что прыгуны в высоту очень дружны между собой, поскольку соревнуются не так друг с другом, как с высотой?
Полностью согласен. Борьба с соперниками тоже идёт, но в первую очередь нужно победить себя, перебороть, успокоить или, наоборот, завести. Бывает, когда молодой у тебя выиграет, начинаешь на него злиться, но не как на друга, а как на соперника.
Победить самого себя иногда сложнее всего. Для вас тоже главный соперник вы сами?
Да, самое главное — совладать с эмоциями. Тогда можно хорошо настроиться, сделать всё технически правильно. Всё вроде бы так просто, но при этом сложно.
У обычных людей частенько бывают ситуации, когда нужно что-то сделать через «не могу». Спортсмены, пожалуй, как никто другой могут помочь им советом в подобных ситуациях?
У нас такое чаще происходит во время подготовки. Когда ещё был ребёнком, на наших тренировках основной целью было проявить характер. Нас с детства учили настраиваться. Могли назвать «безвольной медузой», говорили, что если не будем показывать характер, то в спорте нам делать нечего. Устраивали проверки, даже экстремальные упражнения. И ты либо напролом побежишь и сделаешь, либо струсишь. Так нас проверяли на наличие качеств победителя. Если не проходишь проверку, то как бы ты ни был готов, можешь испугаться соперника и не показать результат.
И те, кто сдавался, обычно уходили?
Не сразу, но через пару-тройку лет обычно заканчивали.
Вам удавалось пройти все тесты?
Практически все. Уж очень не хотелось быть безвольной медузой.
ЦЕНА КИЛОГРАММА
Вам чаще приходится бороться в жизни или в спорте?
Борьба везде, и если ты перебарываешь себя в быту, то легче и в спорте. Всё взаимосвязано.
В ком или в чём черпаете мотивацию?
Для меня это спорт, желание прыгать и вера в себя. Это движет мною и должно приносить результат. Чемпионат мира пройдёт в Южной Корее, стране, на климатические и не только условия которой жалуются многие спортсмены... У меня нет в голове пунктика об акклиматизации, питании или о чём-то подобном. Это всё мелочи. Если спортсмен готов на тот результат, на который он тренировался, он его покажет. А если нет, начинает искать причину в окружающих факторах. Все ведь выступают в равных условиях!
Искать причины извне в своих неудачных выступлениях типично для многих наших спортсменов, согласитесь?
Зачем кого-то или что-то винить? Ты себя готовишь с тренером, страна, принимающая соревнования, здесь точно ни при чём.
Наверняка и сегодня в большинстве интервью вас спрашивают о победном чемпионате Европы в Хельсинки. Это всё ещё приятно или уже хочется поговорить о новых вершинах?
Я уже успокоился, и напоминать это часто ни к чему. Понимаю, что выиграл. Но это не мой предел, я ещё могу показать результат и добиться большего. Долгое время я не показывал высоких результатов. Может, где-то дал слабинку, начал выдумывать что-то в прыжке. Да и было много травм. Пропускал лето 2006-го, предыдущий год. Хорошо, хоть сейчас вырулили, сделали несколько стартов.
Ещё один момент, который встречается едва ли не в каждом из ваших интервью, это ваша любовь к жаренной картошке. Неужто и вправду настолько её любите?
Да нет, просто все спрашивают, какое любимое блюдо. Начинаешь думать и понимаешь, что как такового и нет. Я очень привередлив к еде, но когда приезжаю домой и мама спрашивает, что приготовить, часто говорю, что картошку. В следующий раз, когда будут спрашивать, придумаю какие-то четыре блюда и буду их чередовать. Скажу, что люблю запечённую курицу в красном вине или ещё что-то.
А вам диету соблюдать не надо?
Особо нет, но немного начинаю сдерживать себя в период соревнований. Нужно держать свой вес, поскольку идёт сильная нагрузка на стопы и связки. На профессиональном уровне всё это очень важно, и даже два-три лишних килограмма могут помешать. Скорость большая, при отталкивании на ногу идёт масса. Стопа начинает работать иначе, и даже могут быть травмы. Поэтому нужно немного держать себя в руках.