Женщины в автоспорте. Лелла Ломбарди
В последнем материале нашего проекта мы решили вспомнить Леллу Ломбарди. Конечно, её пол-очка на Гран-при Испании не идут ни в какое сравнение с достижениями Ютты Кляйншмидт и Мишель Мутон, но ведь не просто так Формулу-1 называют "королевой автоспорта"... Ни одна из остальных четырёх женщин и близко не подбиралась к очковой зоне, так что Ломбарди ещё долго будет возглавлять женский зачёт Формулы-1.
Лелла Ломбарди (наст. имя - Мария Грация Ломбарди) родилась в итальянской провинции Пьемонт. Отец Леллы работал в мясной лавке и сотрудничал, само собой, с производителями мясных продуктов, вследствие чего много времени проводил в дороге за рулём. К тринадцати годам Ломбарди уже более-менее научилась водить машину, а в восемнадцать начала зарабатывать самостоятельно, работая перевозчиком и помогая таким образом отцу. Но на таких автомобилях особо не разгонишься, поэтому в скором времени Лелла пошла по проторенной дорожке в картинг - довольно поздно, кстати. К 1965-му году кое-как удалось наскрести денег на участие в Формуле-Монца. В низших сериях Лелла поначалу выступала без особого успеха, но второе место в Формуле-3 1968 г. - это уже кое-что.
Два года спустя Лелла Ломбарди в малолитражной итальянской Формуле-850 завоевала свой первый титул, выиграв четыре гонки из десяти. Следующий сезон также был успешным (победа в мексиканской Формуле-Форд), и на Ломбарди наконец обратили внимание серьёзные спонсоры. В 1974-м Лелла поднялась на 5-ю строчку в общем зачёте недолго просуществовавшей Формулы-5000 (в британской версии), но главное - попытка квалифицироваться в Сильверстоуне, который принимал очередной Гран-при Великобритании. К сожалению, Ломбарди не была допущена к гонке вследствие низкого результата (29-е место с 3,6-секундным отставанием от поул-ситтера Ники Лауды), но 75-й год принесёт ей больше поводов для радости...
Первые две гонки Лелла пропустила, а на Гран-при Южной Африки, выступая на предоставленном March шасси, квалифицировалась с 26-м результатом. Из-за проблем с подачей топлива она в воскресенье не увидела столь желанный клетчатый флаг, однако этот старт болельщики запомнили надолго, ибо Ломбарди стала первой женщиной в Формуле-1 после Марии Терезы де Филиппис, которая в конце пятидесятых приняла участие в нескольких Гран-при. А через два месяца в Испании произошло событие, благодаря которому Лелла Ломбарди приобрела гораздо большую известность, чем её предшественница. Правда, гонка в Каталунье долгое время находилась под угрозой срыва: в пятницу GPDA (ассоциация пилотов) объявила забастовку, так как защитные барьеры, по их мнению, не были надлежащим образом закреплены. Свободные заезды провели лишь не входящие в GPDA гонщики, но к субботе не без давления со стороны команд вопрос был решён положительно, и квалификация всё-таки состоялась.
В гонке Ломбарди стартовала с 24-й позиции и поначалу ни на какие очки не надеялась - хоть бы финишировать. Однако шедшие впереди соперники по различным причинам один за другим сходили с дистанции, поэтому Лелла поднималась всё выше и выше. На 26-м круге Рольф Штоммелен, сам того не желая, спровоцировал страшную аварию, унесшую жизни пяти зрителей... Организаторам понадобилось некоторое время на осмысление ситуации, так что гонка была остановлена лишь спустя три круга. К этому моменту Лелла Ломбарди поднялась на шестую позицию с двухкруговым отставанием от лидера, но очки впервые в истории Формулы-1 пришлось "половинить", так как гонщики не проехали необходимую дистанцию. Добытые пол-очка позволили Ломбарди занять по итогам сезона 21-е место.
В том же году Ломбарди ещё четырежды сумела добраться до финиша, причём в Германии (Нюрбургринг! Нордшляйфе!) остановилась в шаге от очковой зоны. 1976-й год оказался для неё последним в "Больших призах": четыре квалификации, два старта, лучший результат - 12-е место. За пределами Формулы-1 Ломбарди проявила себя в мировом чемпионате спорткаров, в котором начала выступать ещё до ухода из королевского класса. В паре с Джорджо Франчей ей удалось выиграть трофей памяти Игнацио Джунти, а в "1000 километрах Монцы" Лелла показала второй результат. Ненадолго привлекла её внимание и НАСКАР, но больше одной гонки по овалу Лелла не выдержала.
В 1988-м году Ломбарди окончательно завершила карьеру, став во главе команды Lombardi Autosport. Увы, прекратить выступления пришлось главным образом из-за проблем со здоровьем, после того как у итальянской автогонщицы диагностировали рак... Лелла Ломбарди скончалась 3-го марта 1992 г., прожив на этом свете всего 48 лет.