Ликбез iSport.ua. Автоспортивный сервис
Для гонщиков каждое соревнование – битва за зачетные очки и противостояние с соперниками. Для болельщиков – насыщенное событиями красочное зрелище. Для профессионалов, обеспечивающих бесперебойное осуществление всех процессов на гонке, - ралли это работа. А для механиков спортивного сервиса, которые «своими руками» проводят автомобиль через все неурядицы и поломки до финиша, каждый этап – это место, где разворачиваются бои невидимого сервисного фронта. О разных нюансах работы сервиса может рассказать Александр Пташник, старший механик команды Mentos Ascania Racing.
- Расскажите, как происходит ваша подготовка к старту?
- Если для гонщиков соревнования начинаются в день административной проверки с выдачи всех документов, то для команды механиков гоночный процесс, по сути, никогда не останавливается. Перед выездом мы формируем список комплектующих, которые должны быть всегда под рукой. Это запчасти, расходные материалы, всевозможные приспособления, инструмент. Обязательно берем бамперы, радиаторы… Словом, все, что чаще всего страдает в ходе гонки или после «крашей» - этот перечень складывается на основе опыта и постоянно модифицируется.
После того, как автомобили будут подготовлены к старту, машины технического сопровождения (т.н. «технички») выезжают на гонку – и делают это заранее. Если говорить о чемпионате Украины – то за день до административной проверки. В среднем, чтобы добраться из Киева, например, до Ялты, груженым бусам с прицепами требуется около 16 часов. По прибытию на место мы действуем по-разному, в зависимости от планов команды. В любом случае разворачивается сервисная зона команды в полном объеме. Включая энергопитание и воздушные магистрали для электро и пневмо инструмента. Не забываем и об элементарных бытовых удобствах.
- Сколько людей у вас в команде?
- Мы обслуживаем три автомобиля. На гонку выезжают 7-8 человек механиков, два инженера и один старший механик.
- Сколько времени есть у сервиса, чтобы обслужить машину после спецучастков?
- На разных гонках время перерыва на обслуживание регламентируется по-разному: в течение дня обычно делают несколько перерывов. Несколько спецучастков, которые составляют так называемый «круг», после – перерыв. Их количество зависит от протяженности дня, может быть два, один. А финальный сервис завершает гоночный день.
Времени нам выделяют организаторы от 20 до 45 минут. Эти интервалы прописаны в регламенте и маршрутном листе, а сервисная команда отвечает за то, чтобы не превысить их. Иначе экипаж получает штраф за опоздание на пункт контроля времени при выходе из сервиса.
Каждый из наших механиков, четко знает свой порядок действий во время обслуживания. Работать приходится очень быстро, на объяснения и совещания нет времени. В Ялте мы заменили задний редуктор на автомобиле Валерия Горбаня за 7 минут 15 секунд силами четырех человек. Замена лобового стекла, которая потребовалась на Ралли Саареммаа в прошлом году, заняла 18 минут. На замену КПП нам нужно 32 минуты.
- А что нельзя заменить в полевых условиях?
- Невозможно поставить на каркас новый кузов. Все остальное, если у нас есть время и запчасти, мы можем поменять. Другое дело, что регламенты разных раллийных серий обладают разными ограничениями на замены. В частности, на этапе чемпионата мира P-WRC мы воспользовались правом заменить мотор после шейкдауна перед стартом. Так было у нас в Швеции. Обычно регламентируется количество запасных агрегатов на автомобиль, которые так же должны быть представлены на техком для контроля и пломбировки.
- Что необходимо механикам для работы в сервисе?
- Для начала нужна точная информация о перемещении машины по гонке. Наша святая святых – это маршрутный лист автомобиля и стартовая ведомость. Нужно определенное по площади место, где разместятся палатки и «технички». Если говорить о техническом оснащении, то электроэнергия – главное. Нужен свет для темного времени суток, питание для компрессоров, мини-моек, другого электрического инструмента. На случай непредвиденных ситуаций наши «технички» оборудованы генераторами и 250-литровыми емкостями с водой. В палатках обязательно есть покрытие – плотные полиэтиленовые ковры. Во-первых, это экологическая норма, а во-вторых, если что-то упало на ровную поверхность покрытия, его можно быстро найти. Упадет мелкая запчасть или болтик на землю в траву или даже на асфальт – искать его много сложнее.
С нами также ездит мобильный шиномонтаж – отдельный бус, полностью оборудованный для перебортирования колес. На мировых гонках шиномонтаж предоставляют местные поставщики, и, кстати, он платный.
- Раз уж заговорили о шинах, скажите, сколько покрышек везет с собой команда на гонку для каждой машины?
- В зависимости от типа покрытия и его абразивности. На этапе Чемпионата мира каждый экипаж может использовать максимум 24 шины, мы в среднем расходуем около 20. На грунтовую гонку чемпионата Украины мы везем 10-12 колес для каждого автомобиля, на асфальтовую – 16-18 штук. Асфальт более «жесток» к колесам, потому что скоростные требования к шине выше, и держаться за покрытие она должна плотнее: по гравию машина в поворотах едет в скольжении, а на асфальту – четко в сцеплении с дорогой. Потому асфальтовые покрышки должны быстро прогреваться до определенной температуры, обеспечивать стабильное положение машины на дороге. А это быстро изнашивает шину.
- Как вы связываетесь с экипажем во время гонки?
- Как только экипаж финиширует на спецучастке, сразу звонит на сервис и информирует о состоянии автомобиля. Мы, получив оперативную сводку, готовимся устранять неполадки, готовим нужные запчасти, определяем порядок работ и действия механиков. Но даже если все в порядке, а это самая хорошая новость для сервиса! – мы все равно всегда на связи.
- Чем заканчивается сервисный день?
- Сложить-перебрать все инструменты, упаковать автомобили сервиса всем необходимым, краткое совещание и постановка задач на завтра. Работа сервиса заканчивается только на базе команды в Киеве, когда все благополучно доставлено «домой». Потом - короткий перерыв, углубленный осмотр и дефектовка автомобилей и подготовка к следующей гонке.
iSport.ua благодарит пресс-службу Mentos Ascania Racing за помощь при подготовке статьи