Итоги-2010. DTM и WTCC. Поражение ингольштадцев и комедии в мировом туринге
DTM
Год назад будущее открытого первенства Германии было под угрозой - увы, но и здесь требовалось значительное сокращения расходов команд, чтобы сюда могли прийти новые производители. Безусловно, борьба Мерседеса и Ауди была всегда эпической, но спортивная составляющая страдала. Гонки иногда были очень скучными, а команды тратили безумные деньги.
Именно поэтому одним из главных итогов 2010 года стало возвращение BMW (также есть вероятность появления и Опеля с Ниссаном) и значительное усовершенствование регламента - в 2012 году нас ожидает кардинально обновленная серия. Более того, еще через год гонки будут проходить и в США, где немецкие производители будут не прочь прорекламировать свою продукцию на трассе. Так что пока не будем хоронить DTM.
Ну а борьба в чемпионате, что также было немаловажным, развивалась интереснейшим образом. Увы, но еще до начала чемпионата шансы на победу фактически потеряли все пилоты Ауди. Ингольштадцы до этого три раза подряд становились чемпионами, а в этом году им крайне не повезло с шинами. В прошлом году команда жаловалась, что износ уж слишком велик и Dunlop, шинному монополисту в DTM, пришлось делать резину более жесткой, чтобы та сумела продержаться большую часть дистанции.
Именно это и предрешило поражение "четырех колец" - в условиях запрета развития машины (оно вступило в действие в середине 2009-го года) Ауди все время боролись с плохим сцеплением. Началось все прямо с первого этапа, где выиграл "штутгартец" Гари Паффет. На первом этапе в Хоккенхайме Ауди все же имели шанс на победу, но Маттиас Экстрём поехал на пит раньше положенного срока и потерял верное второе место - если бы не дополнительная остановка, то были бы шансы и на победу.
На втором этапе Экстрём победил, но Ауди в целом проиграли. Они имели шанс на хет-трик, но проблемы у Джарвиса и дисквалификация Томчика из-за ошибочной установки не той шины на пите, привели к тому, что на второе место вышел Спенглер. Именно с этого момента и началась великолепная история канадца.
Бруно Спенглер после второго этапа в Валенсии стал лидером чемпионата и очень долго держался на вершине. Удивительно, но на третьем этапе он упрочил свое лидерство благодаря ошибке механиков Пола ди Ресты - британец финишировал лишь вторым и на тот момент даже и не подозревал, что вскоре сумеет реально бороться за чемпионство. И было от чего так думать - на Норисринге и Нюрбергринге канадец вновь финишировал на подиуме и стал опережать Паффета и ди Ресту на 17 очков!
Несмотря на двузначные первые пять гонок в сезоне, во время которых Ауди умудрились разок победить, стало понятно - править баллом будут в Штутгарте. Более того, было похоже на то, что чемпионом станет Спенглер. Конечно, теоретические шансы оставались у всех (даже действующий чемпион Шайдер, который выступал в Ауди, долго оставался в "теоретической" обойме), но 17 очков отрыва - очень большое преимущество. К несчастью для Бруно, он его таки не удержал.
В голландском Зандвоорте, где состоялся шестой этап, произошел переворот в чемпионате - Паффет и ди Реста финишировали на вершине, а Спенглер показал лишь седьмой результат. Но дальше по империи канадца был нанесен еще более сокрушительный удар - Пол ди Реста победил трижды подряд! Последнюю из этих побед Пол в блестящем стиле (Ауди были переиграны на пит-стопах) добыл в Хоккенхайме, а Спенглер в это время хоть и объехал стартовый завал, но технических проблем избежать не сумел - ди Реста вышел в лидеры чемпионата.
Долгое время последний этап в чемпионате проходил в Хоккенхайме, но на этот раз у гонщиков оставалось еще два этапа. Изначально это должен был быть лишь Шанхай, но из-за закрытия всемирной выставки EXPO его сместили на две недели позже и в календаре образовалась пробоина. Закрыл ее великолепный этап в Адрии. Этап был безумным, а его итоги вновь перевернули все с ног на голову: Пол ди Реста не набрал очков, а Спенглер финишировал третьим и вышел в лидеры чемпионата. Паффет же вновь сохранил шансы на чемпионство - в Адрии он забрал "серебро".
В Шанхае решалась судьба чемпионского звания. Много лет подряд лидер чемпионата удерживал свое превосходство, но не в этот раз. Спенглер сам проиграл свой желанный титул, когда перенервничал в квалификации и допустил роковую ошибку - пришлось стартовать последним. В условиях городской гонки и сложностей обгонов в DTM Бруно проиграл заранее, а добил его старт с ходу, что перечеркнуло возможность улучшения позиции в первом повороте. А вот Пол ди Реста и Гари Паффет провели гонку в уверенном стиле, что позволило им улучшить позиции в чемпионате - из-за своей неудачи Спенглер опустился аж на третье место.
Хет-трик Мерседес является главным итогом в чемпионате - в таких гонках именно это выходит на первый план. Да, ди Реста, Паффет и Спенглер неплохо погонялись друг с другом, но тот факт, что Ауди пришлось довольствоваться считанными успехами - дорогого стоит. А Тимо Шайдеру даже и расстраиваться не приходится - блестящая победа с 15-го стартового места в Адрии было для него единственным светлым пятном. Сейчас в команде надеются, что новые шины Hankook, которые прийдут на смену Dunlop в следующем году, улучшат положение ингольштадцев. Но это далеко не факт...
WTCC
В мировом туринге - своя история. Здесь производителей будет побольше, но чемпионаты всегда развиваются довольно нелогичным образом. Еще несколько лет назад здесь полностью доминировал Энди Приоль на BMW (три подряд чемпионства!), потом наступил черед SEAT (Иван Мюллер и Габриэль Тарквини становились чемпионами), и вот в этом году править баллом - причем, очень уверенно - пришлось Chevrolet. Основная заслуга в таких своеобразных "эрах" лежит в том, что регламент каждый раз тем или иным образом подходил определенным производителям.
Вот и на этот сложилось так, что выгоду получили американцы. Более того, в этом помог не только регламент - перед сезоном BMW и SEAT потеряли много сил. Первые решили выставить в чемпионате не пять, а всего лишь две машины - за руль сели Аугусто Фарфуш и все тот же Энди Приоль, - а испанцы стали не совсем заводской командой. Если в 2009 году в чемпионате выступала команда "SEAT Sport", то в этом - "SR-Sport". Да, машины ничем не отличались от заводских, но все же это было не совсем то.
В результате Иван Мюллер перешел в американскую команду и те сразу же стали главными фаворитами в чемпионате. У них был неплохой состав пилотов, а Мюллер мог их направить в нужное русло и повести за собой к победе. Так в итоге и произошло - голубых машина на трассе было заметно больше. Уж слишком они бросались в глаза и делали практически все, что захотелось. Рядом с Мюллером постоянно держались Хафф и Меню, которые в нужный момент могли или защитить напарника от атак или - удивительно - подтолкнуть или даже вытолкнуть соперников. А бывало и так, что кто-то из них в первой гонке специально опуститься на 7-8 место, из-за чего команда получала тактическое преимущество во втором заезде.
Это было огромным преимуществом Мюллера, поскольку Тарквини и Приоль могли только мечтать о такой поддержке. Если Тарквини хотя бы теоретически могли помочь Коронель, Монтейро или Жене, то у Приоля "в запасе" был лишь Фарфуш. Но оба боролись фактически в одиночку. Тарквини сумел провести несколько неплохих гонок и в один из моментов сумел в плотную приблизиться к Мюллеру, но ряд неудач перечеркнули все его шансы.
У Энди Приоля была другая история. В начале чемпионата он не очень удачно проводил первые гонки. Одолеть SEAT и Chevrolet ему часто не удавалось одолеть в квалификации - победа в Италии стала исключением из правил - и, соответственно, в гонке мог бороться лишь за 4-8 места. Увы, это не приносило должных очков в первых попытках, но во вторых именно британец становился фаворитом. Из-за реверсивной системы стартовой решетки во второй гонке он сумел победить аж в пяти гонках! И именно здесь качественное количество американских машин давало о себе знать. Ива Мюллер, мало тго, что был высоко в первой гонке, мог рассчитывать на помощь напарников в следующей попытке и не терял по отношению к Энди много очков - а по сумме двух гонок оказывался впереди.
Исход чемпионата решился между этапами в Японии и Макао. В стране восходящего солнца команда BMW поставила на свои машины облегченные коробки передач. Судьи им разрешили принять участие в гонке, но итоги выиграть много очков не удалось. В квалификации обе баварских машины порвали своих конкурентов, но в дождевой гонке из-за неподходящего заднего привода даже потеряли очки по отношению к Мюллеру. Оставались теоретические шансы, но их уничтожил суд в Париже - апелляция команды Chevrolet была удовлетворена - замену коробки в BMW признали несоответствующей регламенту.
Таким образом Иван Мюллер принес первую победу команде Chevrolet. Это был полностью заслуженный титул, но еще немного и чемпионат действительно превратится в World Touring Car Comedy, как сейчас любят называть WTCC некоторые журналисты...