iSport

Главные события десятилетия: Формула-1

ISPORT рассказывает о самых ярких моментах десятилетия в Королевском классе гонок.
2020 г., 25 декабря, 16:30
Льюис Хэмилтон / Getty Images

За прошедшие десять лет в Формуле-1 много чего изменилось и поменялось, но это никак не влияет на ее статус - она по-прежнему Королева автоспорта. За прошедшее десятилетие появились новые легендарные личности, новые рекордсмены и команды, а также нельзя забывать о том, что это опасный вид спорта. К сожалению, аварии, часть этого вида спорта и не всем удается их избежать с легкими травмами. Что ж, пришло время подытожить пройденный путь.

ISPORT продолжает цикл статей, посвященных главным событиям уходящего десятилетия (с 2011 по 2020). Сегодня поговорим о Формуле-1.

Седьмое чемпионство Хэмилтона

Гонщик из Стивенэйджа переписал учебники истории автоспорта, что закрепило его место среди легенд всех времен. Его рекорды могут быть омрачены критиками, но статистика вещь упрямая и его путь к вершине не был таким легким, как кажется.

Хотя невозможно узнать, является ли он величайшим пилотом всех времен, Хэмилтон, несомненно, переписал учебники истории и изменил представление о том, как гонщик Ф1 может и должен выглядеть. Он первый и единственный темнокожий спортсмен, когда-либо участвовавший в Гран-при, и его неумолимая свирепость проложила путь к вдохновению следующего поколения маловероятной молодежи присоединиться к его имени. Мало того, он бросал вызов расизму, дискриминации и нетерпимости на протяжении всей своей карьеры, чтобы преодолевать барьеры и раздвигать границы самым зрелищным образом, побеждая в моде во всех аспектах своей профессиональной жизни.

Его первый титул был еще в прошлом десятилетии в 2008 году, а вот второй и все остальные пришлись на нынешнее десятилетие. В 2014 году Мерседес был доминатором с машиной W05 и Хэмилтон выиграл 11 гонок из 19, но даже при этом интрига была жива до самого финала сезона в Абу-Даби с двойными очками, где его партнера по команде Нико Росбера подвела техника, а Льюис стал двукратным чемпионом мира. В следующем году Хэмилтон взял третий чемпионский титул и второй кряду.

Льюис Хэмилтон (второй чемпионский титул Ф1)

Getty Images

В отличие от прошлого года, Хэмилтон продемонстрировал свое мастерство на полную и выиграл 10 гонок, взяв титул в США за три гонки до конца сезона. У британца не было конкуренции - у его ближайшего конкурента Росберга было лишь три победы до гонки в Остине. К слову, Росберг выиграл три следующих этапа, а затем первые четыре в 2016 году, благодаря чему, во многом, он выиграл титул, после которого завершил карьеру. Это было единственное поражение Хэмилтона в дуэлях на машинах Мерседес до сегодняшнего дня.

В 2017 году Хэмилтон вернулся на победный путь и взял свой четвертый титул в возрасте 32 лет. В этом году у Хэмилтона была напряженная конкуренция со стороны Себастьяна Феттеля на Феррари. Немец возглавлял чемпионат до середины сезона, но затем ошибки и провалы команды принесли очередной титул для британца. В 2018 году он взял свой пятый титул и путь к нему был такой же, как в прошлом с конкуренцией Феттеля до середины кампании, после чего немец сдался.

В 2019 году Хэмилтон несмотря на слабые квалификации, выиграл 8 гонок из 12. За два этапа до конца сезона Хэмилтон финишировал вторым в США и это принесло ему чемпионский титул, несмотря на "чудо-мотор" Феррари, который затем оказался "нелегальным". Заняв первое место на Гран-при Турции, стартуя шестым в сложных условиях на новой и мокрой трассе в Стамбуле, Хэмилтон разбил надежды Валттери Боттаса на титул и взял свой седьмой чемпионский титул, сравнявшись с рекордом великого Михаэля Шумахера. Это был подвиг, который, как многие считали, никогда не будет достигнут.

За прошлое десятилетие он явно самый успешный гонщик в мире. На его счету 266 проведенных гонок, 95 побед, 98 поулов, 165 подиумов и 53 лучших круга в гонках.

Травма Михаэля Шумахера

Семь лет назад Михаэль Шумахер получил тяжелую травму головы из-за падения на лыжах и едва его жизнь не оборвалась. С тех пор до сегодня почти нет никаких достоверных сведений о здоровье семикратного чемпиона мира Формулы-1.

В декабре 2013 года Шумахер упал во время катания на лыжах в Альпах, ударившись головой о камень. Его привезли в больницу еще в сознании. Гонщика поместили в искусственную кому и провели операцию на черепе. В марте 2014 года немец начал дышать без системы искусственной вентиляции легких и слышать голоса членов семьи. В сентябре гонщик пришел в себя — его выписали из больницы и отвезли домой на берег Женевского озера под наблюдением врачей.

В 2015 году СМИ сообщали, что Шумахер сильно потерял вес, по-прежнему не начал ходить или вставать, а также общаться. С прессой перестали контактировать даже близкие друзья гонщика. Его семья подала в суд на несколько изданий из-за распространения фейковых данных. В 2017 году семья Шумахера перестала выпускать какие-либо пресс-релизы о его состоянии. Приближенные к семье журналисты иногда сообщали, что "прогресс в восстановлении есть"

В 2018 году прошли две новости. Президент FIA Жан Тодт рассказал, как смотрел Гран-при Бразилии вместе с Шумахером у него дома. Семья гонщика также впервые не стала опровергать информацию о том, что он не прикован к постели.

Семья тщательно оберегает Михаэля от внешнего мира, пресекая любые утечки информации о его здоровье, так что нам остается лишь жить надеждой на хорошие новости. Надеемся, что Михаэль сможет увидеть собственными глазами дебют его сына Мика Шумахера в Формуле-1 в 2021 году за команду Хаас.

Уход Берни Экклстоуна

В 2017 году случилось то, чего не мог себе представить, наверное, ни один болельщик Ф1. Берни Экклстоун сложил свои полномочия и больше не руководил чемпионатом мира, а его место заняла американская медиакомпания Liberty Media, выкупившая 100% акций.

Берни - это тот человек, который сделал Ф1 такой, какой она есть в настоящее время. Берни умел разобраться практически с любой задачей или конфликтной ситуацией. Экклстоун говорил, что королевскому классу автогонок всегда нужны личности, но при этом все признавали, что он и есть одна из главных личностей Ф1. 90-летний британец не хотел ничего слышать об экологии и экономии, если дело казалось двигателей или топлива, а также не хотел делать чемпионат мира более открытым для внешнего мира. С одной стороны, это не логично с учетом нынешней ситуации в мире, но с другой, в этом был какой-то определенный шарм.

Также Берни любил поговорить, причем на разные темы. Даже сейчас, когда он уже несколько лет не у руля Ф1, он постоянно в курсе всех новостей и постоянно ему есть что сказать, особенно если ему что-то не нравится в правлении Liberty Media. Причем в свои времена Экклстоун мог открыто обвинять гонщиков, руководителей команд и других разных политиков - было ощущение, что он не боится и чувствует себя великим боссом.

Экллстоун запомниться фанатам Ф1 многим, но он был главной фигурой спорта во время своего правления. Он поддерживал свое направление в спорте и не давал чемпионату мира пойти по пути, который проповедует весь мир. Он мог спокойно сделать доброе дело, например, дать команде самолет, если у нее не было денег из-за финансовых проблем, но в то же время отказывался платить выкуп за похищенную тещу. Многие его критиковали за такие действия, но это его никогда не останавливало и именно все это делает его самой эффектной личностью в истории Формулы-1.

Переход и "облом" Феттеля в Феррари

Финальный этап чемпионата мира Ф1 2020 года - Гран-при Абу-Даби ознаменовал конец эпохи, в которой Себастьян Феттель провел 119 гонок за Феррари, начавшуюся в 2015 году. Конечная цель Феттеля - завоевать чемпионство с командой из Маранелло потерпела неудачу, но немец не покинет Формулу-1, а будет выступать за Астон Мартин в 2021 году.

На Гран-при Японии 2014 года было сделано громкое заявление - Феттель покинет Ред Булл и перейдет в Феррари. Вся главная спортивная карьера Феттеля была связана с австрийской командой, вместе с которой он поработал 15 лет. Немец дебютировал в Торо Россо еще в 2007 году, после чего перешел в Ред Булл в 2009 году. За шесть сезонов в составе Ред Булла немец одержал 38 побед, завоевал 44 поула и взял четыре чемпионских титула кряду с 2010 по 2013 года.

После довольно жаркого 2014 года в составе Ред Булла, который завершился совсем не так, как хотел немец, он решил найти себе новое приключение, заменив Фернандо Алонсо в Феррари. Скудерия также пережила сложную кампанию 2014 года и учитывая доминирование Мерседеса, ожиданий от успеха в 2015 году было мало.

Первая победа Себастьяна Феттеля в Малайзии (2015 год)

Getty Images

Однако все началось для Феттеля довольно неплохо - немец добыл пять подиумов в первых шести гонках, включая свою первую победу в красной экипировке в Малайзии. К середине чемпионата мира он во второй раз выиграл в Венгрии и его имя светилось в претендентах на титул. Затем немец выиграл в Сингапуре, но чтобы бороться за чемпионство нужна была более мощная машина, как у Мерседеса. В 2016 году для Феррари и Феттеля все стало еще труднее - Феттель не смог одержать ни одной победы и закончил чемпионат четвертым. Мало того, что Скудерия не догнала Мерседес, а еще больше отстала, к ним самим приблизился Ред Булл. Как итог было четвертое место в чемпионате мира.

В 2017 году машины немного изменились и на старте сезона с победой Феттеля в Австралии казалось, что Скудерия прибавила. В следующих пяти гонках немец одержал еще две победы и возглавлял личный зачет. В Азербайджане произошел всем известный инцидент с Хэмилтоном, после чего дела немца начали ухудшаться. Окончательным провалом года был Сингапур, где Феттель столкнулся на старте с партнером по команде Кими Райкконеном и Максом Ферстапенном.

2018 год начался для Феттеля хорошо, так как он впервые выиграл два Гран-при кряду за рулем машины Феррари и это будет его единственной серией за всю эпоху. Феттель и Хэмилтон вновь были близки до середины сезона, пока не прошел его домашний Гран-при Германии. Феттель лидировал в гонке и мог во второй раз в карьере выиграть на своей родине, но в середине гонки на скользкой трассе он вылетел в гравий и оставил свою машину там. Многие до сих пор считают, что именно эта ошибка начала писать конечную главу в его истории с Феррари.

Ошибка Себастьяна Феттеля на Гран-при Германии 2018 года

Getty Images

Несмотря на это, он добыл четыре подиума в следующих пяти гонках, одержав победу в Бельгии. Однако для борьбы с Хэмилтоном, который был традиционно стабилен, этого было мало. Как бы то ни было, 2018 год был одним из самых успешных для Феттеля в форме Скудерии, набрав 320 очков, выиграв пять гонок и взяв 12 подиумов.

В 2019 году Феттелю также пришлось столкнуться с приходом в команду Шарля Леклера, который быстро освоился и почти сразу же нашел свой ритм, совершив убедительный обгон Феттеля в Бахрейне и продолжив гонку, прежде чем проблема с силовой установкой вернула его на третье место. Немец весь сезон боролся с молодым монегаском и в конечном итоге уступил - это было то, чего никто не ждал. Это было финальной каплей в отношениях Феттеля и Феррари, которые провели провальный прощальный сезон в 2020 году.

Несмотря на то, что Феттель покидает команду без чемпионского титула и разочаровывающего сезона, место Феттеля в наследстве Феррари неоспоримо. Только Шумахер и Ники Лауда одержали больше побед в истории команды. Феттель является четвертым по стартам в команде, и только Шумахер, Райкконен и Фелипе Масса имеют больше стартов в Гран-при в качестве гонщика Феррари.

Ферстаппен в Формуле-1, изменения правил суперлицензии

Макс Ферстаппен - самый яркий новичок Ф1 за многие года и точно один из самых лучших в минувшем десятилетии. Всего за один сезон, в котором не было ни побед, ни поулов, ни подиумов, он доказал, что он быстр и самое главное - он молод. На момент дебюта в Ф1 ему было всего лишь 17 лет. Некоторые эксперты были уверены - нельзя садить такого молодого юношу в кокпит машины Ф1. Однако спустя сезон в Максе видели не только парня, попавшего в Ф1 только из-за отца, но и новую интересную личность.

В то время, да и сейчас, многие считают Ф1 скучной, так как борьбы за чемпионство нет, а если кратко описывать чемпионат мира - то на трассе сражаются инженеры, а не пилоты, а если бы не система DRS обгонов бы не было. Дерзкий новичок сразу же взялся за дело и не стал "мальчиком на побегушках". Это доказали его битвы с Дженсоном Баттоном и другими более опытными пилотами. Да, в начале он был безбашенным и кидался в борьбу при первой же возможности. Это принесло в Ф1 новый глоток борьбы, напомнив о битвах в старые времена.

Ферстаппен уже по праву считается одной из главных звезд современной Ф1, но самое главное, чего ему не хватает - это быстрая машина и конкурентоспособный мотор. Голландец выигрывает гонки на машине Ред Булла и впереди у него длинное будущее, но будет ли оно светлым - пока неизвестно. На данный момент дорога к титулу закрыта доминированием Мерседеса, которое может измениться в 2022 году. Ф1 может измениться и пока надежда есть.

Также стоит отдельно сказать, что после сезона 2015 года, в котором дебютировал Ферстаппен, ФИА изменила правила в отношении получения суперлицензии на право участия в гонках Ф1. Было принято главное решение, что пилоты смогут получать суперлицензию не раньше 18 лет – возраста предоставления возможности получения обычных водительских прав.

Чемпионы серий европейской Формулы-3, категории LPM1 в гонках на выносливость WEC или IndyCar смогут иметь право на получение суперлицензии. За победы в этих сериях будет вручаться 40 очков — именно столько необходимо для суперлицензии. Между тем пилот, занявший третье место в европейской Ф3 (как это сделал Ферстаппен в 2014 году), получит по новой системе 20 баллов. Наибольшее количество очков в разработанной системе ФИА будет получать победитель серии Формулы-2 - 60 баллов. Кроме занявшего первое место в Ф2 на получение суперлицензии получат право также и пилоты, занявшие второе (50 пунктов) и третье места (40).

Чемпионство Росберга и последующее завершение карьеры

В 2016 году Нико Росберг завершил долгий путь к своему единственному чемпионскому титулу Ф1. Росберг с первой попытки выиграл титул в серии GP2, но в Ф1 его путь на вершину продлился целых 11 лет!

Нико начал свою карьеру в Уильямсе, где провел четыре года, после чего был Мерседес, но не тот который мы знаем сегодня, а еще тот, который только строился. Однако в 2016 году немец сделал все идеально и машина его не подвела. Он вырывал очки там, где это было очень сложно, например в Монако или Канаде. Он заслужил этот титул после напряженных битв с Хэмилтоном, причем не только на трассе. Он одержал на одну победу меньше, чем Хэмилтон, но более стабильные результаты и конечно надежность машины сыграли свою роль. В итоге он завоевал титул с преимуществом в пять очков.

Однако если говорить о скорости, то при всем уважении - Нико нельзя назвать одним из самых быстрых пилотов, потому что вся статистика будет против него. Можно спросить всех экспертов и большинство из них вам скажет, что немец приятный человек, хороший гонщик и работяга. Но никто из них, разве что единицы, скажут что он один из самых быстрых. Росберг заслужил титул, но по его карьере было видно, что он не тот, кто будет постоянно бороться за титулы. Для него это был невероятный успех и вершина карьеры.

На этот ему был 31 год и это малый возраст для Ф1 и многие надеялись что Нико продолжит выступать, но, наверное, Росберг также понимал, как и многие, что это будет его единственный триумф и больше он такой битвы не выдержит. Он принял решение завершить карьеру и больше не выступать. Это был шок для Ф1 и даже Мерседеса.

В Ф1 Росберг выступал на протяжении 11 лет, на его счету более двух сотен Гран-при, два с лишним десятка побед и 30 поул-позиций. Подиум на Гран-при Абу-Даби стал для немца 57-м и сделал его 33-м чемпионом мира. И этот успех поставил точку в карьере Нико, длившуюся четверть века.

Помимо своего потенциала, который уже наверное иссяк, главной причиной ухода была семья. Проводить большую часть года в переездах и рисковать жизнью, не для того, у кого есть маленькие дети и жена, ждущие тебя дома. Сам немец не раз признавался, что гонки это не самая его важная часть жизни. Однако стоит сказать, что из мира автоспорта он не ушел - он активно следит за чемпионатами мира, став акционером Формулы Е и экспертом телеканала Sky Sports.

Начало турбоэры

Переход Ф1 на более экологичные турбодвигатели V6 стал ключевым элементом глобального технического перевооружения спорта в 2014-м году. Ф1 подошла к своему переломному моменту - новации затронули каждую область машины, но ничто не претерпело таких глобальных изменений, как двигатели. Стремление ФИА к относительно экономичным, но одновременно мощным двигателям вылилось в переход на турбированные агрегаты объемом 1,6 литра.

На протяжении какого-то времени в ФИА оценивали несколько вариантов конфигурации двигателей. К выбору именно такой спецификации привел ряд соображений, однако решающий вес в принятии окончательного решения сыграла пресловутая экологичность. В итоге мы увидели более компактные и эффективные моторы, способные обеспечивать ту же мощность, что и их предшественники в 2013 году. Новые двигатели радикально отличались от прежних V8: объем 1,6 литра, турбонагнетатель с неограниченным давлением наддува, планка предельных оборотов на уровне 15 тысяч и лимитированный расход топлива.

Производители начали использовать системы рекуперации энергии ERS, которые сочетают в себе вдвое большую мощность с примерно в десять раз большей производительностью за счет сбора отработанной тепловой энергии от задних тормозов и турбокомпрессора для зарядки аккумуляторной батареи, питающей двигатели. Командам также было разрешено использовать только пять двигателей в течение сезона, прежде чем они понесут штраф (в отличие от восьми двигателей в прошлом году), что делает надежность одним из главных приоритетов инженеров Ф1.

Минимальный вес машины увеличился с 642 кг до 691 кг (без топлива), максимальный объем топлива, который машина может перевозить для гонки, ограничен 100 кг (по сравнению с примерно 150-160 кг в прошлом году) и расход топлива на двигатель ограничен 100 кг / час.

Наверное самым главным минусом всех этих правил, были даже не дорогостоящие силовые установки, а звук. Не зря большинство болельщиков и экспертов Ф1 переживали по поводу звука новых двигателей. Меньший объем, турбина и заметно более низкие обороты – все это является прямой антитезой эпохе V10/V8, и звук стал гораздо тише. Смириться с этим было непросто. Когда старые машины Ф1 выкатывают на демо-заезды, чувствуются мурашки по коже и это неспроста. Наверное, все до сих пор скучают по тем звукам рычащих машин, которых было слышно на другой стороне трассы.

Начало доминации Мерседеса

Семь титулов в Кубке конструкторов, всевозможные рекорды и неофициальные права на название целой эпохи Ф1 - доминирование Мерседеса в турбоэре V6 было подавляющим. Обеспечение рекордного седьмого подряд чемпионского титула с победным дублем в Имоле, где Хэмилтон одержал 100-ю победу для Мерседеса с 2014 года, казалось подходящим способом для последних невероятных вех.

Для некоторых это способствует повествованию о том, что Мерседес прошелся легкой дорогой в эту эру двигателей, но если вернуться к тому, как все начиналось, то их дорога была как и у всех, но они были хорошо подготовлены, избежали проблем и не паниковали, когда возникали трудности в отличие от их соперников. Если бы Мерседес не отреагировал на свои собственные проблемы во время подготовки к 2014 году так, как он это делал, его итоги, возможно, выглядели бы иначе - для первого года этой эры двигателей и для последующих лет.

Мерседес выиграл 16 из 19 Гран-при в 2014 году на пути к своему первому двойному титулу, а Ред Булл с и моторами Рено одержали три победы. Феррари вообще не удалось выиграть, а возвращение Хонда через год было катастрофическим.

Льюис Хэмилтон и Нико Росберг (2014 год)

Getty Images

Мерседес начал подготовку к 2014 году издалека и полностью был прав - он заранее вложил большие средства в гибридное направление Ф1. Также большим плюсом было владение собственной системой KERS. Знания об аккумуляторах, инверторах и электрических системах были на уровне, что вселило в операционную и инженерную группу Мерседеса уверенность в необходимости разработки собственной конструкции турбокомпрессора. Это означало, что качество и объем работы, которую могла выполнить команда Мерседес, превосходили ее конкурентов. В то время как другие работали над чем-то одним, в Мерседесе работали по всем направлениям, правильно расставляя приоритеты.

Еще одним плюсом работы силовой установки Мерседеса и ее развития были разделенные детали. Подход с разделенными деталями означал, что Мерседес может выполнять свою работу по повышению производительности, не подвергаясь влиянию надежности, и развивать надежность, не сдерживая развитие производительности. Затем два потока объединились в конце, что дало Мерседесу самый мощный и надежный двигатель 2014 года.

Что касается следующих сезонов в двух словах - то Мерседес продолжил развивать надежность и эффективность своей силовой установки, которая уже была доминирующей с первого сезона, а другие пытались догнать. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Но не стоит также забывать о том, что даже лучшая силовая установка не сможет привести плохую машину к победе. Поэтому залог успешного доминирования Мерседеса не только в моторе, но и в машине, которая точно также прогрессивно развивалась на несколько шагов вперед своих конкурентов.

Мерседес побили рекорд Феррари

Мерседес вошел в историю Формулы-1, став первой командой Королевского класса, выигравшей семь подряд титулов в Кубке конструкторов. Это достижение покорилось "серебряным стрелам" за четыре гонки до конца сезона 2020 года с победой на дебютном Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле, где гонщики Мерседес оформили победный дубль.

Сезон 2020 года стал одним из самых доминирующих для британо-немецкой команды на сегодняшний день: на их счету 13 побед из 17, 15 поулов, 5 победных дублей, 25 подиумов и 9 лучших кругов в гонках. За 17 гонок Хэмилтон и Боттас набрали 573 очков (77% от общего количества).

Мерседес начал свое доминирующее путешествие в 2014 году, когда стартовала эпоха турбоэры. Команда, которая базируется на двух базах в Брэкли и Бриксворте, лучше всех освоила правила двигателей с момента их появления, что и дало им беспрецедентную серию из семи двойных чемпионских титулов подряд.

Семь титулов кряду - это новый рекорд Ф1, который затмевает легендарную серию Феррари из шести Кубков конструкторов подряд в период с 1999 по 2004 год. Этот рекорд, с уверенностью на 90% продлится до восьми титулов кряду в 2021 году, так как новые технические регламенты перенесены из-за пандемии коронавируса на 2022 год.

Также этот седьмой титул перемещает Мерседес на четвертое место по количеству титулов за всю историю Ф1, которое он делит с Лотусом, а впереди Макларен (8), Уильямс (9) и рекордсмен Феррари (16).

Отметим, что в отличие от чемпионского титула, который давался с 1950 года, история Кубка конструкторов восходит к 1958 году, а это означало, что доминирующие сезоны Мерседеса в 1954 и 1955 годах не учитываются.

Авария Жюля Бьянки (последний летальный исход в Ф1)

Ночь 18 июля 2015 года стала очередной трагической датой в истории Ф1. После девяти месяцев борьбы за жизнь скончался французский пилот Жюль Бьянки. Почти год Жль находился на границе жизни и смерти в коме, несмотря на все неутешительные прогнозы врачей. Однако время шло и надежды постепенно угасала. К сожалению, в один год год Бьянки провел свою лучшую гонку в карьере Ф1 и затем последнюю в Японии на трассе Сузука в 2014 году.

К сожалению, трагедия произошла именно тогда, когда все начали видеть потенциал молодого пилота, который добился впечатляющего триумфа за четыре месяца до этого в самой худшей (по скорости) команде Маруся. Француз провел прекраснейшую гонку в княжестве Монако, приведя медлительную Марусю к очкам, несмотря на отсутствие темпа - это было сделано благодаря таланту. Его команда неоднократно заявляла до его смерти и после, что вся заслуга успехов маленького коллектива благодаря таланту Жюля.

Не даром он заслужил место в академии пилотов Феррари, которая внимательно следила за карьерой Бьянки. Еще до его успеха в Монако многие в паддоке были уверены, что именно Жюль вскоре надет экипировку красного цвета Скудерии. К сожалению, как бы произошло, так и осталось загадкой. В 2017 году нынешняя звезда Феррари Шарль Леклер сказал: "Его авария произошла, когда моя гоночная карьера только начиналась, но он многое сделал, чтобы я попал в мир большого автоспорта". Жюль был крестным отцом Шарля и есть какая-то магия в том, что именно Леклер пришел на место Бьянки.

Авария в Японии стала настоящим шоком и следствием злополучного тайфуна и невероятным стечением обстоятельств: мокрая трасса Сузуа, плохая видимость, сейфти-кар и слишком высокая скорость в повороте, в зоне безопасности которого уже работал эвакуатор из-за другой машины. В то время режиссер не показывал инцидент, так как многие были не в курсе, что именно произошло. За круг до этого в том же месте - в седьмом повороте трассы вылетел Адриан Сутиль, которого показали в панике после вылета Бьянки. Именно его машину убирал злосчастный трактор, под который влетел болид Бьянки.

Авария Жюля Бьянки

Getty Images

До этого в Ф1 не было трагических инцидентов на протяжении 20 лет и боссы автоспорта даже потерялись когда такое произошло. Последней жертвой, которую забрала Ф1 до момента с французом был легендарный бразилец Айртон Сенна. Комиссия ФИА долго разбирала этот инцидент и даже она со всеми данными не смогла точно дать ответы на все вопросы. В итоге трагедия произошла по следствию многих факторов: мокрая трасса, высокая скорость, плохая видимость и трактор...

С тех пор ФИА проделала еще больше работы по безопасности и мы стали свидетелями появления системы защиты головы Halo, виртуального режима машины безопасности и новых правил по инспекции трассы. Все это было введено в результате всех исследований, но все же это не последний кошмар прошедшего десятилетия, так как мы не можем забыть о трагедии, которая произошла в серии поддержки Формулы-2.

Гонщик Ардена и молодежной программы Рено Антуан Юбер скончался от полученных травм в результате аварии в субботней гонке Ф2 на трассе Спа-Франкоршам. Машину Юбера сорвало с трассы на втором круге после поворота Eau Rouge, после чего он врезался в барьер из шин и его болид выкинуло обратно на гоночную траекторию. Хуан-Мануэль Корреа, ехавший позади не успел среагировать и на полной скорости протаранил машину француза прямо по центру, после чего в них влетел еще и Марино Сато. Болид разлетелся на обломки, а самого пилота доставили в госпиталь, где он скончался от полученных травм. Что касается Корреа, то он до сих пор восстанавливается после травмы - переломов двух ног. В этой аварии по мнению ФИА также никто не виноват, так как она произошла из-за стечения многих факторов, но и даже после этого федерация приняла ряд мер по безопасности.

Внедрение системы Halo

Система Halo впервые появилась на радаре Ф1 в 2016 году - спустя год после аварии Бьянки. Тогда многие эксперты заявили в один голос, что это решение не спасло бы Жюля или Филипе Массу, в которого прилетел обломок в Венгрии. Плюс ко всему конструкция много весила, что вызывало головную боль у инженеров из-за веса и нарушения потоков аэродинамики, а гонщики и комментаторы в первую очередь выделяли ее уродливость.

Тем не менее, не смотря на ряд критики почти всех, ФИА внесла Halo в регламент чемпионата мира и команды были вынуждены ее ставить и привыкать с сезона-2018. С тех пор прошло три сезона и честно говоря можно сказать одно - спасибо ФИА за доработку систем безопасности. Да, эстетически болиды выглядят немного неуклюже, но данная система уже продемонстрировала свое назначение и если бы не она, по крайней мере в конце 2020 года мы бы стали свидетелями еще одной трагической аварии в Формуле-1.

Впервые действия системы Halo было зафиксировано на Гран-при Испании в Ф2 на трассе в Барселоне. Гонщик Русского времени Тадасуке Макино столкнулся со своим соотечественником Ниреи Фукузуми. Машина Фукузуми подлетела в воздух и ударила колесом по системе Halo, под которой сидел Макино.

Тадасуке Макино и Ниреи Фукузуми

motorsport.com

Затем был еще один эпизод на Гран-при Бельгии Формулы-1 в 2018 году. В самом начале гонки на трассе Спа-Франкоршам Нико Хюлькенберг промахнулся мимо точки торможения перед первым поворотом и врезался в машину Фернандо Алонсо, которая перелетела через болид Заубер Шарля Леклера. Макларен Алонсо после удара налетела на машину Леклера и приземлилась на нее как раз в область системы Halo, которая прикрыла голову пилота Заубер.

Гран-при Бельгии 2018

Getty Images

Согласно отчету ФИА, система Halo спасла Леклера от травм. При этом Halo на машине монегаска не только сохранила свою целостность после мощного удара колесом, но и помогла отбросить машину Алонсо в сторону. Пиковая сила, приложенная к Halo во время удара, составила около 5,7 тонн, а это 46% от предписанной нагрузке на Halo и элементы ее крепления, которая составляет около 12 тонн.

Еще одна авария с участием системы Halo произошла в гонке Формулы-3 на трассе Монца в Италии. В субботней гонке Ф3 гонщик Кампос Рэйсинг Алекс Перони на последних кругах съехал на асфальтированную зону безопасности в Параболике, где наехал на высокий поребрик. В этот момент от машины отлетела значительная часть днища, после чего она высоко подлетела в воздух и завертелась. После она приземлилась вверх колесами, фактически на кокпит, но прежде всего на систему Halo.

Однако самое страшное зрелище и реализация системы Halo произошло на Гран-при Бахрейна 2020 года. Несколько недель назад гонщик Хааса Ромен Грожан после контакта с Даниилом Квятом, на огромной скорости влетел в металлический барьер безопасности, разрезав его на две части. Машина французского пилота разорвалась на две части. Система Halo вместе с кокпитом пробила барьер и спасла жизнь пилоту Хааса, машина которого моментально загорелась. Грожан несмотря на 28 секунд в огне, смог выбраться из машины и отделался лишь ожогами рук.

Машина Хаас после аварии Ромена Грожана

Getty Images

Сам Ромен после аварии сказал простые и очевидные слова: "Я не был сторонником ореола несколько лет назад, но я думаю, что это лучшее, что мы привнесли в Ф1, и без него я не смог бы разговаривать с вами сегодня". Этот эпизод еще раз доказал, что гонки по-прежнему опасны и это спорт настоящих профессионалов, несмотря на их "закидоны" и высокие зарплаты.

Читайте другие итоги десятилетия:
Биатлон
Бокс
Украинский футбол