Преступник. Авторитет. Президент

2013 г., 12 апреля, 19:23
В 2006-м году Обилич (Белград) – единственная команда, кроме Партизана и Црвены Звезды, которой удавалось выигрывать золото Сербии – вылетела из высшего дивизиона местного чемпионата. Еще пять понижений в классе за следующие шесть лет отправили команду, сыгравшей в сезоне 1998-99 вничью 1:1 с будущим финалистом Лиги чемпионов мюнхенской Баварией, в седьмой по рангу дивизион. И это в Сербии, в которой лишь два высших дивизиона имеют статус национальных, в то время как все остальные – региональные.

События вечера 15 мая 1998-го года настолько сильно отличаются от текущего положения дел, что в них вообще верится с трудом. Ничьей на поле Пролетера со счетом 1:1 в финальном туре первой кампании Обилича в высшем дивизионе было достаточно для обеспечения титула чемпиона Югославии (объединённого чемпионата Сербии и Черногории), в то время как главный соперник в лице Црвены Звезды оступился в поединке с Железником. Обилич закончил первенство с двухочковым преимуществом над ближайшим преследователем, проиграв за весь сезон лишь один раз. Вдобавок, коллектив дошел до финала местного кубка, уступив в нем Партизану. Ведущий полузащитник Обилича Ненад Грождич, сыгравший за национальную сборную страны 11 раз, говорил, что ключевой персоной в этом успехе был президент клуба Желько Ражнатович. "Именно он привил нам менталитет победителя". Но вместе с этим его вклад в Обилич был еще и зловещим.

Преступник. Авторитет. ПрезидентАркан (именно под этим прозвищем тот был знаком широкой общественности) слыл известным своей жестокостью лидером военизированной группировки Сербская добровольческая армия, за которой тянется шлейф кровавых разборок на западе Балканского полуострова - ее основателем Ражнатович выступил в 90-х годах прошлого столетия. Тигры Аркана, как их еще называли, принимали непосредственное участие в "зачистках" несербского населения в Хорватии и Боснии. Замаскированные под идеи великой Сербии ограбления также были вполне распространенной практикой. Черный рынок в Сербии того времени процветал по причине наложенных со стороны ООН санкций, и в нем Аркан чувствовал себя боссом. Как результат, он стал одним из наиболее богатых людей страны. Его причастность к военным действиям стала причиной предъявленных ему обвинений со стороны Международного Трибунала на территории бывшей Югославии в 1997-м году, которые включали в себя геноцид.

Для того, чтобы привить менталитет победителя, Аркан ввел в Обиличе военную дисциплину. Он говорил, что его игроки – наиболее высокооплачиваемые в стране, хотя эти слова далеко не в полной мере отображают ситуацию. Одной его репутации хватало, чтобы футболисты соперника не выкладывались на полную в матчах с Обиличем. Если же этого не хватало, в дело шли угрозы. Достоянием общественности стала история, согласно которой Аркан обещал прострелить колено одному из форвардов, если он забьет в ворота Обилича гол. Еще один игрок признавался, что его закрыли в гараже на время матча с клубом Ражнатовича. С трудом, правда, верится слухам, согласно которым в раздевалку соперника Обилича запускался некий газ. Тем не менее, в Црвене Звезде к ним отнеслись со всей серьезностью, и потому было принято решение переодеваться до и после матча в клубном автобусе! Игроки также отказались от возможности передохнуть во время перерыва в подтрибунном помещении, наслушавшись историй о том, как Аркан не жалеет острых словечек в адрес футболистов соперника, пользуясь таким случаем. А посему представителям клуба, на счету которого есть один выигранный Кубок чемпионов, пришлось исправлять нужду прямо около поля…

Атмосфера на трибунах не была дружелюбнее. Большинство зрителей составляли ветераны Тигров Аркана, многие из которых были вооружены. При этом бывшие вояки пели броские песенки, как то: "Мы сломаем вам обе ноги и вам придется ходить на руках", или "Если вы забьете нам гол, то не уйдете с поля живыми". Тигры также сопровождали на матч арбитров, попутно делая свои "предположения" о том, как следует трактовать те Преступник. Авторитет. Президентили иные игровые эпизоды. Во время следующего сезона форвард Црвены Звезды Перица Огненович, принимавший участие на чемпионате мира 1998-го года, жаловался, что "это не футбол, это – настоящая война, и я, пожалуй, покину страну". Он перешел в мадридский Реал в 1999-м.

В 70-80-е годы Интерпол был на хвосте у Аркана из-за его плодотворной деятельности в качестве грабителя банков в Западной Европе. Он сидел за решеткой в Швейцарии, Нидерландах, Бельгии и Германии, но каждый раз умудрялся совершать побег. В результате, рецидивист заработал репутацию едва ли не мистического существа, венцом которой стала следующая история. После удачного ограбления одного из банков Стокгольма, один из двух его подельников был пойман полицией. Аркан с другим своим сообщником бросились вызволять товарища, хотя и могли разделить ограбленное на двоих. Через шесть дней после грабежа они вновь стали главными ньюсмейкерами страны. Прилично одевшись и вооружившись парочкой револьверов, гастролеры ворвались в здание суда. После нескольких предупредительных выстрелов они легко покинули город, несмотря на утренние пробки на дорогах, покинув помещение суда через разбитое окно. По некоторым утверждениям, незадолго после этого служба госбезопасности Югославии прибегала к помощи Аркана в качестве секретного агента. После возвращения в Белград в 80-х годах Ражнатович стал главным действующим лицом криминального мира страны, оставаясь безнаказанным благодаря этим связям.

Поначалу Желько пытался приобрести Црвену Звезду (любимый клуб Аркана), но его предложение было решительно отвергнуто Драганом Джаичем – лучшим бомбардиром клуба, акционером и президентом в одном лице. Ранее он имел непосредственное отношение к команде, потому как некоторое время был избран главой организации болельщиков. И это несмотря на то, что некоторые фанатские группировки начали склоняться к антигосударственным идеалам. Ражнатович же сумел объединить их и начал обучать словно армию солдат. Так, он дал старт формированию Тигров и, судя по комментариям журналистам, это и было его целью. "Мы учили фанов действовать без оружия. Я изначально настаивал на жесточайшей дисциплине. Вы знаете наших фанатов – они шумные, любят пить, подтрунивать друг над другом. Я одним махом запретил все это. Я заставил их стричься коротко, регулярно бриться, не употреблять алкоголь. Так все и началось". Аркан и его армия были активными участниками побоища на хорватском Максимире в мае 1990-го года, когда состоялась драка с фанатами загребского Динамо. Эти же события многими рассматриваются как начало войны, равно как и начало конца существования первого дивизиона Югославии.

После отказа со стороны Джаича, Ражнатович обратил свое внимание на клуб Приштина в Косово, тогда еще регионе Сербии, который всегда слыл местом зарождения сербского национализма. И его первым действием на посту президента стало прекращение сотрудничества со всеми игроками албанской национальности, находившимися в составе команды (большинство жителей Косово имеют албанские корни, что и стало причиной вспышек военных действий в 1998-м году и принятой декларации о независимости десять лет спустя). Команда, которая в 80-х годах выступала в первом дивизионе страны, по причине постоянных вмешательств нового владельца не смогла совладать с появившимися трудностями, и Аркан отказался от нее, почувствовав родственность к Обиличу из-за происхождения названия клуба.

Милош Обилич был средневековым рыцарем на службе у правителя страны Лазаря. Он принимал участие в трагической битвой под Косово в 1389-м году против врага в лице Османской империи, поражение в которой стоило потери независимости на пять сотен лет. Фольклор изображает его как героя, убившего султана Мурада Первого, хотя историки не соглашаются с этим утверждением. Сербский национализм базируется на идее, согласно которой они – вечные пострадавшие из-за предложения, сделанного ангелом Лазарю накануне битвы. А было оно таковым – сербы получают либо царство на земле (если выиграют), либо на небесах (если проиграют). А посему этот народ считает себя блаженным. Аркан же позиционировал себя как Милош Обилич своего времени.

Ражнатович приобрел клуб в июне 1996-го года, сходу сменив клубный цвет на желтый – в честь Тигров. Обилич вышел в элитный дивизион в дебютном году при Аркане, а еще через год стал чемпионом страны. Летом 1998-го года некие подозрения относительно этого клуба появились в УЕФА. Обиличу было запрещено участие в Лиге чемпионов, после чего Аркан сложил свои полномочия, сделав президентом свою жену и Преступник. Авторитет. Президентпевицу в жанре турбо-фолк Светлану "Цеца" Ражнатович. Этого для одобрения УЕФА оказалось вполне достаточно, и после победы над исландским клубом ИБВ в первом раунде Лиги чемпионов Обилич вышел на мюнхенскую Баварию. Ничья во втором матче случилась не в последнюю очередь из-за снисходительного отношения соперника – ротен в первом матче одержали победу со счетом 4:0. Тем не менее, это не помешало сыграть с еще одним известным клубом, но уже в рамках розыгрыша Кубка УЕФА – мадридским Атлетико, который также не пожалел дебютантов и победил по сумме двух матчей со счетом 3:0. В этом же сезоне Обилич вновь попытался выиграть золото страны, но проиграл схватку Партизану.

Аркан был убит в лобби одного из отелей Белграда 15 января 2000-го года. Мотив убийства до сих пор нельзя назвать с точностью, тем не менее, согласно наиболее распространенной версии, он был человеком, который слишком много знал, а в то время к Слободану Милошевичу подбирался Международный Трибунал по бывшей Югославии... Цеца унаследовала клуб, и в первые два года Обилич занимал третье и четвертое места соответственно. Тем не менее, время команды в элите страны приближалось к своему завершению. Светлана вынуждена была находиться под домашним арестом в 2011-м году по делу о присвоении денег клуба, полученных от продажи игроков.

В данный момент Обилич находится наверху турнирной таблицы седьмого дивизиона Сербии, а состав состоит исключительно из молодых игроков, которым, к тому же, не выплачивают зарплату. И хотя первое повышение клуба за последние 16 лет было бы скорее символичным, чем показательным в плане роста, оно стало бы поводом для редкой радости за команду со стороны немногочисленных болельщиков, которые ходят на матчи Обилича и трепетно рассказывают о времени, когда во главе клуба был наиболее неоднозначный герой Сербии.

Материал сайта Slavic Football Union

Использованы фото Google

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK