Прерванный полет: памяти украинского вратаря Сергея Перхуна

28 августа 2001 года ушел из жизни голкипер Сергей Перхун.
2019 г., 28 августа, 16:00

Московский ЦСКА почтил память бывшего голкипера команды украинца Сергея Перхуна, которого не стало 18 лет назад. Футболист погиб 28 августа 2001 года в московский клинике, куда был экстренно доставлен из Махачкалы. В матче с Анжи Перхун в борьбе за мяч столкнулся с форвардом хозяев Будуном Будуновым. Голкипер получил тяжелейшую травму головы. Медики до последнего боролись за жизнь футболиста, но спасти его не смогли.

В память о Перхуне ЦСКА опубликовал видеоролик.

"Из ворот — в вечность. 18 лет назад не стало Сергея Перхуна", — говорится в сообщении армейцев в Twitter.

Смерть Перхуна - огромная трагедия для российского и украинского футбола. Он был огромным талантом, который полноценно так и не успел раскрыться…


Статистика, которая, как известно, знает все, говорит о том, что футбол с каждым днем становится жестче, агрессивнее, и в то же время остается самым незащищенным от травматизма. По этому показателю он давно уже лидирует среди других видов спорта. Одно дело мелкая травма, последствия которой проходят через несколько дней и совсем другое – изменившая жизнь. Один матч, после которого его имя стало известно не только в отдельно взятой стране, а во всем мире. Матч, который изменил жизнь родных и близких и оборвал ее для непосредственного участника. Матч, который бесконечно проносится перед глазами отца и матери, сестры и жены и периодически всплывает в памяти тысяч футбольных болельщиков…

Богатырь

Начиналось все в Днепропетровске, теплым сентябрьским вечером 1977 года в семействе Владимира и Ольги Перхун. В ожидании первенца семейство перебирало возможные имена. В случае рождения сына, в чем был уверен отец, его решено было назвать Сергеем, в честь дедушки новорожденного. Уже через несколько дней, 4 сентября, взволнованный Владимир позвонил в роддом и услышал заветное "у вас СЫН!!! Вес четыре восемьсот, рост 59 сантиметров. Богатырь!".

Практически с рождения любимой игрушкой Сережи стал мяч, понятное дело, что не футбольный, для начала маленький резиновый, но уже тогда родители задумались о том, что в их семье растет футболист.

Желание учиться футболу мальчишка вынашивал долго, но попал в футбольную школу Сергей случайно. Как-то, идя по улице, он подобрал обрывок афиши о наборе в секцию футбола. Дата указана не была, но парень настолько бредил футболом в свои 7 лет, что пришлось отцу вести его в назначенное место. Правда придя туда, они узнали, что набор закончили еще две недели назад. По просьбе отца, тренер Анатолий Бурганов согласился просмотреть на будущую звезду, о чем потом не пожалел.

В начале "Серенький", как называли сына в семейном кругу, действовал на позиции защитника, но уже после месяца тренировок занял место в воротах. Через несколько лет, небольшая тренерская комната на стадионе "Трудовые резервы", где и тренировалась группа Перхуна, не помещала всех завоеванных командой наград, группа собралась очень хорошей, да и попала она в замечательные руки. Вместе с командными наградами, в домашней коллекции Перхунов появились первые индивидуальные грамоты, выданные как лучшему вратарю детских турниров.

Не все поступившие в футбольную школу ребята становятся футболистами – такова реальность. Через пару лет занятий "Сокол" (так называлась первая команда Сережи), из-за малого количества оставшихся ребят, объединяют с такими же командами ДЮСШ. Так Перхун попадает в команду детского тренера Виталия Мусиенка. В 1992 году эта команда выиграет первый чемпионат Украины среди юношей, а Сергей Перхун будет награжден кубком лучшего вратаря Украины. Кроме него в той команде выступали Александр Першин, Андрей Котюк, Александр Рыкун и другие, отыгравшие не одну сотню матчей в высшей лиге Украины.

Карьера вратаря набирала ход. Медленно, но уверено футболист продвигался вперед по ступеням восхождения на футбольный олимп. Осень 1993 года была сложным периодом для Днепра - из-за травм в команде остался один здоровый вратарь Николай Медин. Ошеломляющей стала новость о привлечении к тренировочному процессу 16-тилетнего вратаря школы Днепр-75 Сергея Перхуна. 8 октября перед дерби с Кривбассом случилась еще одна неприятная история – обокрали квартиру Медина и, видя шоковое состояние основного вратаря команды, тренер команды Николай Павлов принимает решение дать дебютировать Перхуну. Это стал самый ранний дебют вратаря в истории проведения независимого чемпионата, таким он остается до сих пор. В исторических справочниках навечно записались числа 16 лет, 1 месяц и 4 дня - столько времени пробежало у Сергея от рождения и до дебюта.

Купив в зимнее межсезонье нового вратаря – Святослава Сироту, Сергея вернули в школу Днепра-75, где выпускной класс готовил подарок в виде победы на юношеском чемпионате Украины-94. На том турнире случился эпизод, который позже повториться все в ТОМ же матче: выйдя на перехват мяча, после ошибки партнеров, Сергей на долю секунды опередил нападающего и получил удар в коленную чашечку. Несмотря на отсутствие перелома, врачи рекомендовали месяц от игры отдохнуть. Тем удивительнее было появление его в воротах в финальном матче. Команда так обороняла своего травмированного голкипера, что соперник не создал ни одного реального момента, как позже признался Мусиенко, это была его задумка, которая успешно воплотилась в жизнь. Совершенно справедливо вратаря Днепра признали лучшим на турнире.

Сборная

В начале 1993 года, после кропотливой работы, тренерский штаб юношеской сборной Украины во главе с Владимиров Киянченко отобрал костяк ребят, которым предстояло прославлять нашу страну на международных турнирах. Основным вратарем сборной этого поколения бессменно был Сергей Перхун. Эта сборная была одной из сильнейших в нашей истории: Генадий Зубов, Андрей Воронин, Валентин Слюсарь, Олег Ящук добились немалых успехов и на взрослом уровне. 

Юношеский период выступления принес этой команде победы в нескольких международных турнирах в Испании, Венгрии, Словакии, но основным ее достижением являются бронзовые медали чемпионата Европы-94, которые стали первыми в независимой истории нашего футбола. Почти во всех подготовительных турнирах Перхуна признавали лучшим, домашнюю коллекцию призов пополнил не один кубок "Лучшего вратаря турнира", но на том чемпионате Европы бронзовую медаль вратарь получал в гипсе. Официальной версией была травма, полученная в жестком матче со сборной Турции. Турецкие сверстники действительно играли опасно, но в той игре наши ворота защищал другой вратарь. Еще перед матчем тренеры решили потренировать пробитие 11-тиметровых ударов. Последним хладнокровия проверял Олег Федорук и не забил, что до того с ним не случалось. В результате возник спор: Федорук обещал забить 5 из 5, Перхун заявил, что "твой максимум два" - сыграла юношеская дурость. Два пенальти Федорука Сергей взял, два парировать не сумел. В последний удар нападающий вложил всю свою молодецкую силу и не забил…Перхун отбил пенальти ценой руки, которая теперь висела словно плеть – рентген показал перелом руки. Вообще тренеры не раз ругали Сережу за его чрезмерную отдачу игре, за то, что он бросается на мяч смело, не думая оберегать себя, зато жалея соперников. По-другому играть он просто не мог, как потом показал ТОТ матч, зря тренеры его не перевоспитали.

В молодежной сборной таких успехов добиться не удалось – команда просто провалила отбор на Евро-2000, но вины вратаря тут мало. На свой 21-й день рождения Перхун подарил себе "сухой" матч со сборной России, в "сухую" отстоял в выездном матче с французами, в общем, уверено, как студент переходит из курса на курс, так и Перхун постепенно поднимался к главной сборной страны.

Долгожданный вызов он получил в 2001 году. 15 августа 2001 года Сергей провел второй тайм в товарищеской игре с Латвией. Оставив свои ворота в неприкосновенности, он помог добыть сборной первую победу в новом тысячелетии. Тогда казалось, что таких побед с Перхуном будет еще много, поблагодарив тренеров за приглашение он поспешил в Махачкалу, где его команде предстояло сыграть через 2 дня после поединка в Риге ТОТ календарный матч.

Становление

Но пока вернемся к тому дебютному матчу за Днепр против Кривбасса. После успешного матча, чтоб поберечь парня, Николай Павлов вернул его в запас и следующий матч в основе Перхун вышел через 3 тура. Всего в 1993 году юный Перхун сыграл семь матчей: три в чемпионате, пропустив три мяча и четыре в Кубке, пропустив четыре мяча. По одной игре в чемпионате и кубке отыграл на ноль. Боевое крещение состоялось.

Далее было возвращение в Днепр-75, где вратарь играл до выпуска из ДЮСШ, а через год команду возглавил немецкий специалист Бернд Штанге. Он сходу подправил климат в коллективе, упавший после ухода Павлова в Киев и в итоге привел Днепр к бронзовым медалям. Но главное для истории о нашем герое, - это приход вместе с тренером его соотечественника Андреаса Зассена, уже понюхавшего пороха в Бундеслиге. Наша жизнь вращается по спирали, не раз в этом убеждался я, убедился в этом и Сергей, но поздно. Отрабатывая на тренировке пробитие 11-тиметровых, Зассен не забил Перхуну. Как и раньше в составе сборной, возник спор и снова Перхун взял спорный удар. Удар пришелся на сломанную когда-то в Ирландии руку…

Боль продолжалась в течении трех месяцев. Из-за халатности врачей, которые не додумались снять руку рентгеном, Сергей играл с закрытым переломом. И не просто играл, в одном из поединков он взял намертво пенальти, и часто признавался лучшим в поединках команды. И даже после определения перелома, в гипсе, Сергей был в заявке на матчи чемпионата, так как в команде на тот момент оставался только один здоровый голкипер.

Ситуация была аховая, ведь травма Святослава Сироты, который и был тем единственным здоровым, ставила тренеров в тупик в вопросе выбора вратаря…Предпоследний тур чемпионата и игра в Киеве с Динамо. «Днепр» к тому моменту уже обеспечил третье место, ни выше подняться, ни ниже опуститься он уже не мог. На 29 минуте Сирота сильно подвернул ногу и Сергей услышал команду тренера выходить на поле. Другого выхода у тренерского штаба не было, сняв гипс Перхун вышел на поле и провел в игре больше часа. После матча гипс наложили заново. В следующем туре ситуация повторилась, с той лишь разницей, что гипс сняли еще перед матчем и Сергей провел на поле весь матч, не получив ни одного упрека в свой адрес.

Преждевременное снятие гипса не прошло бесследно. Рука опять начала напоминать о себе периодической резкой болью. Пришлось делать операцию, успешность восстановления врачи оценивали в 10-15%. Но удивительный молодой организм сделал практически невероятное – кости срослись и уже через полгода Перхун снова влился в тренировочный процесс команды.

Но снова второй…основным в Днепропетровске стал купленный Илья Близнюк, Сергей появлялся всего в нескольких матчах. Основным он станет в следующем сезоне. В первом же туре сезона 98/99 Близнюк получил травму и место в воротах занял Перхун. Доиграв в "сухую" тот матч, и следующую игру с Таврией дальше играл только он. Играл до первой ошибки. Все думали, что она будет с киевским Динамо, но вратарь вытянул столько опасных моментов, что два пропущенных гола (Днепр еще и победил 3:2) ошибкой не считались. Не нашли вины и в провальном матче 30 августа в Донецке против Шахтера, где из своих ворот Перхун вытащил 6 мячей, но действительно не в одном его вины не было. Зато посчитали его виновным в пропущенном мяче от киевского армейца Виктора Леоненко со штрафного. Это был следующий за Донецком тур и тренеры решили сменить вратаря, для Сергея это был 30-й и последний матч в футболке Днепра. Еще после игры с Динамо, Лобановский обещал забрать его к себе, интересовалась им и Ворскла, но в зимнее межсезонье Перхун, по рекомендации своего тренера Краковского, перешел в молдавский Шериф, что стало большой неожиданностью для общественности. А время к ТОМУ матчу оставалось все меньше…

Европейская "одиссея"

Молдавский период карьеры стал почти не заметным для обычного украинского болельщика, который мог видеть Сергея только в играх за молодежную сборную. Тем не менее, молодой клуб из Приднестровья с Перхуном в воротах выиграл Кубок страны и серебряные медали (гегемонию Зимбру тогда прервать было неимоверно трудно), что позволило Перхуну дебютировать в еврокубках. Увы, пройти чешскую Сигму не удалось. 1:1 дома и 0:0 в Чехии – не побежденный Шериф на этом и прекратил свое выступление в Европе в том году. После полутора лет в Молдове, понимая, что перерос уровень этой команды, украинский вратарь не продлевает контракт и возвращается в Украину.

Пикантности ситуации добавляло то, что даже по окончании контракта 30 месяцев права на вратаря принадлежали молдованам, которые в отличии от Европы о деле Босмана еще не слышали… В Шахтер он не подошел, сделав предложение, не дождалось согласия днепропетровца киевское Динамо, не захотел выкупать контракт у Шерифа родной Днепр. Так, трансферное окно закрылось, полгода Перхун поддерживал форму в киевском ЦСКА, куда его пригласил все тот же Краковский.

Детская мечта выступать за Барселону отдалялась, зато с другой стороны появилась возможность уделить время семье. С женой Юлей Сергей познакомился в стенах института физкультуры, куда он поступил после окончания школы. Случилось это в 1996 году, а уже через два года они сыграли свадьбу. 22 августа 1999 года у семейства родилась дочка Катя, вот ее то и воспитывал Сережа во время своего затянувшегося отпуска.

Январь 2001 года. И снова поиски клуба для продолжения карьеры. Неудачный полет в Турцию к Галатасараю, в Москву к Кучеревскому в Торпедо-ЗИЛ, и в Динамо (Москва). И после каждого приглашение следовал отказ и возвращение в Днепропетровск. И вот он еще один шанс: снова Москва, на этот раз ЦСКА. После двух сборов Павел Садырин (тренер москвичей) подписал украинского легионера. Рискнул, как казалось многим, приглашая вратаря, полгода просидевшего без игровой практики после выступления в Молдове. Многим, но не Садырину, который увидел в Сергее то, что другие не замечали.

Первые два тура Перхун отыграл за дублирующий состав, не пропустив ни одного мяча, а вот основной состав разочаровал: 0:2 и 0:3. Садырин на следующие две игры против московских Спартака и Торпедо выпускает дебютанта. Снова два поражения, но уже минимальные 0:1 и все претензии к нападающим и защитникам, но никак не вратарю. Но в следующих играх Перхун оказался на скамейке запасных, из-за банального ОРЗ его место занял Новосадов.

Только в седьмом туре против Зенита Сергей Перхун вернулся в армейские ворота. Вернуться "помогла" травма Новосадова. Вышедший после перерыва украинский вратарь оставил ворота в неприкосновенности и застолбил за собой место в рамке ворот до конца жизни.

Всего в чемпионате России Сергей сыграл 13 матчей, пропустив семь голов, не пропуская ни в одном больше гола. Он приносил команде очки не только своими уверенными действиями, но и влиял на уверенность своих товарищей. Многие специалисты отмечали, что украинец стал возрождать старую советскую вратарскую школу, которая славилась во всем мире. Он умело играл как на выходах, так и на ленточке, не щадя себя и пытаясь не причинить повреждений сопернику. По итогам не одного опроса журналистов, Перхун уверено лидировал в списке лучших: лучших вратарей, лучших дебютантов, лучших легионеров и стабильно входил в десятку лучших игроков чемпионата. Как до ТОЙ игры, так и после нее…

13-й

Свой 13-й матч в составе основной команды Сергей играл в Махачкале с Анжи 18 августа 2001 года. Соперник не из легких для армейцев – очки в этих матчах всегда давались с трудом. К тому же подошла рекордная беспроигрышная серия клуба, которая после этого матча составила 18 матчей.

Матч вызвал настоящий ажиотаж. На местный стадион Динамо вмещающий 16 тысяч зрителей, болельщиков пришло намного больше. "Спокойно! Все будет хорошо! – при первом же удобном случае кричал вратарь армейцев. – Надолго их не хватит". Но вот мяч снова летит в его ворота. "Мой" - громко кричит вратарь и смело идет на перехват. У хозяев стопроцентных моментов для взятия ворот куда больше. Если бы не Сергей, у которого в этом матче получалось все, быть армейцам битыми. В штрафной площадке Перхун чувствовал себя как рыба в воде и был полновластным хозяином.

Его просчитанные до сантиметров выходы за приделы штрафной были известны всей футбольной России. Поэтому, когда на 75-й минуте матча Стойкович, обманув защитников, вывел Будуна Будунова один на один, Сережа верно оценил ситуацию и точно рассчитал место приземления мяча. В тот же миг он с быстротой молнии бросился на перехват. Покинув штрафную площадь, он уже не имел права играть руками, а вынужден был действовать как полевой игрок. Вратарь и нападающий, мчавшиеся навстречу с двух сторон, пошли на столкновение и оба рухнули на газон…

"Умру, а гол не пропущу", - сказал он перед матчем. Схватившись руками за голову и беспомощно подогнув колени, он лежал уже во время матча. Быстро доставленному в больницу, вратарю зашили рваную рвану на лбу. Казалось, опасность миновала, руководство ЦСКА решило забрать его с собой, но по пути в аэропорт Сергею снова стало плохо. У него начались судороги. Около семи минут Перхун находился в состоянии клинической смерти, но все же состояние здоровья удалось стабилизировать.

На следующий день Сергея все-таки перевозят в Москву, за его здоровье борются лучшие московские врачи, но через 10 дней после трагедии, в 5:25 28 августа сердце Сергея Перхуна перестало биться. Официальное заключение врачей: "Остановка мозгового кровотока с последовавшей за этим гибелью клеток головного мозга"…

Жизнь после смерти

Попрощаться с Сергеем пришли не только его родные и друзья, а и те, кого он ни разу не видел… простые болельщики, которым была не безразлична его судьба. Похороны Сергея Перхуна посетило около 10 000 тысяч людей. Прощание с футболистом проводилось вначале в Москве, где собрались болельщики не только ЦСКА, а и Локомотива со Спартаком- вечные противники объединились ради того, чтобы провести Перхуна в "последний путь". После этого проститься с Сергеем могли в родном для футболиста Днепропетровске.

14 декабря 2001 года, через три с половиной месяца после смерти Сергея, у них с Юлей родилась вторая дочь – Настенька, как две капли похожая на папу.

По решению ФК ЦСКА (Москва) свитер с номером 16 закреплен за Сергеем навечно.

В Днепропетровске регулярно проводится турнир памяти Сергея Перхуна, а также поставлен памятник.

О нем написана книга отца Владимира Перхуна "Мой сын – вратарь" и снят короткометражный фильм.


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK