Отголоски легенды

2014 г., 29 октября, 19:25

Два сильнейших супертяжа того времени сошлись лицом к лицу в ринге, подарив миру бой, который стал настоящим достоянием этого вида спорта. Опытный и чрезвычайно техничный Мохаммед Али и молодой нокаутёр, исповедовавший мощный силовой стиль, Джордж Форман. Настоящее украшение золотой эпохи супертяжелого веса, что тут добавить?

Полюбить, так королеву, проиграть, так миллион

Знакомство одиозного Дона Кинга с миром бокса началось с Мохаммеда Али.  При поддержке влиятельного промоутера Дона Элбаума Кингу удалось уговорить опального экс-чемпиона участвовать в благотворительном выступлении в поддержку Кливлендской больницы. Всё прошло удачно, но тогда еще темноволосому дельцу, который через несколько лет станет олицетворением всего самого плохого в этом бизнесе, хотелось поскорее избавиться от партнёра и уйти в свободное плавание.  Элбауму повезло больше, чем Сэму Гарретту – помощнику Кинга, которого тогда еще букмекер забил ногами до смерти за долг в пару сотен долларов.

Отголоски легендыРаскачиваться, устраивать второстепенные ивенты, и наблюдать, как вместе с повышением уровня участников растёт и его репутация, Кинг не захотел. Он поставил перед собой куда более амбициозную цель по воплощению в жизнь желанной битвы между чемпионом мира по версиям WBC и WBA в супертяжёлом весе Джорджем Форманом и претендентом №1 Мохаммедом Али.

Несмотря на обстоятельства, такой бой напрашивался сам. Взяв золотую медаль на Олимпийских играх в Мехико,  Форман сразу же ушёл в профессионалы. Юный возраст Джорджа не мешал ему одного за другим ликвидировать противников, и уже в январе 1973 года он вышел на признанного лидера дивизиона "Дымящегося" Джо Фрейзера. И хотя внешняя неуклюжесть действий Формана компенсировалась нечеловеческой мощью, даже самые преданные фэны техасского здоровяка не могли даже мечтать о таком исходе – Фрейзер был уничтожен менее чем за два раунда. Такая же участь постигла опытного Хосе Романа и Кена Нортона (еще одного обидчика Мохаммеда Али), которые были биты, не успев даже толком вспотеть.

Отголоски легендыПосле скандальной истории с отказом Али проходить воинскую службу, боксёру был объявлен общенациональный бойкот. Спортивные комиссии отозвали его лицензию, а Всемирная боксёрская ассоциация лишила чемпионского титула. Мохаммед на три с половиной года выпал из фокуса внимания общественности, пока в конце 1971 не вернулся. Несмотря на то, что он оставался небитым и, по сути, был несправедливо лишён пояса, общественность уже не воспринимала "Величайшего", как чемпиона. На троне хэвивейта восседал Джо Фрейзер, который в лучшем бою того года по версии заокеанских коллег из Ring Magazine сумел нанести Мохаммеду первое поражение в карьере.

Спустя два года стараниями морпеха Кена Нортона графа поражений Кассиуса пополнилась еще одной записью. И хотя в течение следующих 10 месяцев Али получил сатисфакцию за оба поражения, переочковав и Фрейзера, и Нортона, в качестве сильнейшего тяжеловеса того времени его уже не воспринимали. Во всяком случае, без соответствующих доказательств по итогам очной битвы с Форманом.

Дон Кинг быстро сориентировался в ситуации, добившись согласия обоих боксёров. Многие могут восхититься теми временами, когда лучшие, не выискивая изощренных оправданий, без страха и упрёка соглашались драться  с лучшими. С другой стороны, когда харизматичный промоутер предлагает за бой с главным конкурентом баснословные по тем временам $5 миллионов долларов, оправдания не совсем уместны, да и "страх вместе с упреком" отходят на второй план, уступая досужим фантазиям на тему как круто можно изменить жизнь, поделив поровну "червонец".

Бойцы согласились, и бой казался делом решенным. Если бы не одно но…У Дона Кинга не было заявленных на гонорары денег.  

Welcome in the Jungle

Мобуту Сесе Секо проводил типичную для африканских диктаторов политику. Придя к власти не без поддержки американских спецслужб, президент Конго начал заиризацию страны. Мобуту держал власть с ежовых рукавицах, в прямом смысле истреблял неугодных режиму политиков, и пытался каким-то образом привлечь внимание мировой общественности и инвесторов к имеющимся в стране активам. Тут-то весьма кстати подоспело предложение темнокожего промоутера, который за "каких-то" $10 миллионов был готов на долгие годы прославить республику в центре африканского континента.

Мобуту пришлась по душе такая идея, благодаря которой он мог убить сразу несколько зайцев: привлечь внимание к стране не только сводками о жестоких репрессиях, в очередной раз доказать «партнёрам» свою антикоммунистическую позицию, а также бросить лакомую косточку на стол обнищалому, но весьма покорному населению, давно забывшему простые человеческие радости.

Несмотря на отсутствие опыта, Дон Кинг своё дело знал на отлично. Для того чтобы заинтересовать, мягко говоря, неизбалованных боксом африканцев, он решил превратить предстоящий бой в крупную акцию, посвященную борьбе за права темнокожих. Делом подтвердить простую истину, что даже в стране третьего мира живут обычные люди, а не рабы, которые годятся только для прислуживания сильным мира сего. Бой был назначен на 24 сентября и должен был пройти под слоганом "From The Slame Ship to The Championship" (дословный перевод "С рабовладельческого корабля на чемпионский бой"). Но для главного спонсора этого мероприятия такая фраза была слишком опасной, поэтому он приказал сжечь уже готовую рекламную продукцию. Таким образом, бой получил свое историческое название – "The Rumble in the Jungle", что в более понятной для русскоязычного читателя форме звучит как "Грохот в джунглях".

Отголоски легендыКогда одним из участников поединка является Мохаммед Али о пиаре можно не переживать.  32-летний боксёр делал всё то, что и обычно. Он восхвалял себя, унижал соперника и весьма удачно эксплуатировал заданный Кингом социальный лейтмотив. Мохаммед и так был известен в Заире, как боксёр с принципиальной жизненной позицией, который отказался воевать с "ничего не сделавшими ему вьетконговцами" - такими же простыми, обделенными судьбой людьми, как и жители Заира. Но после прибытия на место боя в него влюбились.  Он на равных общался с местным населением, играл с детьми и постоянно твердил, что ничем от них не отличается, что он здесь свой.

Парадокс, но о действующем чемпионе мира здесь знали очень мало. Что уж говорить, если во время встречи Формана в аэропорту многие удивились, что он оказался не белым. Но, несмотря на цвет кожи, именно Джордж был здесь инородным телом, особенно, после того, как по незнанию местных обычаев, вышел с самолета вместе с немецкой овчаркой, чем оскорбил заирцев, напомнив им о колониальном прошлом с бельгийскими копами-кинологами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
- победа над Форманом позволила Али стать всего вторым супертяжеловесом в истории, который сумел вернуть чемпионский титул. Первым был Флойд Паттерсон;

- Форман получил рассечение во время спарринга с дальнобойщиком Биллом МакМюрреем, который долгое время утверждал, что посёк чемпиона правомерным ударом, но потом признался, что это случилось после непреднамеренного движения локтём;

- сезон дождей в Заире начался буквально через несколько часов после завершения боя;

- в 1996 году увидел свет фильм "Когда мы были королями", который получил "Оскар" за лучшую документальную ленту

Да грянет гром!

Чем больше информации просачивалось с тренировочного лагеря чемпиона, тем больше количество болельщиков сходилось во мнении, что у "Величайшего" нет шансов. Али не молодел, по предыдущим боям было заметно, что скорость и рефлексы понемногу гаснут. Учитывая то, что в подготовке к бою основное внимание Форман уделял работе ног и улучшению навыка резать углы, а также слухи о том, что в его зале большая проблема с грушами, которые не выдерживают и 15 минут беспрерывной бомбежки, у экспертов и любителей бокса появлялись серьезные опасения за здоровье Мохаммеда. Всё чаще слышались панические фразы, мол, лучше бы такого боя и не было.

А могло произойти и такое. За неделю до назначенной даты во время спарринга Форман получил серьезное рассечение. Вопрос с переносом боя усложнялся ожидаемым в ближайшее время сезоном дождей. Кингу деваться было некуда, он перенёс бой на 30 октября, подстраховав бойцов крытым павильоном над квадратом ринга.

Описывать до мелочей происходящее 30 октября 1974 года в Киншасе не имеет смысла. В эру высокоскоростного интернета ни для кого не будет проблемой ознакомиться или в очередной раз освежить в памяти тот бой. 

Отголоски легендыВ первом раунде Али попытался порхать как бабочка, но получилось не ахти. Со второго раунда он начал примерять тактику, доводившую до исступления легендарного наставника Анджело Данди. Он преднамеренно оставался у канатов, где принимал на блок и на себя все пудовые удары превосходящего в мощи соперника. Впоследствии эта тактика получила название "rope-a-dope", и именно она позволила Мохаммеду быстро вымотать молодого противника и на потеху 60-тысячной армии зрителей выполнить ставшее нарицательным требование "Ali Bomaye!" (пер. "Али, убей его!"), нокаутировав изнеможенного чемпиона молниеносной серией боковых в восьмом раунде.

И хотя со здоровьем Формана к счастью оказалось всё в порядке, Али всё же "убил" какую-то часть "Большого" Джорджа, который сильно переживал поражение, на два года погрузившись в глубокую депрессию. Позже он вернется и даже станет самым возрастным чемпионом мира в истории, однако прежним уже не будет никогда. Что касается Мохаммеда, то впереди у него еще были большие победы и большие бои. Чего только стоит "Триллер в Маниле"! Но именно победа в Киншасе над явным фаворитом прочно укрепила за ним статус Величайшего. 


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK