Турне четырех трамплинов. Сливки прыжкового сезона
Турне четырех трамплинов, или Vierschanzentournee, как в оригинале на немецком языке, наверное, наиболее интересное прыжковое соревнование на планете. В какой-то мере, думается, Турне сопоставимо с Тур де Франс в велоспорте. Ни на Олимпийских играх, ни на чемпионатах мира нет той потрясающей атмосферы, которую вы увидите на Турне. Это факт, и отсюда никуда не деться. Сорванные глотки, множество флагов и невероятный шум - все это сопровождает Турне четырех трамплинов каждый год.
Наверное, именно из-за этой атмосферы и справедливо, что главное прыжковое соревнование проводится именно на трамплинах Австрии и Германии. То, что создают австрийцы и немцы на трибунах, конечно, не поддается никаким описаниям. Ничто и никогда не перекроет ощущения от того, как, допустим, Мартин Шмитт прыгает перед своей родной аудиторией или как Вольфганг Лойцль совершает свой последний прыжок в погоне за общим титулом победителя Турне четырех трамплинов.
Когда и где
28-29 декабря, Обертсдорф, Шаттенбергшанце HS 137 (Германия)
Рекорд трамплина: Сигурд Петтерсен (Норвегия), 143,5 метров (2003 год)
31 декабря - 1 января, Гармиш-Партенкирхен, Гроссе Олимпиашанце HS 140 (Германия)
Рекорд трамплина: Грегор Шлиренцауэр (Австрия), 141,0 метров (2008 год)
2-3 января, Иннсбрук, Бергизельшанце HS 130 (Австрия)
Рекорд трамплина: Адам Малыш (Польша), 136.0 метров, (2004 год)
5-6 января, Бишофсхофен, Пауль-Ауссерляйтнер-Шанце HS 140 (Австрия)
Рекорд трамплина: Даики Ито (Япония), 143.0 метров (2005 год)
История
Истоки Турне четырех трамплинов отходят к 1949 году, когда члены лыжных клубов Гармиш-Партенкирхена и Иннсбрука между собой договорились о том, чтобы провести масштабное соревнование по прыжкам с трамплина. Однако, учитывая то, что из-за Второй мировой войны в Германию было невозможно пригласить иностранных спортсменов, идею отложили до 1952 года.
Днем основания Турне четырех трамплинов считается 17 мая 1952 года, когда, собственно говоря, в Иннсбруке и было объявлено о создании "Германско-австрийского прыжкового Турне", как сие детище тогда назвали. 14 декабря 1952 года в Гармиш-Партенкирхене и началось первое Турне четырех трамплинов. Первые соревнования в общем зачете выиграл Зепп Брадль. Кстати говоря, именно в первом Турне был нарушен традиционный порядок этапов: все началось в Гармише, а продолжилось в Обертсдорфе. Лишь шесть раз за всю историю Турне четырех трамплинов порядок проведения менялся - на то всегда были разные причины.
Важным событием в Истории Турне стало то, что в 1956 году немецкий общественно-правовой канал ARD впервые показал новогодние соревнования по прыжкам с трамплина, то есть этап в Гармише. На год позже ARD показал уже все четыре этапа Турне четырех трамплинов. Так началась телевизонная история Vierschanzentournee, которая невероятна успешна до сих пор. К примеру, на Турне 2001/2002 годов, на знаменитом Турне имени Свена Ханнавальда, немецкий канал RTL срубил пятидесятипроцентные рейтинги!
Кстати говоря, на Турне четырех трамплинов больше всего побеждали немцы - у них шестнадцать побед. Второй в этом почетном списке идет Финляндия, у которой 15 побед, у Норвегии десять викторий и у Австрии, действующих победителей, девять. Есть большое подозрение, что у австрийцев в этом году количество побед может увеличиться.
Система соревнований
Турне четырех трамплинов - особенное соревнование, поэтому нет ничего удивительного в том, что проводится Турне по особенной системе. На трамплинах Германии и Австрии царствует так называемая Knock-out system, то есть присутствует дуэльное противостояние, и победитель отправляется во вторую попытку. То есть, пятьдесят спортсменов делят на 25 пар, а в финал выходят 25 победителей и пять так называемых Lucky loosers, то есть тех, у кого среди проигравших наилучший результат.
Такая система на Турне четырех трамплинов царствует вовсе не вечно, а с Турне 1996/97 годов, но уже сейчас кажется, что это - неотъемлимый аттрибут Vierschanzentournee. Кстати говоря, на разделение в парах влияют результаты в квалификации, поэтому спортсменам крайне необходимо показать высокий результат в квалификации, чтобы не попасть на Шлиренцауэра, Амманна или Лойцля. Однако, если квалификация переносится в силу тех или иных причин на день соревнований, дуэльная система отменяется.
Герои четырех трамплинов
Когда вспоминаешь о Турне четырех трамплинов, на ум всегда приходит имя Свена Ханнавальда, выдающееся достижение которого на Турне 2001/02 годов будут помнить всегда. Это было великолепно, блестяще, восхитительно и можно подобрать еще очень много эпитетов, но они будут к месту и правдивы. Ханнавальд не просто выиграл все четыре соревнования, он сделал это в блестящем стиле и по сути в одну калитку. Звездный час великого прыгуна, которому не было суждено много отпрыгать, но которого действительно запомнят надолго.
Рекордсменом по количеству побед на Турне четырех трамплинов, в свою очередь, является действующий спортсмен - Янне Ахонен выиграл Турне целых пять раз, и нацелен на то, чтобы показать хороший результат там и в этот раз. Правда, все-таки маловероятно, что Янне выиграет Турне, да и цели у него другие - так или иначе, но выиграть Олимпийские игры. Именно из-за этого Янне и вернулся.
Больше всего побед на отдельных этапах Турне четырех трамплинов у легендарного немца Йенса Вайссфлога и Бьерна Вирколы - у них по десять побед. Ахонен отстает не слишком сильно: у финна 9 побед, и уже в этом году Янне вполне может перекрыть чужие достижения.
Ну а мы ждем Турне четырех трамплинов образца сезона 2009/2010 и надеемся на то, что это будет зрелище, достойное гордого имени Турне!
Наверное, именно из-за этой атмосферы и справедливо, что главное прыжковое соревнование проводится именно на трамплинах Австрии и Германии. То, что создают австрийцы и немцы на трибунах, конечно, не поддается никаким описаниям. Ничто и никогда не перекроет ощущения от того, как, допустим, Мартин Шмитт прыгает перед своей родной аудиторией или как Вольфганг Лойцль совершает свой последний прыжок в погоне за общим титулом победителя Турне четырех трамплинов.
Когда и где
28-29 декабря, Обертсдорф, Шаттенбергшанце HS 137 (Германия)
Рекорд трамплина: Сигурд Петтерсен (Норвегия), 143,5 метров (2003 год)
31 декабря - 1 января, Гармиш-Партенкирхен, Гроссе Олимпиашанце HS 140 (Германия)
Рекорд трамплина: Грегор Шлиренцауэр (Австрия), 141,0 метров (2008 год)
2-3 января, Иннсбрук, Бергизельшанце HS 130 (Австрия)
Рекорд трамплина: Адам Малыш (Польша), 136.0 метров, (2004 год)
5-6 января, Бишофсхофен, Пауль-Ауссерляйтнер-Шанце HS 140 (Австрия)
Рекорд трамплина: Даики Ито (Япония), 143.0 метров (2005 год)
История
Истоки Турне четырех трамплинов отходят к 1949 году, когда члены лыжных клубов Гармиш-Партенкирхена и Иннсбрука между собой договорились о том, чтобы провести масштабное соревнование по прыжкам с трамплина. Однако, учитывая то, что из-за Второй мировой войны в Германию было невозможно пригласить иностранных спортсменов, идею отложили до 1952 года.
Днем основания Турне четырех трамплинов считается 17 мая 1952 года, когда, собственно говоря, в Иннсбруке и было объявлено о создании "Германско-австрийского прыжкового Турне", как сие детище тогда назвали. 14 декабря 1952 года в Гармиш-Партенкирхене и началось первое Турне четырех трамплинов. Первые соревнования в общем зачете выиграл Зепп Брадль. Кстати говоря, именно в первом Турне был нарушен традиционный порядок этапов: все началось в Гармише, а продолжилось в Обертсдорфе. Лишь шесть раз за всю историю Турне четырех трамплинов порядок проведения менялся - на то всегда были разные причины.
Важным событием в Истории Турне стало то, что в 1956 году немецкий общественно-правовой канал ARD впервые показал новогодние соревнования по прыжкам с трамплина, то есть этап в Гармише. На год позже ARD показал уже все четыре этапа Турне четырех трамплинов. Так началась телевизонная история Vierschanzentournee, которая невероятна успешна до сих пор. К примеру, на Турне 2001/2002 годов, на знаменитом Турне имени Свена Ханнавальда, немецкий канал RTL срубил пятидесятипроцентные рейтинги!
Кстати говоря, на Турне четырех трамплинов больше всего побеждали немцы - у них шестнадцать побед. Второй в этом почетном списке идет Финляндия, у которой 15 побед, у Норвегии десять викторий и у Австрии, действующих победителей, девять. Есть большое подозрение, что у австрийцев в этом году количество побед может увеличиться.
Система соревнований
Турне четырех трамплинов - особенное соревнование, поэтому нет ничего удивительного в том, что проводится Турне по особенной системе. На трамплинах Германии и Австрии царствует так называемая Knock-out system, то есть присутствует дуэльное противостояние, и победитель отправляется во вторую попытку. То есть, пятьдесят спортсменов делят на 25 пар, а в финал выходят 25 победителей и пять так называемых Lucky loosers, то есть тех, у кого среди проигравших наилучший результат.
Такая система на Турне четырех трамплинов царствует вовсе не вечно, а с Турне 1996/97 годов, но уже сейчас кажется, что это - неотъемлимый аттрибут Vierschanzentournee. Кстати говоря, на разделение в парах влияют результаты в квалификации, поэтому спортсменам крайне необходимо показать высокий результат в квалификации, чтобы не попасть на Шлиренцауэра, Амманна или Лойцля. Однако, если квалификация переносится в силу тех или иных причин на день соревнований, дуэльная система отменяется.
Герои четырех трамплинов
Когда вспоминаешь о Турне четырех трамплинов, на ум всегда приходит имя Свена Ханнавальда, выдающееся достижение которого на Турне 2001/02 годов будут помнить всегда. Это было великолепно, блестяще, восхитительно и можно подобрать еще очень много эпитетов, но они будут к месту и правдивы. Ханнавальд не просто выиграл все четыре соревнования, он сделал это в блестящем стиле и по сути в одну калитку. Звездный час великого прыгуна, которому не было суждено много отпрыгать, но которого действительно запомнят надолго.
Рекордсменом по количеству побед на Турне четырех трамплинов, в свою очередь, является действующий спортсмен - Янне Ахонен выиграл Турне целых пять раз, и нацелен на то, чтобы показать хороший результат там и в этот раз. Правда, все-таки маловероятно, что Янне выиграет Турне, да и цели у него другие - так или иначе, но выиграть Олимпийские игры. Именно из-за этого Янне и вернулся.
Больше всего побед на отдельных этапах Турне четырех трамплинов у легендарного немца Йенса Вайссфлога и Бьерна Вирколы - у них по десять побед. Ахонен отстает не слишком сильно: у финна 9 побед, и уже в этом году Янне вполне может перекрыть чужие достижения.
Ну а мы ждем Турне четырех трамплинов образца сезона 2009/2010 и надеемся на то, что это будет зрелище, достойное гордого имени Турне!