Командная нетактичность
Позади чуть больше трети сезона, в пелотоне и общем зачете постепенно начинают вырисовываться фавориты. Фавориты, которым придется бороться не только с соперниками из других команд, но и со своими напарниками.
В принципе, ситуация, когда партнеры по команде ведут борьбу и между собой, в истории Формулы-1 достаточно регулярна. Не всегда, конечно, внутренним делом одной конюшни становится борьба за чемпионство – за последние 16 лет (время новой, постсенновской Формулы) только в двух сезонах титул разыгрывался гонщиками одной команды. В 1996-м Хилл и Вильнев на Уильямсах никого не подпустили к чемпионству, а в 2007-м Алонсо и Хэмилтон прозевали рывок Райкконена.
Но вообще в пелотоне разборки между болидами одинаковых раскрасок – дело привычное. Иногда эта борьба доходит до такого градуса кипения, как, например, в уже ушедшем от нас Джордане, где в 1997-м Рафль Шумахер и Джанкарло Физикелла устраивали на трассе просто-таки фееричные сцены. И это в борьбе даже не за подиум. Да и с Хуаном-Пабло Монтойей у младшего Шумахера получалось неплохо веселить публику.
Нынешний сезон примечателен тем, что у каждой из команд топ-группы есть свои внутренние счеты между пилотами. Наверное, только Рено можно исключить из общего ряда – и то только потому, что Виталий Петров только начинает свою формулическую карьеру, и до Роберта Кубицы ему еще, признаться, далековато. Хотя уже в следующем сезоне мы можем увидеть настоящую славянскую борьбу на французских "желтых чайниках".
Остальные команды – каждый по своему – переживают внутреннее противостояние. Внешне проще и спокойнее всего протекают эти процессы в Мерседесе. Прямых контактов у Шумахера с Росбергом не было (не считать же за борьбу гонку в Турции, где Нико так и не смог догнать своего опытного партнера, просто доехав за ним к очкам), а все то, что происходит на квалификациях, носит опосредованный характер. Хотя, конечно, свои эмоции во всем этом присутствуют. И вопросы, конечно же – как Росберг пережил возвращение Шумахера, отобравшее у него фактический статус первого номера, как Шумахер пережил провал на старте, когда его болид скромно приезжал в очках, а партнер красовался на подиуме… Все-таки ситуация для Михаэля как бы в новинку – давненько у него не было равного партнера. Разве что в 1999-м, когда Ирвин ситуативно и вовсе оказался на первых ролях.
В постшумахеровской Феррари противостояние пилотов заложено изначально. Скудерия потеряла свой главный, ключевой элемент, приводивший к успеху, и теперь пытается его отыскать. Как и положено в таких командах, поиски перманентны, а под нож попадают даже чемпионы мира. Поэтому и Масса, и Алонсо не могут быть уверены на все сто процентов, что доработают в Маранелло до конца контракта. Вот появился слух о том, что-де уже в следующем сезоне в Феррари перейдет Кубица. А вместо кого? Вот и начинаются нервы, которые, возможно, и стали причиной того не очень яркого, но запомнившегося инцидента во время Гран-при Малайзии, когда Фернандо подрезал Фелипе.
Пока что борьба в Феррари не видна еще и потому, что команда не на первых ролях. А пилоты постоянно меняются местами, очень редко оказываясь рядом в самом верху пелотона. Но как только Скудерия снова сможет претендовать на победы, то мы всенепременно окажемся свидетелями борьбы между двумя красными машинами. А вот какой она будет…
Возможно, такой, как сейчас в Макларене. Турция стала образчиком поведения в "братских" ситуациях пилотов команды Мартина Уитмарша. То, что Баттон чувствует себя в новой команде не так уверенно, как Хэмилтон – практически аксиома. История с Алонсо многому его научила, и переходил он в Макларен наверняка подготовленным. Конечно, научила та история и команду, поэтому наверняка нас будет ждать такой же бурный процесс, как в 2007-м. Но то, что Хэмилтон, являющийся плотью от плоти команды, имеет все-таки какие-то преимущества – очень вероятно. Впрочем, и у него, как это ни странно, могут возникнуть вопросы к руководству. Например, по все тому же Истанбул-парку, где именно командное решение притормозить, поберечь топливо чуть было не стало решающим в борьбе за победу.
Как бы то ни было, пока что мы наблюдаем спокойную, уравновешенную борьбу двух чемпионов мира. Которую с определенной натяжкой можно сравнить с Маклареном-88. С поправой на то, что положение Хэмилтона с влиянием Сенны мы сравнить не можем – ибо не вхожи внутрь команды, а наружу оттуда пока что ничего не просачивалось. (Да и об откровенном фаворитизме Сены стало известно чуть позже)
Самая сложная ситуация на сегодня в Ред Булле. Феттель для РБР является тем же самым, чем для Макларена Хэмилтон – если и не формально (хотя куда уж формальнее работы по программе Ред Булл в юношеские годы), то фактически. Разумеется, ставка на него делается не из-за "красивых глаз" - талант и мастерство бесспорно наличествуют. Марк Уэббер не то чтобы случайный товарищ в Ред Булле, но явно не являющийся настолько своим, как Себ.
Известный формулический аналитик Джеймс Аллен не так давно живописал историю о том, как в команде отпраздновали первую победу Уэббера – на "феттелевском" Нюрнбуринге в прошлом году. Грубо говоря, никак. Сейчас, по словам того же Аллена, ситуация в команде изменилась. В команде – но кто может поручиться, что и в душе Феттеля тоже?
Между Уэббером и Феттелем есть достаточно серьезные различия. Как и между Алонсо и Хэмилтоном, к слову, тоже. Себастьян и Льюис фактически выросли в тепличных условиях, под теплым и сильным крылом (Матешица и Денниса). Стартовали в Формуле-1 сразу в приличных командах. Да, Торо Россо вряд ли можно считать серьезной конюшней, но ведь было понятно, что это только ступенька к главной команде Матешица. У Макларена "фарм-клуба" не было, поэтому Хэмилтон и стартовал сразу в "серебряных стрелах". В общем, такая себе золотая формулическая молодежь.
Уэббер и Алонсо пробивались с самых низов. У Фернандо это прошло проще – все-таки Флавио Бриаторе, – но поездить в Минарди пришлось. Да и Рено-03 это не Макларен-07, там надо было бороться, а не ехать к финишу за победой. Марк сполна познал все прелести пребывания в слабых командах, и вот теперь получил, возможно, свой единственный шанс на победу. Шанс, который он вряд ли собирается упустить.
Поэтому он и не повернул тогда. А Феттель, возможно, именно этого и ждал. Потому что – это же он! Не Шумахер, которого обязаны были пропускать Ирвин и Баррикелло, но тем не менее.
В Ред Булле вроде бы все устаканилось. Вроде бы. Когда-то и Сенна с Простом мирились – но очень скоро забывали об этом и продолжали свою войну. Сейчас речь не идет о войне, но локальные конфликты мы будем видеть еще не раз. И это скорее хорошо, чем плохо. Хотя – как, наверное, пожалел в тот приснопамятный момент Кристиан Хорнер, что в РБР нет командной тактики!
В принципе, ситуация, когда партнеры по команде ведут борьбу и между собой, в истории Формулы-1 достаточно регулярна. Не всегда, конечно, внутренним делом одной конюшни становится борьба за чемпионство – за последние 16 лет (время новой, постсенновской Формулы) только в двух сезонах титул разыгрывался гонщиками одной команды. В 1996-м Хилл и Вильнев на Уильямсах никого не подпустили к чемпионству, а в 2007-м Алонсо и Хэмилтон прозевали рывок Райкконена.
Но вообще в пелотоне разборки между болидами одинаковых раскрасок – дело привычное. Иногда эта борьба доходит до такого градуса кипения, как, например, в уже ушедшем от нас Джордане, где в 1997-м Рафль Шумахер и Джанкарло Физикелла устраивали на трассе просто-таки фееричные сцены. И это в борьбе даже не за подиум. Да и с Хуаном-Пабло Монтойей у младшего Шумахера получалось неплохо веселить публику.
Нынешний сезон примечателен тем, что у каждой из команд топ-группы есть свои внутренние счеты между пилотами. Наверное, только Рено можно исключить из общего ряда – и то только потому, что Виталий Петров только начинает свою формулическую карьеру, и до Роберта Кубицы ему еще, признаться, далековато. Хотя уже в следующем сезоне мы можем увидеть настоящую славянскую борьбу на французских "желтых чайниках".
Остальные команды – каждый по своему – переживают внутреннее противостояние. Внешне проще и спокойнее всего протекают эти процессы в Мерседесе. Прямых контактов у Шумахера с Росбергом не было (не считать же за борьбу гонку в Турции, где Нико так и не смог догнать своего опытного партнера, просто доехав за ним к очкам), а все то, что происходит на квалификациях, носит опосредованный характер. Хотя, конечно, свои эмоции во всем этом присутствуют. И вопросы, конечно же – как Росберг пережил возвращение Шумахера, отобравшее у него фактический статус первого номера, как Шумахер пережил провал на старте, когда его болид скромно приезжал в очках, а партнер красовался на подиуме… Все-таки ситуация для Михаэля как бы в новинку – давненько у него не было равного партнера. Разве что в 1999-м, когда Ирвин ситуативно и вовсе оказался на первых ролях.
В постшумахеровской Феррари противостояние пилотов заложено изначально. Скудерия потеряла свой главный, ключевой элемент, приводивший к успеху, и теперь пытается его отыскать. Как и положено в таких командах, поиски перманентны, а под нож попадают даже чемпионы мира. Поэтому и Масса, и Алонсо не могут быть уверены на все сто процентов, что доработают в Маранелло до конца контракта. Вот появился слух о том, что-де уже в следующем сезоне в Феррари перейдет Кубица. А вместо кого? Вот и начинаются нервы, которые, возможно, и стали причиной того не очень яркого, но запомнившегося инцидента во время Гран-при Малайзии, когда Фернандо подрезал Фелипе.
Пока что борьба в Феррари не видна еще и потому, что команда не на первых ролях. А пилоты постоянно меняются местами, очень редко оказываясь рядом в самом верху пелотона. Но как только Скудерия снова сможет претендовать на победы, то мы всенепременно окажемся свидетелями борьбы между двумя красными машинами. А вот какой она будет…
Возможно, такой, как сейчас в Макларене. Турция стала образчиком поведения в "братских" ситуациях пилотов команды Мартина Уитмарша. То, что Баттон чувствует себя в новой команде не так уверенно, как Хэмилтон – практически аксиома. История с Алонсо многому его научила, и переходил он в Макларен наверняка подготовленным. Конечно, научила та история и команду, поэтому наверняка нас будет ждать такой же бурный процесс, как в 2007-м. Но то, что Хэмилтон, являющийся плотью от плоти команды, имеет все-таки какие-то преимущества – очень вероятно. Впрочем, и у него, как это ни странно, могут возникнуть вопросы к руководству. Например, по все тому же Истанбул-парку, где именно командное решение притормозить, поберечь топливо чуть было не стало решающим в борьбе за победу.
Как бы то ни было, пока что мы наблюдаем спокойную, уравновешенную борьбу двух чемпионов мира. Которую с определенной натяжкой можно сравнить с Маклареном-88. С поправой на то, что положение Хэмилтона с влиянием Сенны мы сравнить не можем – ибо не вхожи внутрь команды, а наружу оттуда пока что ничего не просачивалось. (Да и об откровенном фаворитизме Сены стало известно чуть позже)
Самая сложная ситуация на сегодня в Ред Булле. Феттель для РБР является тем же самым, чем для Макларена Хэмилтон – если и не формально (хотя куда уж формальнее работы по программе Ред Булл в юношеские годы), то фактически. Разумеется, ставка на него делается не из-за "красивых глаз" - талант и мастерство бесспорно наличествуют. Марк Уэббер не то чтобы случайный товарищ в Ред Булле, но явно не являющийся настолько своим, как Себ.
Известный формулический аналитик Джеймс Аллен не так давно живописал историю о том, как в команде отпраздновали первую победу Уэббера – на "феттелевском" Нюрнбуринге в прошлом году. Грубо говоря, никак. Сейчас, по словам того же Аллена, ситуация в команде изменилась. В команде – но кто может поручиться, что и в душе Феттеля тоже?
Между Уэббером и Феттелем есть достаточно серьезные различия. Как и между Алонсо и Хэмилтоном, к слову, тоже. Себастьян и Льюис фактически выросли в тепличных условиях, под теплым и сильным крылом (Матешица и Денниса). Стартовали в Формуле-1 сразу в приличных командах. Да, Торо Россо вряд ли можно считать серьезной конюшней, но ведь было понятно, что это только ступенька к главной команде Матешица. У Макларена "фарм-клуба" не было, поэтому Хэмилтон и стартовал сразу в "серебряных стрелах". В общем, такая себе золотая формулическая молодежь.
Уэббер и Алонсо пробивались с самых низов. У Фернандо это прошло проще – все-таки Флавио Бриаторе, – но поездить в Минарди пришлось. Да и Рено-03 это не Макларен-07, там надо было бороться, а не ехать к финишу за победой. Марк сполна познал все прелести пребывания в слабых командах, и вот теперь получил, возможно, свой единственный шанс на победу. Шанс, который он вряд ли собирается упустить.
Поэтому он и не повернул тогда. А Феттель, возможно, именно этого и ждал. Потому что – это же он! Не Шумахер, которого обязаны были пропускать Ирвин и Баррикелло, но тем не менее.
В Ред Булле вроде бы все устаканилось. Вроде бы. Когда-то и Сенна с Простом мирились – но очень скоро забывали об этом и продолжали свою войну. Сейчас речь не идет о войне, но локальные конфликты мы будем видеть еще не раз. И это скорее хорошо, чем плохо. Хотя – как, наверное, пожалел в тот приснопамятный момент Кристиан Хорнер, что в РБР нет командной тактики!