Гран-при Японии. Превью
За всю историю существования формулы-1 Гран-при Японии принимали два автодрома: Фудзи и Сузука. Первый в истории японский этап принял автодром у подножия вулкана Фудзияма 24 октября 1976 года. На стадии проекта этот автодром планировался для проведения гоночной серии NASCAR - в конфигурацию трассы были включены бэнкинги и прямая длиной в полтора километра. В 1965 году владельцем автодрома, воспользовавшись плохим финансовым положением первоначальных инвесторов, стал автоконцерн Митсубиси, который довел постройку трассы до логического завершения. До своего вступления в мир Формулы-1 трасса принимала этапы различных гоночных серий Японии.
В первом же сезоне Япония приняла последний этап в сезоне. С течением времени за японским Гран-при сохранится статус одного из решающих этапов в Формуле-1 - организаторами серии он всегда ставился на середину осени. В 1976 Япония попыталась остудить бешеную чемпионскую гонку между Джеймсом Хантом и Ники Лаудой проливным дождем, но это только распалило ситуацию. Перед гонкой австриец сумел сохранить перевес в три очка - и это притом, что он побывал в страшной аварии в Нюрбурге.
В день гонки из-за дождя на трассе бежали потоки воды и стоял густой туман. Понятно, что такие условия вызывали опасения у ряда пилотов, среди которых был и Лауда. Конечно же, условия были для всех одинаковы, но в то время Формула-1 была романтическим зрелищем и организаторы после длительных споров дали старт гонки. Из-за ужасной погоды Лауда решил сойти с дистанции, свернув в боксы после первого круга. Мотивировал он это решение так: "моя жизнь стоит намного дороже, чем чемпионский титул". Конечно, после событий на Гран-при Германии-76 можно его понять. А чемпионство у него все же забрал Джеймс Хант, который не без коллизий добрался до третьего места и получил необходимые очки для победы в Чемпионате. А первую строку в историю Гран-при в Японии записал Марио Андретти, для которого это была вторая и не последняя победа в карьере.
Не успев загореться, солнце Гран-при Японии практически сразу погасло. Гран-при Японии 1977-го года не стал решающим в чемпионате и подарил победу уже экс-чемпиону Джеймсу Ханту (британец успел досрочно распрощаться с титулом), но тот Гран-при вошел в историю черными буквами. На пятом круге дистанции произошло столкновение между Жилем Вильневом и Ронни Петерсоном, в результате чего болид Жиля несколько раз перевернулся и вылетел в зону для обслуживающего персонала. К сожалению, вылет Феррари принес смерть маршала и фотографа. Из-за инцидента Формула-1 попрощалась с Японией на десять лет, а к Фудзияме она вернется только через тридцать, когда автодромом заправлять будет Тойота... На долгие годы автодрому под крылом Митсубиси пришлось довольствоваться местными гонками и наблюдать за драг-рейсерами, словно для которых и была создана прямая длиной в полтора километра на автодроме.
В 1987 году Хонда добилась проведения этапа Формулы-1 на своем треке в Сузуке. Хонда построила автодром Сузука уже через два года после выпуска своего первого автомобиля, для того чтобы развернуть формулическую программу (в 1964 году Ронни Бакнум за рулем Хонды выйдет на старт Гран-при Германии и приедет на финиш на 13-ой позиции). Трасса в Сузуке, архитектором которой стал Джон Хагенхольц (чуть позже, в 1965 году, он стал проектантом стадиона на Хоккенхаймринге), который получил оригинальную форму в виде восьмерки. Трасса обещала стать настоящим испытанием для пилотов и в то же время давала надежду зрителям на бесподобные гонки. В первом секторе пилотов ждала серия быстрых правых-левых поворотов, которые напоминали двойную "S", а в последней секции, словно для зрителей, была длинная прямая, в конце которой была шикана. На постройке трассы развитие стадиона не ограничилось и с течением времени строение в Сузуке уже стало не автодромом, а самым настоящим центром автоспорта. На территории были построен парк развлечений Мотопия, на территории которого были созданы различного класса игры для детей, где они могли улучшать свои способности вождения. В дополнение к этому был построен специализированный центр образования, где студенты могут распознать теории улучшения мышления и работы за рулем.
По ходу сезона 1987 Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, пилоты команды Уильямс-Хонда, переманили лидерство у Айртона Сенны и на предпоследнем Гран-при сезона в Японии только они имели шансы на титул. Мэнселл отставал от своего конкурента на 12 баллов и ему необходимо было сокращать разрыв от Пике. Но борьбы не вышло, поскольку Найджел получил травму на практике, вылетев во второй части поворота "S", и не смог стартовать и Гран-при ознаменовался первой в сезоне победой Герхарда Бергера на Феррари. А через две недели Феррари уже сделает дубль, и поставит вопрос о том, смогут ли они побороться за титул 1988.
В конце 80-ых главными героями японского этапа стали Айртон Сенна и Ален Прост. За три сезона(1988-1990) болельщики увидели зрелище, под названием "борьба за титул". В 1988 году они разошлись мирно, заняв первые две ступеньки подиума, а вот последующих двух годах траектории их болидов пересеклись на трассе. В 1989 году Сенне за два последних Гран-при необходимо было отыгрывать 16 очков, т.е. ему нужны были только победы и сходы Проста. Но судьба чемпионской короны решилась уже в Японии. За семь кругов до финиша в шикане Касио произошло столкновение между Аленом и Айртоном. Айртон шел вторым и на выходе с поворота R130 пошел на обгон Алена. Перед подъездом к шикане Ален рановато начал входить в поворот и не оставил места для маневра Сенне. Сенна не пошел на жертвы - пошел напрямик, и это привело к тому, что оба гонщика остановились в повороте, скрестив свои колеса. Завершение гонки для обоих означало то, что досрочным чемпионом становился Прост и он с легкостью вышел из остановившейся машины. Сенна же, после помощи стюардов, продолжил гонку, но был дисквалифицирован после гонки.
Судьба следующего чемпионского титула также решилась досрочно в Японии, и опять чемпион определился в столкновении, на сей раз в первом повороте. По традиции, Сенна взял поул, а Прост должен был стартовать со второй позиции. Айртону явно не нравилась история его стартов на Сузуке (перед этим он также брал поул, но все время проигрывал старт Просту из-за того, что нечетная сторона стартовой решетки сильно загрязненная), и бразилец решил попытаться получить помощи у организаторов, для того, чтобы перенести первую позицию на "чистую" сторону. Понятное дело, что он получил отказ и он взялся за тактику идти в первом повороте на все деньги. Конечно же, старт Сенна проиграл и в первый поворот он входил уже на второй позиции и он пошел на таран.
А затем наступила эра после гибели Сенны. Японцы были очень привязаны к бразильцу. Тут была и невероятная поддержка зрителей, и пламенная любовь директоров Хонды к Айртону - во многом из-за этого начал разгораться великий конфликт Сенны и Проста. Но наступил 1994 год, и все изменилось. Гонки оставались популярными в Японии, но было заметно, что посещаемость постепенно начала таять.
После баталий в конце 90-ых между Микой Хаккиненом и Феррари, в которых верх одерживал финн, стало известно, что компания Тойота намерена стать частью истории Формулы-1. В связи с этим, покупка Тойотой трассы Фудзи в 2000 году должна была насторожить руководителей Сузуки. Тойота не жалела тогда денег и под это же правило попала трасса у вулкана Фудзияма. На перепланировку трассы был приглашен хорошо нам знакомый Герман Тильке, и в 2006-ом году стало известно, что Фудзи возвращается в Формулу-1. Так сложилось, что гонка в Фудзи вернулась опять таки на два года - в 2009 году Браун и Ред Булл сражались уже в Сузуке.
Следующие два этапа (включая отчетный) пройдут снова в Сузуке, на что уже подписан соответствующий договор. Пока объявлено, что трассы Фудзи и Сузука договорились, что они поочередно будут принимать Гран-при. Что будет дальше, покажет лишь время.
Гран-при Японии. Статистика:
Количество кругов - 53
Длина круга - 5,807 км
Рекорд круга в гонке - 1:31,540 Кими Райкконен (2005)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2008 - Фернандо Алонсо (Рено)
2009 - Себастьян Феттель (Ред Булл)
В первом же сезоне Япония приняла последний этап в сезоне. С течением времени за японским Гран-при сохранится статус одного из решающих этапов в Формуле-1 - организаторами серии он всегда ставился на середину осени. В 1976 Япония попыталась остудить бешеную чемпионскую гонку между Джеймсом Хантом и Ники Лаудой проливным дождем, но это только распалило ситуацию. Перед гонкой австриец сумел сохранить перевес в три очка - и это притом, что он побывал в страшной аварии в Нюрбурге.
В день гонки из-за дождя на трассе бежали потоки воды и стоял густой туман. Понятно, что такие условия вызывали опасения у ряда пилотов, среди которых был и Лауда. Конечно же, условия были для всех одинаковы, но в то время Формула-1 была романтическим зрелищем и организаторы после длительных споров дали старт гонки. Из-за ужасной погоды Лауда решил сойти с дистанции, свернув в боксы после первого круга. Мотивировал он это решение так: "моя жизнь стоит намного дороже, чем чемпионский титул". Конечно, после событий на Гран-при Германии-76 можно его понять. А чемпионство у него все же забрал Джеймс Хант, который не без коллизий добрался до третьего места и получил необходимые очки для победы в Чемпионате. А первую строку в историю Гран-при в Японии записал Марио Андретти, для которого это была вторая и не последняя победа в карьере.
Не успев загореться, солнце Гран-при Японии практически сразу погасло. Гран-при Японии 1977-го года не стал решающим в чемпионате и подарил победу уже экс-чемпиону Джеймсу Ханту (британец успел досрочно распрощаться с титулом), но тот Гран-при вошел в историю черными буквами. На пятом круге дистанции произошло столкновение между Жилем Вильневом и Ронни Петерсоном, в результате чего болид Жиля несколько раз перевернулся и вылетел в зону для обслуживающего персонала. К сожалению, вылет Феррари принес смерть маршала и фотографа. Из-за инцидента Формула-1 попрощалась с Японией на десять лет, а к Фудзияме она вернется только через тридцать, когда автодромом заправлять будет Тойота... На долгие годы автодрому под крылом Митсубиси пришлось довольствоваться местными гонками и наблюдать за драг-рейсерами, словно для которых и была создана прямая длиной в полтора километра на автодроме.
В 1987 году Хонда добилась проведения этапа Формулы-1 на своем треке в Сузуке. Хонда построила автодром Сузука уже через два года после выпуска своего первого автомобиля, для того чтобы развернуть формулическую программу (в 1964 году Ронни Бакнум за рулем Хонды выйдет на старт Гран-при Германии и приедет на финиш на 13-ой позиции). Трасса в Сузуке, архитектором которой стал Джон Хагенхольц (чуть позже, в 1965 году, он стал проектантом стадиона на Хоккенхаймринге), который получил оригинальную форму в виде восьмерки. Трасса обещала стать настоящим испытанием для пилотов и в то же время давала надежду зрителям на бесподобные гонки. В первом секторе пилотов ждала серия быстрых правых-левых поворотов, которые напоминали двойную "S", а в последней секции, словно для зрителей, была длинная прямая, в конце которой была шикана. На постройке трассы развитие стадиона не ограничилось и с течением времени строение в Сузуке уже стало не автодромом, а самым настоящим центром автоспорта. На территории были построен парк развлечений Мотопия, на территории которого были созданы различного класса игры для детей, где они могли улучшать свои способности вождения. В дополнение к этому был построен специализированный центр образования, где студенты могут распознать теории улучшения мышления и работы за рулем.
По ходу сезона 1987 Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, пилоты команды Уильямс-Хонда, переманили лидерство у Айртона Сенны и на предпоследнем Гран-при сезона в Японии только они имели шансы на титул. Мэнселл отставал от своего конкурента на 12 баллов и ему необходимо было сокращать разрыв от Пике. Но борьбы не вышло, поскольку Найджел получил травму на практике, вылетев во второй части поворота "S", и не смог стартовать и Гран-при ознаменовался первой в сезоне победой Герхарда Бергера на Феррари. А через две недели Феррари уже сделает дубль, и поставит вопрос о том, смогут ли они побороться за титул 1988.
В конце 80-ых главными героями японского этапа стали Айртон Сенна и Ален Прост. За три сезона(1988-1990) болельщики увидели зрелище, под названием "борьба за титул". В 1988 году они разошлись мирно, заняв первые две ступеньки подиума, а вот последующих двух годах траектории их болидов пересеклись на трассе. В 1989 году Сенне за два последних Гран-при необходимо было отыгрывать 16 очков, т.е. ему нужны были только победы и сходы Проста. Но судьба чемпионской короны решилась уже в Японии. За семь кругов до финиша в шикане Касио произошло столкновение между Аленом и Айртоном. Айртон шел вторым и на выходе с поворота R130 пошел на обгон Алена. Перед подъездом к шикане Ален рановато начал входить в поворот и не оставил места для маневра Сенне. Сенна не пошел на жертвы - пошел напрямик, и это привело к тому, что оба гонщика остановились в повороте, скрестив свои колеса. Завершение гонки для обоих означало то, что досрочным чемпионом становился Прост и он с легкостью вышел из остановившейся машины. Сенна же, после помощи стюардов, продолжил гонку, но был дисквалифицирован после гонки.
Судьба следующего чемпионского титула также решилась досрочно в Японии, и опять чемпион определился в столкновении, на сей раз в первом повороте. По традиции, Сенна взял поул, а Прост должен был стартовать со второй позиции. Айртону явно не нравилась история его стартов на Сузуке (перед этим он также брал поул, но все время проигрывал старт Просту из-за того, что нечетная сторона стартовой решетки сильно загрязненная), и бразилец решил попытаться получить помощи у организаторов, для того, чтобы перенести первую позицию на "чистую" сторону. Понятное дело, что он получил отказ и он взялся за тактику идти в первом повороте на все деньги. Конечно же, старт Сенна проиграл и в первый поворот он входил уже на второй позиции и он пошел на таран.
А затем наступила эра после гибели Сенны. Японцы были очень привязаны к бразильцу. Тут была и невероятная поддержка зрителей, и пламенная любовь директоров Хонды к Айртону - во многом из-за этого начал разгораться великий конфликт Сенны и Проста. Но наступил 1994 год, и все изменилось. Гонки оставались популярными в Японии, но было заметно, что посещаемость постепенно начала таять.
После баталий в конце 90-ых между Микой Хаккиненом и Феррари, в которых верх одерживал финн, стало известно, что компания Тойота намерена стать частью истории Формулы-1. В связи с этим, покупка Тойотой трассы Фудзи в 2000 году должна была насторожить руководителей Сузуки. Тойота не жалела тогда денег и под это же правило попала трасса у вулкана Фудзияма. На перепланировку трассы был приглашен хорошо нам знакомый Герман Тильке, и в 2006-ом году стало известно, что Фудзи возвращается в Формулу-1. Так сложилось, что гонка в Фудзи вернулась опять таки на два года - в 2009 году Браун и Ред Булл сражались уже в Сузуке.
Следующие два этапа (включая отчетный) пройдут снова в Сузуке, на что уже подписан соответствующий договор. Пока объявлено, что трассы Фудзи и Сузука договорились, что они поочередно будут принимать Гран-при. Что будет дальше, покажет лишь время.
Гран-при Японии. Статистика:
Количество кругов - 53
Длина круга - 5,807 км
Рекорд круга в гонке - 1:31,540 Кими Райкконен (2005)
Победители последнего десятилетия:
2000 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2001 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2002 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2003 - Рубенс Баррикелло (Феррари)
2004 - Михаэль Шумахер (Феррари)
2005 - Кими Райкконен (Макларен)
2006 - Фернандо Алонсо (Рено)
2007 - Льюис Хэмилтон (Макларен)
2008 - Фернандо Алонсо (Рено)
2009 - Себастьян Феттель (Ред Булл)