Двадцать пять тренерских истин Майка Фрателло

2014 г., 10 февраля, 21:10
1. Когда я возглавил Атланту, у меня была не команда, а стадо слонов - больших, медленных и неповоротливых. И была одна газель - Доминик Уилкинс. Я сел и задумался, как поступить лучше: сделать из Доминика слона или превратить слонов в газели? Конечно же, я сделал второе. 
 
2. Когда легендарный Хьюби Браун позвал меня в свой тренерский штаб, я поселился у него дома. Честно говоря, думал, что мы будем общаться о баскетболе 24 часа в сутки. Каждое утро я спускался на завтрак с тетрадкой - чтобы записать какие-то мысли. Вместо этого Браун сказал мне: "Эй, Майк, пошли поиграем в теннис". Я очень удивился. Дни шли, а моя тетрадка, которую я брал с собой на завтрак, оставалась пустой - мы каждый день играли в теннис, а о баскетболе даже не говорили. Когда же я сказал: "Тренер, завтра начинаются тренировки, а я не знаю ни нашего нападения, ни нашей защиты", Браун успокоил меня. "Я видел тебя на своих семинарах, я знаю о твоей работе в колледже. У тебя же есть какие-то идеи - вот и давай, используй их". Хотя все схемы нападения он потом показал мне за три минуты.
 
3. В первый день предсезонного лагеря с Атлантой я был в шоке от того, сколько сразу баскетбола на меня навалилось. В тот день я взял с собой множество маленьких карточек для записей, и как только возникала пауза, записывал за Брауном. Уже после тренировки, когда мылся в душе, подумал: "Ого, сколько придется учить!". И правда - мои карманы были набиты карточками. Как только я переоделся, Хьюби шокировал меня. "Слушай, Майк, мне нужно уехать завтра. Ты будешь вести тренировку сам". Я онемел. Потом Браун успокоил меня: "Я же видел, что ты постоянно что-то записывал. Значит, план у тебя есть. Делай все то же самое, только интенсивнее. Все будет ОК". В тот день я не мог спать, но таки провел тренировку. Я понял, что такое ответственность за результат и какой большой она бывает. Это был хороший и быстрый урок. 
 
4. Игроков нужно развивать. Особенно, если у вас нет средств, чтобы купить лучших исполнителей на своем уровне. Я всегда старался заниматься развитием игроков: от детского и до университетского уровня.
 
5. Приходя в команду, вы должны четко знать ответ "Во что мы будем играть?". Если тренер не знает этого, он не решит вопрос на ходу.
 
6. Зачастую тренеры не работают с командой так, как они этого хотят, как они это видят. Они пытаются прийти в согласие со всеми: с журналистами, зрителями, владельцами. Чаще всего, это заканчивается быстрым баскетболом, с большим количеством трехочковых и десятком побед в 50-ти матчах. Чаще всего потому, что баскетболисты просто не готовы играть быстро: они бросают кучу трехочковых, но затем не возвращаются в оборону и получают 40-50 очков в транзитном нападении.

Двадцать пять тренерских истин Майка Фрателло
 
7. Единственный вариант достичь согласия со всеми - выиграть достаточное количество матчей.

8. Я работал с разными поколениями игроков. Они меняются, как меняются музыка. Соответственно, меняются и подходы к игрокам. 
 
9. Игроки не любят слова "правило". Они считают себя достаточно умными, чтобы им не говорили того, что им нужно делать. Поэтому я заменяю слово "rules" слово "disciplines". 
 
10. Перед каждым сезоном на командном собрании мы садимся перед доской и каждый по очереди говорит один аспект дисциплины, который поможет нам быть лучше. Например, не опаздывать. Все варианты я записываю на доску, все игроки должны высказаться. Таким образом мы создаем лист дисциплины - свод внутренних правил, которых должны придерживаться по сезону. Правила в ходе игры менять нельзя. До начала - можно. Поэтому, получив лист, я обсуждаю с ребятами: устраивает ли каждого из них все написанное на доске? Если устраивает, мы утверждаем и пользуемся этими правилами по сезону. Если же игрок, например, опоздал на тренировку, автобус не должен его ждать - он уезжает в запланированное время. Тогда игрок должен сам добраться на занятие, включиться в него сразу. Более того, остальные не должны уделять этому слишком много внимания в процессе тренировки - все объяснения после".
 
11. Когда вы задаете стандарты своей команде, нужно знать, о чем вы говорите. Вы должны изучить статистику: какая из команд в лиге лучше всего подбирает, хуже всего подбирает, какая хороша с линии штрафных, какая - нет. Средний показатель также важен. Вы можете сказать своим ребятам: "Парни, мы забиваем 75% штрафных. Это ужасно мало!". Тренер, лучшая команда лиги забивает 77%, - ответят вам они и будут правы". 
 
12. Игроки достаточно умны для того, чтобы понять, когда тренер не знает, чего хочет. Прежде чем презентовать какую-то идею команде, вы должны прокрутить ее в голове, подготовить. Если вы будете достаточно уверенны в своей речи, игроки вас поймут. Если будете мяться, они не воспримут вас всерьез. Придумать что-либо за две минуты можно, однако это не будет иметь никакого эффекта.

Двадцать пять тренерских истин Майка Фрателло
 
13. Тренировать нужно то, что ты будешь играть. Нельзя планировать тренировочный процесс из разных кусочков, а затем выходить на игру и делать то, чего не отрабатывал. Например, перед матчем со сборной Латвии на Евробаскете мы долгое время работали над обороной в три игрока. Тренер Багатскис играет много двойных заслонов в нападении - ему подходит такой стиль, у него много сильных снайперов, есть умные "большие". Мы много работали над этим, но ужасно проиграли. Теперь тренер Багги - единственный человек в этом зале, которого я не хочу здесь видеть (смеется). 
 
14. Тренеры делятся на два типа: те, которые сами ведут тренировку, оставляя помощников в стороне, и те, которые требуют от своего штаба максимальной вовлеченности в процесс. Я - тренер второго типа. Все мои ассистенты участвуют в занятии, мы все планируем его, каждый из них может провести тренировку вместо меня - такую практику мы применяли в национальной команде. Иногда кто-то из них не показывал упражнений - тогда он становился "шпионом дня". То есть, ходил между игроков и спрашивал, как они себя чувствуют после того или иного упражнения. В целом, помощников тоже нужно развивать.
 
15. Выходя на занятие, вы должны максимально четко знать, чего вы хотите от него. Иначе вы проведете полтора часа без пользы.
 
16. "В тренировочной работе для меня есть один очень важный нюанс. Как мы играем: заправляя майки в трусы или нет? В моих командах игроки всегда тренируются с заправленными майками - это первое, с чего начинается тренировка. Все просто: как мы тренируемся, так мы и играем. А играем мы в заправленных майках - таковы правила. Это маленькая, но очень важная форма объединения команды, обретения игровой дисциплины".
 
17. Приехав в Украину три года назад, я столкнулся с тем, что игроки, противодействуя проходу соперника за спину, разворачиваются к мячу через дальнее плечо. В принципе, можно вообще не разворачиваться - так ты не теряешь контроль над мячом, он в поле зрения. Есть два подхода, и вы должны определиться с тем, как это использовать. Самый важный момент: вы должны обращать на это внимание. Сам способ уже не так важен - это ваше решение, ваша философия. Однако не обращать внимания на эти нюансы вы не можете - это формирует плохие привычки у игроков. 
 
18. Ключевой аспект тренировочной работы - планирование. Особенно перед сезоном. Вы можете заниматься разными видами защиты, личным нападением, отработкой мяча из-за боковой/лицевой линий - главное, чтобы вы это планировали и учитывали, как это проходит по времени. Каждая клеточка вашего месячного календаря должна быть заполнена: помимо собственно занятий, вы должны вносить туда товарищеские матчи, работу с видео, переезды. Нужно учитывать время на отдых, сон, питание. Сила любой команды - в организации.

 
19. У меня есть один принцип на площадке: в баскетболе все должно быть точно и вовремя - "on time" и "on target". Если вы подняли оппонента, и он пролетел над вами, не надо делать еще один шаг для улучшения позиции - вы потеряете время. Если вы не подняли руку и не показали, куда конкретно ждете передачи, не удивляйтесь, если она прилетит куда-то не туда - все должно быть в цель.
 
20. Важно объяснить игрокам, что они должны не делать того, чего не могут. Например, у меня в команде был игрок, который отвратительно бросал издали. Но все игроки хотят бросать трехочковые! Тогда вы должны сделать следующее. Придумайте для него игру - пять точек по 10 бросков, с возвратом в исходную точку. Итого - 100 бросков. Идеально, если у вас есть парень, который любит баскетбол и который посещает ваши тренировки - вы можете посадить его и сказать, чтобы считал. Когда ваш игрок забьет 10 из 100 попыток, вы сможете с чистой совестью подойти к нему и повторить свою теорию. Будьте уверены, после этого он перестанет делать того, чего вы не хотите. Важно все показывать наглядно.
 
21. Важно уметь объединять элементы тренировок, их составляющие. Что должно быть за чем: растяжка, броски, комбинации, игра на полполя, игра на все поле. Все должны быть в четкой последовательности. Например, вводы мяча в игру нужно обязательно отрабатывать на полной скорости - вы же играете на полной скорости! То же самое касается бросков - их лучше всего делать на фоне усталости, на большом пульсе. Все как в игре. Единственное - не забывайте отрабатывать игру 5х5. Тренеры так часто увлекаются различными упражнениями, что времени на "чистую" игру просто не остается. А это нужно и полезно. Так же, как и отработка нападения 5х0 - вы должны видеть, что ваше стационарное нападение работает идеально, что все заслоны и открывания происходят вовремя. 
 
22. Каждый тренировочный лагерь в сборной мы начинали с того, что ставили игроков в защитную стойку и заставляли их бегать по паркету туда-обратно. Тренеры следили, чтобы ноги ставились правильно. Это очень полезно: ребята отрабатывают игровую ситуацию, работают над своими ногами, разминаются. Не менее полезное упражнение, когда защитник работает в стойке и держит нос на уровне мяча, а нападающий двигается зигзагами. Все то же самое, плюс утроенная концентрация на мяче. 
 
23. Передачу из рук в руки нужно делать только дальней рукой от соперника. Я никогда не боюсь остановить тренировку и указать на этот момент своим игрокам: если не остановить процесс, они запомнят действие неправильно и будет сформирована ужасная привычка. Мы тренируемся не для этого. 
 
24. Если вы делаете акцент на каком-либо аспекте тренировочной работы, будьте уверены - скоро вы в этом прибавите. Например, у вас последняя команда лиги по подборам. Но вы работаете над подбором каждый день. Результат придет, не сомневайтесь! Это касается каждого отдельного аспекта работы. Если вы тренируете это, оно будет работать. 
 
25. В Кливленде мы пытались найти вариант защиты против пик-н-ролла и вместе с ассистентами придумали, что наш защитник должен чуть ли не локтями ломать заслоны "больших". На бумаге все выглядело красиво. Как только мы начали тренироваться, мой лучший защитник закричал: "Нет, я не смогу этого сделать!" И правда: в баскетбол играют не бумаги и стрелочки, а тела. И он постоянно утыкался в тела "больших" игроков. Мы решили, что в сезоне он таким образом получит не одно сотрясение мозга и изменили систему. Так что когда у вашей команды не получается тот или иной аспект, хотя вы много работаете над этим, лучше внесите корректировку.

В материале использованы фото Федерации баскетбола Украины.

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK