Эксклюзив. Ражнатович: "Поможем украинцам попасть в европейские топ-клубы"

2011 г., 13 октября, 20:20
Агенты и их деятельность за последнее десятилетие стали неотъемлемой частью любого спортивного процесса. Имена ведущих деятелей агентского бизнеса известны всему миру, их влияние на определенные области спорта - огромно. Баскетбол не стал исключением из правила: как и во многих других видах спорта, агенты сумели выйти на рынок и прочно завоевать свою нишу. Теперь представить себе баскетбольную жизнь без этих людей весьма и весьма проблематично. 

Не самое лучшее развитие агентского бизнеса в Украине (напомним, в нашей стране имеется всего один лицензированный агент ФИБА) не совсем соответствовало бурному развитию баскетбола, что, в свою очередь, дало возможность иностранным компаниям уверенно заходить на наш рынок и предлагать здесь свои услуги. Одной из первый в Украине "зашла" сербская агентская контора BeoBasket (основанная в 1995-м году), чьи игроки со временем буквально наводнили большинство украинских клубов. Также со временем клиентами этого агентства стали ведущие украинские исполнители - Сергей Лищук, Вячеслав Кравцов, Максим Пустозвонов. Со временем к ним присоединились Дмитрий Глебов, Александр Липовый, Максим Ившин, Александр Кольченко, Артем Пустовой. Никуда не делись и иностранные клиенты BeoBasket - на данный момент в Суперлиге игроки этого агенства выступают сразу в ряде клубов: БК Донецк (Вуле Авдалович, ДеМаркус Нельсон), Химик (Саша Васильевич, Даррелл Митчелл), Азовмаш (Радослав Ранчик), Политехника (Ведран Морович).

Именно поэтому мы решили пообщаться с главой агентской компании BeoBasket, одним из самых влиятельных агентов европейского и мирового Миодрагом (или же просто - Мишко) Ражнатовичем, чье влияние на украинский баскетбол также сложно переоценить.

- Как и когда начиналась ваша агентская деятельность? Вы вообще планировали становиться агентом или это получилось случайно?

- Признаться, никогда ничего такого не планировал. Я стал адвокатом в 1991-м году, а в 1995-м стал "Я убежден в том, что агент должен совмещать понимание баскетбола и знание бизнеса".   составлять некоторые контракты игрокам в качестве юриста. Мне сопутствовал успех, ко мне обращались все чаще и чаще, и постепенно акценты сместились в сторону агентского бизнеса. Это стало большим сюрпризом для меня. Игроки шли за защитой ко мне, многие из которых знали меня еще по моей баскетбольной карьере (я играл на протяжении 20 лет).

- Расскажите о ваших первых клиентах. Эти игроки вообще понимали необходимость наличия агента как такового?

- Моим первым клиентом был Бранко Синджелич, который недавно завершил карьеру во Франции (выступал в таких клубах как Бурж и Лимож - прим. А.П.). Что касается второй части вопроса, то в то время игроки действительно не понимали этой потребности. Более того, я сам был не очень уверен в том, что нужно делать агенту и как это все работает. Можно сказать, старт карьеры был удачным (улыбается).

- Какие знания необходимы агентам и где их можно получить? Каковы главные трудности в работе с клубами и игрокам?

- Я убежден в том, что агент должен совмещать понимание баскетбола и знание бизнеса. Конечно, знание законов мне очень помогло. Возможно, я единственный человек, знающий спортивное законодательство и баскетбол настолько хорошо. Самая сложная часть работы - убедить клуб предоставить твоему игроку работу, а потом убедить их потратить на это деньги. В то же время, ты должен убедить своего клиента принять их условия, поясняя сложность ситуации на рынке. Ключ к успеху лежит в убеждении.

- Вы являетесь главой самой большой агентской компании в Европе - BeoBasket. Чаще всего агенты работают в одиночку, но, кажется, это просто невозможно с учетом того количества клиентов, которое имеется в вашей компании. Расскажите о своей команде: как вы ее создали и по каким критериям набирали туда людей?

- У нас есть восемь человек работающих в компании плюс целый ряд партнеров за рубежом. Всех их я знаю не один год и они ведут бизнес сами по себе - это очень важно. Мне кажется, в этом вопросе ключевым "Самая сложная часть работы - убедить клуб предоставить твоему игроку работу, а потом убедить их потратить на это деньги" понятием является лояльность. 

- Расскажите о структуре компании BeoBasket. Не сложно ли вам работать с таким количеством игроков и тренеров? В чем принципиальное отличие BeoBasket от других игроков на агентском рынке?

- Безусловно, это не легко, потому как каждый день, каждую минуту ты встречаешься с какими-то проблемами. Когда ты представляешь интересы 150 игроков, у кого-то из них всегда есть неурядицы. С другой стороны, я к этому привык. Принципиальное отличие нашей команды в том количестве энергии, которую мы вкладываем в наш бизнес. Мне действительно нравится работать агентом - сейчас для меня в этой работе нет ничего невозможного. Важным аспектом является и ширина нашей сети. Традиционно есть сильные агенты в Италии или Испании, но на востоке Европы они слабы. Или наоборот. У нас же есть 7-8 ребят в Испании, 15 в Италии, больше десятка во Франции, но еще и 20 в Турции, чуть больше десяти в России и столько же в Украине. Сейчас наши клиенты играют в Казахстане, Литве, даже в Иране. Мы - повсюду, и с нашей компанией у игроков действительно больше шансов получить работу, нежели с остальными. Думаю, именно по этой причине люди идут к нам. Вернее, это одна из причин.

- Многие звезды европейского баскетбола - Мирза Телетович, Душко Саванович, Вассилис Спанулис - являются вашими клиентами. Легко ли сотрудничать с игроками такого калибра? Чего они требуют от агентов и как относятся к вам?

- Скажу вам, что работа с такими парнями - самая легкая. Да, они звезды, но в то же время - абсолютно Эксклюзив. Ражнатович: нормальные ребята. Мы больше друзья, чем партнеры по бизнесу - все-таки работаем вместе на протяжении десяти лет. С их стороны нет никаких специальных требований, но со своей я просто обязан сделать все на высшем уровне - они этого заслуживают. Ну и получается, что мы всегда все делаем идеально. Особенно в финансовой части контрактов (смеется).

- Представим ситуацию: вы понимаете, что баскетболист просто не заиграет в определенной команде (не подходит по стилю, есть ментальные проблемы), но тренер и руководители клуба очень хотят именно его. Даете ли вы в таких ситуациях советы руководству клубов? Можете ли настоять на том, чтобы игрок подписал договор только с этим клубом?

- Честно говоря, меня не особо волнует, что думают клубные работники в такой ситуации. Если мне кажется, что для моего игрока трансфер не станет слишком удачным, я отправляю его в другую сторону. Наш общий плюс в том, что мы реально присутствуем на всех европейских рынках - это дает нам больше возможностей, и мы никогда не попадаем в положение, когда нас вынуждают принять нечто нам неподходящее.

- Многие тренеры и клубные менеджеры говорят о том, что агенты - ненужное звено баскетбольного сообщества. Мол, агенты могут разрушать карьеры игроков, их интересуют только заработки. Вы, как агент, что думаете по этому поводу?

- Это неправда. Да, есть некоторые парни, которые не знают агентского бизнеса и ведут себя подобным образом, однако в целом, и это тоже касается меня, мы больше помогаем игрокам, улучшаем их условия. Вообще я ненавижу обобщать какие-то вещи. Знаете, есть хорошие доктора, а есть плохие. Есть хорошие тренеры - есть и плохие. Также и с агентами.

- Есть ли у агентов какие-то альтернативные источники доходов кроме агентской ставки?

- Нет - только агентская ставка. В баскетболе все просто и понятно. Клуб платит тебе 10%, которыми обычно делятся с местными партнерами или представителями. Ни 9, ни 11 - только 10%.

- Как давно вы работаете в Украине? Какая сделка была первой для вас на украинском рынке?

- Кажется, я работаю в вашей стране уже с десяток лет. Думаю, я немного помог украинскому баскетболу вырасти финансово. На те времена самый большой контракт в украинском клубе составлял 100 тысяч долларов в год, а мне удалось подписать Николу Булатовича в Азовмаш за 250 тысяч. Этот трансфер изменил многое, по сути начав гонку между БК Киев и Азовмашем. Можно сказать, что я находился внутри этой борьбы: с одной стороны, я помогал Халиду Эль-Амину и Кенану Байрамовичу, с другой - Ратко Варде, Горану Николичу и Душану Кецману. С тех пор Украина для меня - один из важнейших рынков в Европе.  "В баскетболе все просто и понятно. Клуб платит тебе 10%, которыми обычно делятся с местными партнерами или представителями. Ни 9, ни 11 - только 10%"  

- Какова роль Слободана Шливанчанина в вашем агентстве? Многие считают его представителем BeoBasket в Украине. Так ли это?

- Когда-то он играл в Украине (защищал цвета киевского Денди-Баскета в середине 90-х - прим. А.П.), знает людей, знает язык, более того - он женился на украинской девушке. Можно сказать, что на половину он стал украинцем и мне он кажется идеальным человеком в качестве представителя в вашей стране. Он делает прекрасную работу - сейчас BeoBasket представляет интересы лучших украинских игроков: Кравцова, Пустозвонова, Глебова, Лищука, Кольченко, Пустового, Липового и других. Его работа действительно заслуживает уважения и он реально прогрессирует во многих аспектах с каждым днем - в понимании бизнеса, в знании английского языка, как бывший баскетболист Слободан прекрасно понимает игроков. Я уверен, что это очень хороший выбор с моей стороны.

- В чем различие между украинским и, например, итальянским или испанским баскетбольным рынком? Есть ли какая-то специфика работы в разных регионах? В Украине, к примеру.

- Безусловно, разница есть. Команды среднего и низкого уровня в Украине не столь профессиональны - они пытаются увиливать от условий, прописанных в контрактах, не выполняя их, делать какие-то другие, не совсем Эксклюзив. Ражнатович: порядочные вещи. Однако топ-клубы вроде Донецка, Азовмаша, Будивельника, Химика, БК Киев, или даже львовской Политехники ведут свой бизнес по-европейски.

- Вы сотрудничаете с многими украинскими клубами. Возникают ли при этом какие-то проблемы, и если да - с какими клубами? С какими, напротив, приятно иметь дело?

- Особых проблем нет. Правда, Черкасские Мавпы не выплатили некоторым игрокам зарплату двухлетней давности и сейчас дело пойдет в Арбитраж ФИБА. В остальном же все нормально. Приятнее всего работать с БК Донецк и БК Киев. Правда, не могу не отметить, что этим летом многое изменилось в Азовмаше: с новым спортивным директором [Роландасом Ярутисом] клуб стал куда более серьезным, куда более профессиональным, приблизившись по организации к испанским клубам. Меня этот факт очень радует. 

- Несколько лет назад, во время первой волны мирового экономического кризиса, БК Киев отчислил нескольких ваших клиентов, имея перед ними некоторую задолженность. Та ситуация как-то повлияла на ваши нынешние отношения с киевским клубом?

- Нет, я прекрасно понимал специфику той ситуации - мы нашли решение по финансовым вопросам. Все закончилось должным образом.

- В последние несколько сезонов в одном из сильнейших клубов страны, киевском Будивельнике, не было ни одного игрока из вашей конторы. Это совпадение?

- Признаться, я не знаю в чем причина. Некоторые друзья говорили мне, что генеральный менеджер киевского клуба [Сергей Голод] неоднократно повторял, что не хочет иметь игроков из моего агенства. Возможно, в этом и кроется причина. Почему он так делает и в чем проблема, я не знаю, но для меня подобное отношение "Такое количество "наших" украинцев в Донецке было моей целью"   проблемой не является. Я верю, что подобное решение только вредит команде, потому что сотрудничество с крупнейшим европейским агентством может помочь команде. Посмотрим на то, какой ситуация будет в дальнейшем. 

- Напротив, большинство игроков БК Донецк - ваши клиенты. Столь многочисленное сотрудничество - выбор клуба? Есть ли какие-то специфические моменты в подобной ситуации?

- В составе БК Донецк меньше иностранцев из BeoBasket, чем в Лиетувос Ритас, и немногим больше, чем, например, в Олимпиакосе. С другой стороны, на рынке не так много хороших украинских игроков и многие из них оказались в Донецке. Мы действительно хотели, чтобы они работали с Сашей Обрадовичем - это великолепный тренер, который уважает украинских парней и поможет им прогрессировать. Скажу больше, такое количество "наших" украинцев в Донецке было моей целью. Мы подписали туда трех легионеров - это не так много. Посему когда у вас создается впечатление, будто я контролирую всю команду, это не так. Например, в этом сезоне Карри, Ли и Раденович - не наши клиенты. Это значит, что в Донецке всего лишь два Эксклюзив. Ражнатович: наших иностранных исполнителя - к примеру, такое же количество мы имеем в Химках, Каха Лабораль, Кахасоле...

- Случаются ли в вашей практике ситуации, когда вы сами отказываетесь от сотрудничества с игроком или клубом? По каким причинам так происходит?

- Да, случаются. Например, если у клуба плохая репутация в плане выполнения контрактных договоренностей (сейчас это распространено в Греции). Со многими игроками я отказываюсь работать лично - у меня есть определенный уровень занятости, посему под свое крыло мы берем лишь исполнителей определенного уровня.

- Вашими клиентами являются многие украинские игроки - от Кравцова и Лищука до Липового и Кольченко. Как началось ваше сотрудничество с ними?

- Я поясню: парни увидели, насколько хорошо мы работаем с иностранцами, а Слободан Шливанчанин проявил большую активность в этом вопросе. Сейчас они представлены на высшем уровне и мы безусловно поможем им попасть в европейские топ-клубы с хорошими контрактами и хорошей зарплатой. Пример Сергея Лищука в этом плане идеален.

- Есть ли молодые украинские игроки, которых бы вы хотели видеть клиентами вашего агентства в будущем?

- Конечно. Правда, я не буду говорить о своих планах на этот счет сейчас.

- Одно из последних "подписаний" BeoBasket - молодой центровой Химика Артем Пустовой. Расскажите о перспективах этого игрока - может ли он стать звездой в будущем? Нет ли в этом случае никакого противоречия между интересами клуба и вашей компании?

- Я уверен в том, что Артем станет большим игроком. Я очень рад тому, что сейчас он работает с тренером [Дарко Руссо], который дал дорогу в большой баскетбол тому же Дарко Миличичу, и который знает, что такое пошаговая подводка к большому баскетболу. Я верю в том, что при удачном стечении обстоятельств Артем станет игроком НБА.

Что касается клуба, то здесь Химик и мы по одну сторону баррикад. Обе стороны желают того, чтобы Артем стал большим игроком, что, в свою очередь, даст заработать нам денег. Клуб дают ему прекрасные условия для тренировок и хорошего тренера, мы даем продвижение в Европе и США. Как видите, все стороны в выигрыше. Клуб сможет получить хорошие отступные от европейских или американских клубов, что даст ему возможность инвестировать в рост "нового Пустового". К тому же, для клуба это хороший репутационный "Я верю в том, что при удачном стечении обстоятельств Артем [Пустовой] станет игроком НБА"   момент. Им просто нужно набраться терпения и понять, что мы хотим только помочь. Поверьте мне: в маленьком городке под названием Южный он очень далек от мирового баскетбола, посему агенту важно заняться его продвижением. Я уже начал этот процесс. 

- Каков с вашей точки зрения, уровень украинской Суперлиги? В каких аспектах наш чемпионат должен улучшиться?

- Ваша лига очень хороша. Мне кажется, что вам нужны еще две команды, которые могли бы реально побороться с первой тройкой - тогда острая конкуренция в чемпионате просто обеспечена и лига от этого только выиграет. Необходимо улучшить отношения с телевидением и прессой. Также, с моей точки зрения, необходимо уменьшение числа американских игроков в "маленьких" командах - необходима большая ориентация на Европу.

- Расскажите смешную или, напротив, грустную историю об агентской деятельности.

- Я приберегу ее для своей книги. Надеюсь, она будет написана через семь-восемь лет (улыбается).

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK