Агония длиною в сезон

2011 г., 8 июня, 18:53
По ходу сезона одной из внутриредакционных шуток баскетбольного раздела нашего сайта был вопрос, какому же клубу по итогам регулярного чемпионата достанется звание худшего менеджмента лиги. Формулировка, возможно, была и неправильная - под менеджментом мы подразумевали и руководство клуба, и даже тренеров. Однако, в совокупности, первое место в этой номинации у нас заняла львовская Политехника - столько странных процессов, сколько происходило на протяжении сезона во Львове, не происходило ни в одном другом клубе. О событиях в Политехнике в текущем году мы писали немало, в основном оценивая их с крайне негативной точки зрения. И вот пришло время суммировать все это.

Как правило, после проваленного сезона, руководство клуба - баскетбольного или не баскетбольного - пересматривает свое ведение дел, свою политику, возможно, принимает кардинальные решения. Примерно такой настрой должен был быть у президента команды Александра Лазорко после того, как в марте 2010-го года его команда под руководством Михайла Увалина финишировала вне зоны плей-офф. Перемены пошли сразу же, хотя назвать их трезвыми или, тем более, обдуманными, сложно. Точно также, как сложно объяснить, как можно назначать в команду главного тренера, не обращая внимание на его тренерские заслуги и личные качества, ограничившись при этом взглядом на место рождения в его паспорте. Сложно объяснить, как можно назначать в команду главного тренера, не обращая внимание на его тренерские заслуги и личные качества, ограничившись при этом взглядом на место рождения в его паспорте. Владимир Полях - львовянин. Один из немногих, если не единственный тренер с западной Украины в Суперлиге. И почему-то этот фактор подкупил руководителей Политехники, которые не дожидаясь открытия летнего европейского рынка, подписали с ним контракт.

Но, закончив сезон-2010 с Политехникой, Полях взялся готовить молодежную сборную Украины к чемпионату Европы, а руководство Политехники тем временем медленно, но уверенно занималось селекцией. Вот пришли украинцы Богданов и Ходов, а вот и американцы - Мориссон, Уиггинс, Броадус и Фанн. Есть, правда, подозрение, что Павел Ревзин все же стал новичком команды по протекции Поляха - во-впервых Павел был с ним знаком по МБК Николаев, а во-вторых, в прежнюю команду - Говерлу - защитника приглашал Олег Пелех – ассистент Поляха в Политехнике. В общем, команда планомерно готовилась к сезону, и все вроде бы было во Львове спокойно - команда успешно сьездила на сбор в Литву, провела Кубок Галичины и в сумме выиграла семь спаррингов из восьми. Неужто команда способна удивить в новом сезоне? Да ну вряд ли...

Сомнения начали подтверждаться уже на старте сезона. Первые матчи показали, что максимум Политехники в сезоне - попадание за плей-офф. Команда не показывала яркую игру, но и отвратительно тоже не выглядела - победа над Николаевом сменилась поражением от Днепр-Азота, за ним последовал успех в матче с Азовмашем. В общем, играла команда нестабильно. Причем, нестабильно даже в отдельных линиях. Если центровой Скотт Мориссон в первом круге чемпионата просто блистал, Уиггинс был просто хорош, то вот защитники Уильямс, Броадус и Фанн радовали зрителей далеко не всегда. Причем, наблюдалась тенденция: легионеры от матча к матчу регрессировали. Сначала "как-нибудь" стал играть Фанн, а потом частенько номер стали отбывать и другие игроки команды. Политехника порой все же выдавала отличные матчи, как например, в гостях против БК Киев, когда стиль "ран-н-ган" попросту раздавил команду Виталия Черния, но в целом еще в первом круге стало ясно, что с тренером Владимиром Поляхом львовянам вряд ли светит успех в борьбе за восьмерку. Тем не менее, оказалось, что главные беды Политехники рождались не на площадке, в офисе клуба... Оказалось, что главные беды Политехники рождались не на площадке, в офисе клуба.

Приглашение Владимира Поляха, а с ним и его ассистента Олега Пелеха спровоцировало в Политехнике целое противостояние. Пелех, до того работавший в Говерле генеральным директором, был совершенно не против занять ту же должность и во Львове. А чтобы это сделать, необходимо было потеснить со своего поста одного из основателей клуба Игоря Савицкого. В итоге, возникла конфликтная ситуация, когда каждый из троицы пытался захватить власть в клубе. Формально не правы были именно Полях с Пелехом, спровоцировавшие это противостояние, но справедливости ради стоит заметить, что экс-гендиректор Говерлы кроме того, что разводил интриги, еще и предлагал варианты развития клуба - проработав в Ивано-Франковске не один год, Олег Владимирович понимал, что Политехника остро нуждается в модернизации, причем это касается и системы управления клубом, и развития бренда "Политехника". Впрочем, насколько далеко зашел бы со своими реформами Пелех, нам все равно не узнать.

Ранее, в частности, в февральском материале о Химике, мы писали, насколько важно, чтобы главный человек в клубе занимался лишь баскетболом, не отвлекаясь на свой бизнес или свое место в политике. А если это невозможно, то между президентом и генеральным менеджером должна быть постоянная связь - как это происходит, к примеру, в Будивельнике. Ничего подобного во Львове не было и близко. За последние два года президент Политехники Александр Лазорко успел себя показать как довольно далекий от баскетбола человек. За последние два года президент Политехники Александр Лазорко успел себя показать как довольно далекий от баскетбола человек. Проживая в Киеве, он не так уж и часто интересовался жизнью клуба. Нет, узнать результаты - дело святое, - но понять истинные причины проблем он особо не стремился. По крайней мере, так казалось. Когда же проблемы объединились в одну беду - то самое противостояние - оказалось, что без Лазорко на месте было не разобраться. И президент, потерявший нити управления клубом, наконец, вспомнил о своем клубе и навел в нем переполох. Так, по приезду Лазорко из клуба быстро был уволен Олег Пелех, а еще один зачинщик "бунта" Владимир Полях был переведен на работу ассистента главного тренера. Наставником же команды стал Андрей Подковыров.

Кстати, по поводу приглашения Подковырова слухи ходили разные - вплоть до того, что Александру Лазорко этого тренера чуть ли навязали. Впрочем, ни в одном из серьезных источников этот слух так и не был подтвержден, потому в данной ситуации предлагаю верить официальной версии. А она звучит так: после возникшего конфликта и неудачной игры команды Политехнике понадобился новый тренер, и Лазорко предложил занять эту должность тогда безработному Андрею Подковырову. Стороны встретились в Киеве, за чашкой кофе обсудили условия контракта, и Андрей Анатольевич принял команду.

Другой вопрос, почему во Львов был приглашен именно Подковыров, ведь кроме двух чемпионств с Азовмашем в начале века этот специалист где бы не работал, везде проваливался. Не вспоминая Денди-Баскет, можно сказать о том, что Черкасские Мавпы под руководством Подковырова не смогли выиграть даже бронзовые медали, его работу в Польше иначе, как провальной, назвать нельзя, а в Будивельнике Андрей Анатольевич не смог продолжить дело Римантаса Григаса и с позором проиграл в финале. "С позором", потому что Подковыров "строителями" реально не управлял, все мы помним, как в финальной серии комбинации команде рисовал Халид Эль-Амин, а наставник со стороны лишь наблюдал за этим. Был, правда, у Андрея Анатольевича еще непонятный период в Азовмаше - при нем год назад мариупольцы усилились Деметриусом Александером и Рамэлом Карри, несколько наладили игру после провального старта чемпионата, но... по неизвестным причинам Подковыров был смещен с должности.

Но вернемся к Политехнике. Приход Подковырова в клуб ознаменовал не только пересмотр игры команды под руководством Владимира Поляха, но и перетряску состава. Политехника не смогла или не захотела провести смену легионеров в оперативном порядке - во Львове их меняли по ходу всего сезона. Так, команду довольно быстро покинули Фанн, Броадус и совершенно непонятный новичок Деметриус Браун, а вот собирал легионеров Подковыров довольно долго. Да и игроки, мягко говоря, были не лучше ушедших. Тодд Эбернети появился во Львове по протекции Скотта Мориссона, Марцина Сроку из Польши пригласил сам Подковыров, а история с Джемисоном... впрочем, о ней чуть позже.

Важно, что при этом сам Подковыров пытался дать понять руководству, журналистам и болельщикам, что "его" игроки намного лучше ушедших. Порой звучало это ужасно издевательски - львовяне, играя в "хаос-баскетбол" кое-как дома обыгрывали Днепр, а в почти соседней Литве успешный проход и последующий лэй-ап Рашана Броадуса приносил Шауляю фантастическую победу над Лиетувос Ритас. Может быть, стоило с игроком просто поработать, а не определять, чей это исполнитель? Новички же... сам Подковыров не стеснялся их нахваливать, но с другой стороны, было очевидно, что индивидуальное мастерство того же Сроки и Эбернети оставляло желать лучшего. Другое дело, что оба исполнителя во время игр не филонили, старались отыгрывать в защите, но... Политехника продолжала проигрывать, причем результаты львовян при Подковырове лишь ухудшились. Светлым пятном в этом ряде поражений стали лишь успехи в играх с Азовмашем и Будивельником. Но, если говорить честно, все же хочется сделать вывод, что эти поединки скорее проиграли мариупольцы и киевляне, чем выиграла Политехника. Как тут не вспомнить, что через день после победы над "строителями" команда Подковырова уступила БК Киев, выигрывая по ходу встречи в 16 очков. Усталость? Несомненно! Разобранность? Конечно! К кому вопросы? К главному тренеру!

Подковыров же тем временем продолжал жаловаться на обстоятельства. Он не мог объяснить регулярные поражения команды, говорил, что в Политехнике кроме Павела Ревзина нет хороших украинцев, что легионеров клуб выкинуть не может, так как у них контракты. Кстати, примерно через несколько недель после последней фразы Андрея Анатольевича Политехника рассталась со Скоттом Моррисоном, а тренер на послематчевых пресс-конференциях стал говорить совершенно иначе: "Если не верить в [попадание в плей-офф], то проще распустить команду и сезон доиграть дублирующим составом". Но, как показало окончание сезона, в успех львовян особо не верил и Подковыров. Или верил, но понимал, что команде это не под силу. Зато вот поработать с бюджетом клуба - это всегда пожалуйста. У Политехники были уже совсем призрачные шансы на место в восьмерке, когда был подписан 35-летний Гарольд Джемисон. Интересно, что появился американец в клубе лишь спустя неделю после подписания контракта (как смешно клуб опровергал это сообщение!), да еще и с лишним весом. И, тем не менее, Подковыров был вполне доволен заменой уехавшему Мориссону, а спустя неделю после официального известия о провале сезона тренер заявил, что теперь-то состав Политехники укомплектован. Спустя неделю после официального известия о провале сезона тренер заявил, что теперь-то состав Политехники укомплектован. Счастье-то какое!

Так и получилось, что прошедший чемпионат для львовского клуба можно охарактеризовать одной фразой, той самой, которая приведена в заголовке. И это как раз та ситуация, когда виноватыми можно считать абсолютно всех - Поляха, Пелеха, Подковырова, Савицкого и Лазорко. Хотя, безусловно, наибольшая вина лежит на президенте Политехники, который не только допускал конфликты внутри команды, но и показал себя человеком бесхребетным. Иначе сложно объяснить то доверие к Подковырову, который большую часть сезона делал с командой непонятно что.

Отдельно стоит обратить внимание и на управленческую составляющую клуба. При Игоре Савицком Политехника окончательно стала этакой бюрократической машиной, где без справки из НПК Галичина невозможно принять какое-то важное решение. Несмотря на то, что у клуба появилась реконструированная арена, за сезон Политехника еще больше потеряла в количестве болельщиков и при этом ничего не сделала, чтобы их вернуть. Серьезных маркетинговых программ у Политехники как не было, так и нет, а когда открываешь сайт львовян, так и хочется запустить чем-то тяжелым. И не знаешь в кого - то ли в руководство клуба, то ли в собственный монитор.

К концу сезона в Политехнике, правда, появился коммерческий директор Сергей Барадный, который сразу же привел в клуб псевдофанатов и, наверное, тут же отчитался за проделанную работу перед Лазорко. Но появление абсолютно ничего не понимающего в баскетболе Барадного - еще одно свидетельство плохой работы по обеспечению клуба президентом Политехники.

Обидно, но не факт, что в следующем году львовян ожидает серьезное улучшение позиций. Вместо Андрея Подковырова в команду уже пришел тренер Дмитрий Базелевский - человек, тактически обученный просто прекрасно, но при этом довольно слабый как управленец. Интересно, что появился в команде он по протецкии Слободана Шливанчанина - того самого представителя агентства БеоБаскет, которое год назад "втюхало" Лазорко тренера Михайла Увалина и еще целую плеяду "левых" балканских игроков. В ближайшее время мы посмотрим, откуда будут приходить игроки во Львов, но, вероятнее всего, пять иностранных вакансий займут все те же сербы сомнительного качества.

Обнадеживает, правда, приход в клуб Кирилла Погостинского, хотя пока еще неясно, чем именно будет заниматься во Львове этот функционер с довольно неплохой репутацией. Все-таки вряд ли экс-гендиректор УБЛ будет формировать команду на следующий сезон. Короче говоря, сейчас Политехнике предстоит прожить небольшой период модернизации, но совершенно точно она не будет успешной, если Александр Лазорко не пересмотрит свое отношение к клубу. Устроит ли его еще один, уже третий подряд, провал в сезоне?

Прогноз (перед сезоном): борьба за место в плей-офф
Итог: 17 побед, 31 поражение, 11-е место в регулярном чемпионате
Лучший игрок в команде: Алан Уиггинс

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK