Ukr reign. Часть первая. Тени забытых предков

2013 г., 24 июля, 06:30

Точка отсчета: 7 сентября  1891 года. Два крестьянина, Иван Пилыпив и Василий Елиняк, родом из небольшой карпатской деревушки Небылив, ступили на канадский берег в Монреале. Никто тогда и подумать не мог, что тот осенний день навсегда изменит историю огромной североамериканской страны.

Действительно, кто бы мог даже предположить, что эти отчаявшиеся селяне, готовые за хороший кусок земли ехать за семь морей в неизвестность, кардинально поменяют лицо и существенно повлияют на культуру, искусство, политику Канады. Но шло время, и вместе с крестьянами в дальние края отправлялись священники, учителя, писатели и другие представители украинской интеллигенции. Через несколько лет этническая группа переселенцев из Украины исчислялась тысячами. Довольно скоро представить Канаду без украинцев стало решительно невозможно.

Даже короткий перечень выдающихся канадцев украинского происхождения весьма красноречив. Так, например, сын известного юриста Роман Гнатишин занимал почетнейшую должность генерал-губернатора Канады, важную политическую роль играли также другие "украинцы" Эд Стельмах, Джон Сопинка, Эдвард Байда, Борис Вжесневский, довольно известны музыканты Рик Данко, Тереза Сокирка,  братья Дорощуки, а также другие деятели искусства и культуры – Фред Еваник, Роман Данило, Ярослав Рудницкий. Ну и спорт, и в первую очередь, король Канады – старый добрый хоккей, не обошелся без украинского вливания.

Тут необходимо небольшое лирическое отступление. Если детские годы и первые шаги игры с клюшкой с высоты современности кажутся дремучей древностью и настоящим хаосом, то после создания в 1917 году Национальной Хоккейной Лиги игра, как и все организационные моменты, связанные с ней, стала прогрессировать быстрыми темпами. И пока на одной шестой суши громыхала революция, ревела гражданская война, проводилась коллективизация и все последующие ужасы – в далекой Канаде уже вовсю весело и задорно гоняли в хоккей на приличном уровне. Соответственно, пройти мимо ледовых баталий крепким парням с горячей украинской кровью было крайне тяжело, да что там - невозможно.

Не все имена героев минувших дней дошли до нас, многие из них покрыты мраком истории. Но, уже начиная с окончательным оформлением Original Six,  хлопцы с диковинными именами и фамилиями все чаще выходили на ведущие роли в своих клубах. Так, 23 марта 1946 года в газете "Ukrainian  Weekly" появилась заметка Вальтера Данко, в которой автор рассказывает о самых знаменитых украинских хоккеистах того времени. Среди упомянутых спортсменов были довольно громкие имена. Такие, например, как Алекс Шибицкий, легенда Нью-Йорк Рейнджерс. Алекс в 1940 году выиграл Кубок Стэнли с ньюйоркцами, а некоторые источники приписывают ему авторство броска "щелчком". Шибицкий имел славу крутого и боевитого парня (еще бы, проведя 3 года в рядах воздушных сил Канады во время Второй Мировой войны!), но вместе с тем одного из самых  одаренных игроков довоенного времени.

В одно время с Шибицким цвета Рейнджеров (с Алексом они вместе служили и в канадских ВВС) защищал  еще один "наш" богатырь, уроженец Виннипега, Билл Юзда. Самые громкие свои победы Билл добыл в джерси Торонто, выиграв на рубеже 50-х два Кубка Стэнли. Крепкий и неуступчивый Юзда буквально вселял страх в оппонентов, заслужив грозное прозвище "Зверь".

Интересной и колоритной личностью тех времен был левый вингер Иван (Джон) Гоцелиг. Сын обрусевших немцев родился в 1906 году на территории тогда еще Российской Империи, в небольшом поселении возле Херсона, но позже уверял всех, что его место рождения – Одесса (мол, так проще объяснить!). Научившись азам хоккея в Саскачеване, куда переехала его семья, Иван 16 лет (с перерывом) блистал в составе Чикаго Блэкхокс. Позже непродолжительный период немецко-украинский канадец тренировал Ястребов, но довольно скоро переквалифицировался на… женский бейсбол! Через какое-то время Джонни вернулся в родной клуб и даже был частью административного аппарата Блэкхокс, когда те взяли Кубок Стэнли в 1961 году.
Ukr reign. Часть первая. Тени забытых предков
Еще одним довольно знаменитым "чикагцем" стал выходец из Онтарио Август Боднарь. В составе Ястребов Гус отпахал 7 сезонов, но свои "чашки" он заработал, играя за Торонто. Боднарь прославился уже тем, что забил шайбу через 15 секунд после своего дебюта в Лиге. Первый год Гуса в составе Кленовых Листьев вообще выдался на славу и увенчался Колдер Трофи, вот дальше как-то пошло не совсем так, и, пожалуй, Гус так и не смог преодолеть ту планку, которую он сам себе выставил.

…Алекс "Киллер" Калета, очередной игрок Чикаго Блэкхокс украинского происхождения, бродил по зимнему Торонто, настраиваясь на игру с местными Кленовыми Листьями. В одном магазинчике Алекс приметил отличную шляпу, но, к сожалению, она была ему явно не по карману. Владелец магазина ухмыльнулся и предложил Калете пари: "Отдам тебе ее бесплатно, если положишь нашим три шайбы". Стоит ли говорить, что на следующий день Калета расписался в ворота Мейпл Ливс четырежды и гордо отправился за добытым трофеем. Говорят, так зародилась традиция называть три забитых гола хет-триком… На дворе был январь 1946 года, и миллионные контракты хоккеистов могли показаться фантастическим бредом больного воображения…

Ну и нельзя не рассказать о братьях Лесвик, которые удалым кавалерийским наскоком ворвались в профессиональный хоккей Северной Америки. Самая трагическая судьба была у старшего брата – Джека. Молодой центр только-только провел первый успешный сезон в рядах Черных Ястребов и был причастен к большой победе Чикаго над Детройтом в финале Кубка, перед ним открывались широкие перспективы, но, увы… 7 августа 1934 года Джек вышел на прогулку и не вернулся, а через несколько дней его тело обнаружили на дне реки Ассинибойн. При нем не оказалось ни денег, ни ценных вещей, тем не менее, коронер не обнаружил следов насилия, так что в итоге все списали на самоубийство или несчастный случай. В любом случае, правду о гибели старшего Лесвика уже не узнает никто.

Средний брат – Пит, наверное, был наименее талантлив из "святой" троицы. Он очень неплохо проявил себя за долгие годы выступлений в АХЛ, но отличался неусидчивостью и тягой к перемене мест работы, поэтому так и не смог закрепится в НХЛ – всего лишь один матч за Рейнджерс и две игры в джерси Брюинс.
Ukr reign. Часть первая. Тени забытых предков
Единственный из братьев, кто по-настоящему смог раскрыть свой немалый потенциал в Национальной Хоккейной Лиге, был Тони Лесвик. Антон (почему бы не назвать его на украинский манер) стал звездой НХЛ во второй половине 40-х, а в начале 50-х собрал внушительную коллекцию из трех "чашек", завоеванных вместе с Красными Крыльями. В анналы истории Детройта Тони вошел благодаря шайбе, заброшенной им в 1954 году в 7 игре финальной серии против Монреаля.

"Шла 4 или 5 минута овертайма. Шайба  оказалась в нейтральной зоне, и я решил сыграть надежно и предоставить небольшую передышку ребятам. С этими мыслями я со всех сил забросил диск в зону противника, а когда обернулся, увидел, что все мои партнеры ликуют и бегут меня поздравлять. Я даже поначалу не понял, что произошло. Только и смог выдавить: "Неужели вы не разыгрываете меня, и она действительно залетела в ворота?!"
, - так вспоминал главный момент всей своей жизни "наш" Тони Лесвик.

Но первыми настоящими "украинскими" звездами Лиги, чьи имена до сих пор на слуху среди истинных любителей хоккея, стали тезки и легенды своих команд – Билл Барилко и Билл Мосиенко, два культовых игрока с такой разной судьбой…


x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK