ЭКСКЛЮЗИВ. Стаховский: "Планы - попасть в топ-40"
- Чего ждали от этого противостояния против сборной Латвии? С каким настроением ехали в лагерь нашей команды?
- Настроение как и всегда было самым лучшим, так как команда у нас сплоченная. Мы сюда приезжали фаворитами, зная что не будет Гублиса, и рассчитывали только на победу. После парного матча стало понятно, что все не будет так просто, как могло показаться первоначально. Мы с Бубкой не проигрывали в Кубке Дэвиса пять матчей подряд, так что поражение в субботу стало для нас удивительным. Но слава Богу, что в воскресенье все для меня и для команды в общем сложилось иначе.
- В психологическом плане это противостояние для вас было сложным…
- Да, но вообще игры Кубка Дэвиса, как с физической, так и с чисто психологической точек зрения вообще достаточно утомительны. Эмоционально играть такие матчи трудно. Но во время решающего поединка на трибунах было много зрителей, которым хотелось бы сказать большое спасибо за поддержку. Во многом благодаря им нам и удалось одержать окончательную победу.
- После субботы капитан команды говорил, что вы считаете, будто в решающий день право сыграть вам уже доверено не будет…
- Да, он сказал такое, но это было его право, так как после той игры, которую я показал в парном разряде, он имел полное право заменить меня на любого другого игрока нашей команды, и я бы ему слова не сказал. Я сыграл в паре на таком уровне, что если бы и второй матч в одиночке для меня сложился бы также, то итог мог бы быть достаточно плачевным.
- Тяжело с вами не согласиться, та проигранная встреча в паре в субботу была для вас очень и очень тяжелой с моральной точки зрения. Расскажите, как вы вообще отходите от таких поражений, как сумели привести себя в порядок к воскресной игре?
- У нас очень дружная команда, мы особо не разделяемся. Мы приезжаем на Кубок Дэвиса, и большинство времени мы также проводим вместе. Мы живем вместе, играем в покер, смотрим фильмы… Так то мы более-менее сплоченны в рамках этого коллектива.
- По вашему поведению можно сделать вывод, что вы человек весьма эмоциональный.
- Если честно, то в Кубке Дэвиса – очень! В индивидуальных играх я также не очень закрытый, но там я все же более сдержан в своих реакциях. А тут я играю не только за себя, но и за всю команду, так что права на ошибку у меня нет.
- Как можете оценить начало сезона в своем исполнении?
- Думаю, что оно было не такое уж и плохое. В принципе, я играл в не такой уж и плохой теннис. Начал год с хорошей победы, обыграл Южного в Дохе, потом там же в свой день рождения проиграл Куботу. Неплохо подготовился к Австралии, сыграл хороший матч на показательном турнире в Куйонге, но в первом круге Australian Open попал на Тсонга. Я сыграл не самый свой лучший матч, уверен что тогда и он не показал всего того, что умеет, но я проиграл.
После этого я должен был лететь в Загреб на один из моих любимых турниров (Стаховский выигрывал эти соревнования в хорватской столице, - примечание редакции), но проснулся утром, и у меня была температура 39,4, болело горло… Ну куда в таком состоянии лететь? Разговаривать я не мог, конечно же я никуда не поехал. Так вот я провалялся шесть дней с высокой температурой, не тренировался. И вот на этом фоне, без тренировок, я попробовал сыграть в Роттердаме, а так к тому же у меня еще и колено полетело… Так что в этом сезоне много мелочей складывается не в мою пользу. Но в то же время в ближайших мастерсах, вплоть до Роллан Гарроса, у меня не будут сгорать очки, так что мне можно будет постараться пополнить свою очковую копилку. В самое ближайшее время я лечу в Индиан-Уэллс, но в прошлом году я там прошел всего лишь во второй круг, так что даже если я там проиграю, то у меня сгорят всего пятнадцать очков, а это не так уж и принципиально.
- Кстати, уточните, пожалуйста, где вы базируетесь? А то в разных источниках фигурируют разные данные – Чехия и Словакия.
- Я тренируюсь в Словакии, в Братиславе.
- Кстати, вы ведь полиглот – владеете многими языками, в том числе английским, чешским, словацким…
- Словацкий язык более мягкий, он близок к нашему украинскому, чешский же более строгий. Но я не могу сказать, что я полиглот. Я человек молодой, даже юный, а в таком возрасте учить языки легче, нежели в более старшем. Да, я знаю четыре или пять языков, но все они похожи друг на друга.
- В нашей стране условий для того, чтобы содержать игроков вашего класса просто нет. В чем заключается отличие Украины и Словакии, в которой вы сейчас обитаете, с точки зрения профессионального тенниса? Там есть обширный комплекс, который объединяет в себе все?
- Главное различие между нашими странами – в отношении правительства к развитию спорта. Если руководители страны поощряют спорт, то есть возможность развивать его. Я в данный момент являюсь членом клуба, на территории которого есть теннисные корты. У них есть два корта в зале, и восемь кортов на улице. У меня есть время, в которое я могу приходить туда и тренироваться, но за это я должен играть в клубных соревнованиях.
Но в принципе, у них национальный теннисный центр построен за бюджетные деньги, с большими хардовыми кортами в зале, с трибунами на пять тысяч зрителей и разъезжающейся крышей. В принципе, это далеко впереди от того, что я вообще где-то видел. Так что это сооружение в чем-то даже уникально. И это в Словакии, в которой всего-то пять миллионов населения. А у нас в стране сорок девять миллионов, или пятьдесят, я уже точно и не знаю, но нас все меньше и меньше, и у нас построили в ледовом дворце синтетическую траву в ангаре. Смешно, если честно.
- В последние годы у нас стабильна такая ситуация, при которой мужской теннис находится на вторых ролях по сравнению с женским. Как вы считаете, насколько скоро может наступить если не перевес мужчин в этом компоненте, то хотя бы баланс?
- Сейчас у нас есть три человека в первой сотне, и немало хороших ребят на подходе. Мы надеемся на то, что в ближайшее время мужской теннис станет более популярным в нашей стране, в него будет играть больше талантливых ребят, что будет стимулировать вообще рост уровня тенниса в Украине. А так, многое зависит не от нас. Но меня радует, что вроде бы Президент наш новый в теннис играет (смеется).
- Вы заговорили о молодых талантах. Один из таких – довольно близок к вам. Родной брат Леонард играет сейчас юниорские турниры. Как у него успехи?
- В шестнадцать-семнадцать лет довольно сложно определить, как идут дела у игрока. Мало кто уже в этом возрасте показывает, что может вырасти в действительно хорошего игрока. Монфис в этом возрасте выиграл три Гранд Слэма, но на взрослом уровне также как и Надаль ему проявить себя не удается. Мой брат старается, он тренируется, но он все еще ходит в школу. Так что сейчас ему нужно будет закончить школу, а уже после этого у него будет год, по результатам которого можно будет делать какие-то выводы. Он, кстати, живет сейчас с мамой в Чехии.
- Было бы интересно увидеть на Олимпийских играх такую интересную украинскую пару братьев Стаховских…
- Если честно, то думаю, что через два года это будет еще трудновато. Но все возможно. Хотя Олимпиада, эта одна из моих целей. Я даже не о победе говорю, а даже просто о возможности там поучаствовать. Мне даже кажется, что в каком-то роде, выиграть Олимпиаду, это что-то даже большее, чем выиграть турнир Большого Шлема.
Но я с вами согласен, увидеть такую пару, а нам – сыграть в ее составе, было бы очень и очень интересно. В женской команде ведь такой аналог есть – сестры Алена и Катя Бондаренко. Правда, у нас с Леонардом немного больше разница в возрасте…
- Сергей, вас нередко сравнивают с Андреем Медведевым, так как сейчас именно вы являетесь его наместником на позиции лидера мужского украинского тенниса. Кем для вас является этот человек – соперником, ориентиром, кем-то еще?
- Не считаю, что меня могут сравнивать с этим игроком. Он был намного выше меня, намного титулованнее, он был в десятке мирового рейтинга. Это разница, которую мне очень тяжело будет нивелировать. Конечно же, мне бы хотелось чтобы когда-то и я мог добиться таких же высот, но на данный момент я не могу сравнивать себя с этим человеком. Да, он одно время был первым номером Украины, некоторое время на этом месте нахожусь я, но на это считаю сравнение исчерпанным, так как он выиграл четыре мастерса, играл в финале Большого Шлема, мне же к этому всему в данный момент можно просто стремиться.
- На кого помимо него вы ориентируетесь в своей теннисной жизни?
- Когда я начинал играть, я очень внимательно следил за Патриком Рафтером, за Питом Сампрасом. Но когда ты играешь в туре против этих теннисистов, ты начинаешь к ним немного по-другому относиться. Я вам скажу, что выйти и играть против своего кумира, это не так уж и приятно. Два года тому назад в Санкт-Петербурге я вышел на встречу в Маратом Сафиным, и просто не смог против него играть. В прошлом году, слава Богу, было уже получше, но чисто с психологической точки зрения это очень тяжело, когда ты выходишь и обыгрываешь человека, который выигрывал турниры Большого Шлема когда ты еще только начинал заниматься теннисом.
- Да, что касается Марата Сафина, то нельзя думать о том, что он уже ушел из тенниса, без сожаления…
- Он был персоной, за которой на корте было наблюдать очень интересно. Такие люди как он, как Фабрис Санторо… Они не боги тенниса, они боги в теннисе.
- Расскажите пожалуйста, чем вы увлекаетесь помимо игры и всего того, что ее окружает?
- Перелетами на самолете (смеется). По большому счету я люблю ходить в кино, играть в разные виды спорта – в баскетбол, в футбол, люблю плавать. Но на это остается немного времени. А вообще, если есть возможность, особенно когда я нахожусь на турнирах в Соединенных Штатах, стараюсь поиграть в гольф.
- С Тайгером Вудсом сразиться в очной дуэли не приходилось?
- До него мне не как до неба, а даже как до космоса! Но все равно, побаловаться в эту игру мне порою очень хочется.
- Кстати, вы не слышали о том, что одна из американских газет не так давно признала лучшим спортсменом последнего десятилетия именно этого гольфиста, Тайгера Вудса, оставив Роджера Федерера на втором месте. Хотя утверждение о том, что гольф сам по себе стоит серьезно выделять как вид спорта довольно спорное…
- Я видел в каком-то журнале расписание Тайгера Вудса, и в каком-то плане оно посложнее моего. Именно его тренировочное расписание дней во время турниров, во время подготовки к турнирам. Это очень огромный объем работы. И чтобы быть в такой форме и так постоянно тренироваться… Это все же спорт.
- Чем помимо гольфа снимаете напряжение после тяжелых дней, после тяжелых игр?
- Зачастую я срываюсь на тренерах. Сейчас я работаю с Тибором Тотом, с которым мы работает с US Open 2007, то есть уже больше двух лет. Он живет в Братиславе, у нас есть клуб в котором мы тренируемся. Также у меня есть тренер по общефизической подготовке, тоже словак.
- Есть ли у вас какие-то конкретные планы на этот год касательно вашего рейтинга?
- Да, мы хотим попасть в топ-40. Я надеюсь, что это нам удастся, так как это достаточно реальная цель, и осуществить ее будет попроще, нежели попасть в число тридцати или двадцати пяти лучших в мире. Буду стараться реализовать эту цель, и если мне это не удастся, достаточно сильно расстроюсь. Ведь для того, чтобы двигаться вперед, нужно иметь какие-то ориентиры и ставить перед собой какие-то реальные цели, а эта моя задача, считаю, вполне осуществима.
Олег Королев из Днепропетровска, iSport.ua