Даниэль Риккардо: история падения "Медоеда"
Даниэль Риккардо - 32-летний австралийский пилот Формулы-1, выступающий за команду МакЛарен. Все поклонники "Королевы автоспорта" знают его как веселого, открытого, приятного и честного человека. И прямо сейчас в его карьере настали самые темные времена.
Ужасающая форма австралийца привела к тому, что команда уже думает о разрыве действующего с ним соглашения. Как так произошло, что некогда талантливый гонщик, постоянно борющийся за победы и подиумы, не может найти скорость в не самой медленной машине? Давайте разберем весь путь "Медоеда" от шикарного старта в Ред Булл до полного провала.
Пропустим дебютные сезон Рика за HRT и Торо Россо и перейдем сразу к временам, когда он начал демонстрировать то, на что способен.
Ред Булл (2014 - 2018)
Первый сезон Даниэля за старшую команду Ред Булл произвел фурор: австралиец просто разнес в личной дуэли четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Третье место в личной зачете, 238 очков, 8 подиумов, включая три победы (Канада, Венгрия, Бельгия) и еще четыре раза австралиец остановился в шаге от подиума.
В то же самое время Себ занял лишь пятое место с 167-ю очками, поднявшись на подиум всего четыре раза, не завоевав ни одной победы. По ходу того сезона стало известно, что немец займет место Фернандо Алонсо в Феррари, где он попытается, хоть и безуспешно, повторить историю своего кумира Михаэля Шумахера.
Еще тогда было известно, что в контракте Себастьяна есть пункт, который позволит ему покинуть команду в случае слабых личных результатов. Многие говорили, что он специально сливал сезон, чтобы уйти.
Но Риккардо было все равно на эти разговоры, его больше волновали личные успехи, что и должно быть в случае гонщика, ведь Формула-1, по большему счету, спорт для эгоистов. Без эгоизма нельзя стать чемпионом мира. А еще тебе в этом должна помочь команда, с чем были трудности.
В следующем году на замену ушедшему Феттелю из Торо Россо была поднята печально известная российская "торпеда" Даниил Квят. После шикарного первого года вторая кампания в РБ у Риккардо не задалась: он по разу финишировал вторым и третьим, также уступив новому напарнику в личном зачете всего три очка.
Во многом тот сезон для большинства все еще был переходным, а потому на нем не стоит сильно акцентироваться. Все самое интересное произошло в 2016-м. После Гран-при России, где "торпеда" достигла своей цели в виде кормы Феррари Себастьяна Феттеля, Ред Булл принял решение отправить Квята обратно дорабатывать свои умения в Торо Россо.
Очередным напарником Даниэля стал совсем юный Макс Ферстаппен, который финишировал первым уже в следующей же гонке в Испании, став самым молодым в истории победителем Гран-при в возрасте 18 лет и 227 дней. Уже тогда австрийская команда поняла, что что-то намечается.
До конца сезона Макс еще четырежды становился вторым и дважды третьим. Риккардо же победил в Малайзии, также четыре раза завоевал серебро и три раза бронзу. На правах старшего он финишировал третьим в личном зачете, а нидерландец занял пятую строчку.
2017 год получился для "Медоеда" достаточно продуктивным как в плане подиумов, так и сходов - уже тогда наметились некоторые проблемы с надежностью болида. Одна победа, одно серебро и сразу 7 бронз - и это при вечной борьбе Мерседес с Феррари. Ферстаппен в плане сходов сильно не отставал: 6 у Рика, 7 у Макса, но зато две победы под конец года.
А вот то, что произошло в 2018 году, будто бы предопределило все будущее Даниэля в Формуле-1. Последний год в родной команде, где и находится отправная точка нынешнего Риккардо. Австралиец начал замечать, как весы начали склоняться в пользу Ферстаппена, в действиях команды начал чувствоваться фаворитизм.
Из 21 этапа Дэн смог финишировать только в 13 (при том, что нидерландец сошел с дистанции всего три раза), а один конкретный сход стал ключевым.
Гран-при Азербайджана, Баку. Прямая старт-финиш. Риккардо с помощью ДРС идет на обгон Ферстаппена, набрав более высокую скорость. Макс проворачивает свой любимый трюк с двойным смещением траектории, что было запрещено правилами.
В результате болид Даниэля влетает в заднюю часть болида Макса и обе машины получают повреждения, несовместимые с продолжением гонки. После Гран-при представители команды, в основном, заявляли, что это был гоночный инцидент, слегка указав на то, что Рик мог действовать поосторожнее.
Дэн понимал, что Макс становится главной звездой Ред Булл и что ему, возможно, стоит искать себе новое место в паддоке. Во время летнего перерыва он вел переговоры с Феррари. По его словам, контракт был почти подписан, но кто-то в команде отказался с ним работать. В итоге итальянцы взяли себе в боевые пилоты на 2019 год Шарля Леклера.
Так как путь в Маранелло был закрыт, Риккардо принял другое решение: 3 августа он объявил о контракте с Рено, чьи лучшие годы остались далеко позади. Многих удивило это решение, даже сам Даниэль очень долго обдумывал свой выбор, но пришел к выводу, что для него это новый вызов и он хочет сменить обстановку.
Прощание с Ред Булл не удалось - результаты после этого объявления упали, а с Гран-при Монако он ни разу не побывал на подиуме. Команда ясно дала понять, что теперь для них главный приоритет - Макс Ферстаппен.
После Гран-при Мексики (где он взял поул, но сошел в гонке) Даниэль заявил, что он не видит смысла выступать в оставшихся двух гонках и готов предоставить место за рулем Пьеру Гасли из Торо Россо, который заменит его в следующем сезоне. Несмотря на то, что Дэн — не суеверный человек, он сказал, что его машина просто проклята.
Фанаты Риккардо поддерживали его решение и обвиняли команду в том, что они мстят ему за переход в другую команду и перед гонками ломают ему двигатель. Но потом австралиец заявил, что у него еще есть контрактные обязанности перед австрийцами и он все-таки выйдет на старт двух оставшихся гонок.
По итогам сезона Дэн занял шестое место в личном зачете, уступив Ферстаппену целых 79 очков. Эпоха с быками закончилась.
Рено (2019 - 2020)
Сотрудничество с Рено получилось вовсе безуспешным - явно не то, на что рассчитывал Даниэль. В первом сезоне он сумел по итогам года опередить напарника по команде Нико Хюлькенберга, но это был максимум успеха.
Риккардо пришлось привыкать к тому, что он больше не может конкурировать с лидерами, постоянно барахтаясь в середине пелотона, так называемой Формуле 1,5. Лучшим результатом 2018 года стало четвертое место в Монце - "Медоед" выжал максимум из болида.
Старт сезона-2020 был отложен из-за возникшей пандемии коронавируса (как давно это уже было). Из-за этого и многочисленных отмен и переносов Гран-при чемпионат стартовал лишь в июле гонкой в Австрии. И даже тогда неудача настигла Рика - на 17-м круге он был вынужден сойти из-за технических проблем.
В целом, второй год во французской команде прошел куда лучше, чем первый: он набрал более чем в два раза больше очков (54 против 119), завоевал на два подиума больше (0 против 2 в Айфеле и Эмилии-Романье).
Но Даниэль понимал, что если он останется в Рено, он не сможет воплотить в реальность свою главную мечту - стать чемпионом мира. А потому еще до старта сезона-2020 он объявил, что со следующего года будет выступать за МакЛарен.
МакЛарен (2021 - ?)
Даниэль Риккардо и Ландо Норрис, опыт и молодость, веселье и веселье. Казалось, что этот тандем должен выстрелить. И если в плане контента все так и было, то вот в плане результатов... Эмм, давайте по порядку.
МакЛарен не был претендентом ни на какие высокие места, не говоря уж о чемпионстве, с начала 2010-х. "GP 2 engine" от Фернандо Алонсо помнят все. Риккардо также не претендовал на победы уже больше двух лет. Но именно он добыл золото в Монце - первое золото для команды из Уокинга за долгие годы.
Но и этой победы могло и не быть, если бы команда не сказала Ландо не атаковать своего напарника. Сам Норрис мог завоевать свою первую победу в карьере уже на следующем этапе, но внезапно пошедший дождь и неверно принятое решение насчет шин забрали у него эту возможность.
По какому-то стечению обстоятельств, именно после той гонки начались проблемы у МакЛарена - результаты команды заметно упали: два пятых места Даниэля и два седьмых Ландо стали их лучшими показателями.
По итогам сезона Риккардо уступил напарнику 45 очков. Многие сделали скидку на первый сезон, акклиматизацию в команде и прочие мелочи. Все ожидали от него сильных результатов в 2022 году. Но то, что происходит с ним сейчас, не поддается никакому объяснению.
После смены регламента, Дэн стабильно проигрывает в скорости Ландо. За семь этапов лишь один финиш в очках, в то время как более молодой партнер по команде в одиночку тащит на себе весь коллектив. Рик не может совладать с болидом, никак не найдет, как выжать из него скорость - полная несовместимость.
Раньше австралиец достаточно уверенно участвовал в квалификациях. В этом же году он лишь три раза пробился в третий сегмент. В каждом интервью Даниэль продолжает заявлять об амбициях стать чемпионом мира, но сейчас эти заявления звучат просто смешно.
Из-за подобных выступлений в гонках руководитель МакЛарена Зак Браун уже заикнулся о том, что у Риккардо в контракте есть определенный пункт, который позволит команде расторгнуть его. Это произойдет в том случае, если он не исправит ситуацию.
Изменений нет, намека на их появление тоже нет. Сам Дэн уже устал от этих разговоров, а в это же самое время в сети гуляет информация, кто может поменять его уже по ходу нынешнего сезона.
По ходу официальной медиа-сессии в Баку Даниэля, конечно же, спросили о его оценке ситуации и о том, есть ли у него хоть какие-то сомнения относительно выступлений за нынешнюю команду в будущем сезоне.
"Ни малейших. Да, когда у тебя долгосрочный контракт, это обеспечивает дополнительный комфорт, но его ни в коем случае нельзя путать с самоуспокоенностью. Все просто. Я сам хочу улучшить результаты. И знаю, что могу добиться этого. Мне хочется радоваться успехам вместе с командой".
"Я не собираюсь просто сидеть на 13-м месте и жаловаться – или делать вид, что доволен этим. Ни разу".
По поводу слов Брауна гонщик заметил: "Мы все с ним обсудили. И сняли все вопросы. Думаю, больше по этому поводу мне сказать нечего".
"Знаете, порой мы, в том числе и по моей вине, даем СМИ застить себя врасплох и не вполне точно выражаем свои мысли. Но у нас самих не вызывает вопросов, что надо двигаться вперед".
"У меня предельно понятный контракт до конца следующего года. Я полон желания всеми силами исполнять его, о чем уже говорил. Сейчас это касается просто выступлений на трассе, где я должен демонстрировать свои умения. И я не сомневаюсь, что получаю от команды полную поддержку".
Не стоит ждать, что уже в ближайшее время ситуация кардинально изменится. Возможно, Риккардо нужен летний перерыв, чтобы переосмыслить происходящее, вновь найти себя и вернуться в колею.
Даже если дело дойдет до того, что посреди сезона его контракт будет разорван, есть уверенность в том, что в следующем сезоне он не останется без команды. Такие пилоты не лежат на дороге. К тому же он просто не заслуживает того, чтобы с ним произошло подобное.
Но как мы уже говорили, Формула-1 - спорт эгоистов, и никто не будет смотреть на то, что ты хороший человек. Здесь важнее всего результат, и если ты не можешь его предоставить, будь готов, что тебя заменят - уж не выходцам ли системы Ред Булл об этом не знать.