Базелевский: "Есть к чему стремиться!"

2009 г., 5 декабря, 19:30

Мог стать пловцом, а стал баскетболистом

— Дмитрий Леонидович, вы изначально начали заниматься баскетболом?
— Я занимался разными видами спорта: плаванием, легкой атлетикой, футболом. Рекордов особых не было, но в плавании имел какие-то перспективы. Но так получилось, что зашел с друзьями в баскетбольную секцию и задержался на дольше, чем обычно (смеется). А первым тренером был Валерий Семенович Танкилевич.

— В Алчевске известна футбольная команда, а вот как обстояли дела с баскетболом?
— Знаете, поначалу даже ни о чем не задумывался. Затем уже, в районе 8-го класса, стали появляться мысли о карьере. Ближе всего к Алчевску был Луганск, в котором базировался Спартак. Нас тогда много ребят поступило в педагогический институт, и не так легко было пробиться даже в дубль. Первый год я отыграл за дубль, а потом уже начал получать время в основе. Вроде, не портил игры команды и постепенно стал выступать в главной команде. Так что переход во взрослый баскетбол у меня прошел нормально.

— Кто был в соперниках у Спартака на заре вашей карьеры?
— Мы тогда играли в первой лиге Чемпионата СССР, и соперники были достаточно серьезные: николаевский НКИ, киевский СКА, команды из Иркутска, Новосибирска, Фрунзе (ныне Бишкек — прим.авт.), Ташкента, минский РТИ, таллиннский Калев.

— Можно ли сравнить тот чемпионат с нынешним?
— Вы знаете, сложно что-то сравнивать, учитывая, насколько изменился современный баскетбол. Конечно, снайперские качества – это всегда было и есть хорошо, но сейчас немаловажным является физическое состояние игроков, возможность выдержать поединок на максимальных скоростях. А если говорить о соперниках, то, естественно, в первое время многое потерялось из-за появления новых чемпионатов. Если брать Украину, то у нас всегда были хорошие команды. Появилась возможность задействовать иностранцев, постепенно рос уровень чемпионата. Это обычный ход истории, а баскетбол продолжает расти, но уже в разных странах.

КОГДА МОЛОДОЙ — О РАССТОЯНИЯХ НЕ ДУМАЕШЬ!

— Как возник вариант продолжения карьеры на Тайване?
— На Тайване есть традиционный турнир Jones Cup, одним из принципов которого является максимальная география участников. Постоянно на турнире присутствуют тайваньская и американская команды, а остальные каждый год меняются. Тогда мы со Спартаком представляли Украину, и по окончании турнира меня пригласили поиграть в Тайване. Подобное предложение стало для меня сюрпризом, это было в новинку — уехать за границу.

— Какие впечатления остались от острова?
— Только самые хорошие. Страна богатая, со своей экзотикой, стилем жизни, местная кухня, опять же. Никаких отрицательных эмоций не было. Для меня, 22-летнего человека, этот этап был, как сказка, в которой еще и зарплату платили, когда в Украине с этим были проблемы.

— Вы упомянули восточную кухню. Как она вам? Сумели попробовать что-то необычное?
— Понравилась! Даже здесь временами пробую китайскую, корейскую, японскую кухни. Из необычного – пробовал собаку. Особых впечатлений не вызвало, просто у нас собак не едят, поэтому звучит экзотически. Хотя, кто знает? Может, и едят, но не знают об этом (смеется).

— Как вы можете охарактеризовать уровень тайваньского баскетбола?
— В то время там была полупрофессиональная лига, приезжали первые иностранцы, все только зарождалось. Было три-четыре достаточно достойных коллектива, и четыре похуже. Запомнилось товарищеское, дружеское отношение, в том числе и со стороны болельщиков. Проиграли или выиграли — для них все хорошо. Случалось даже помогать группе поддержки. Нет, я не учил их танцевать, просто подсказывал, чтобы все выглядело аккуратненько, но играл я в баскетбол (смеется). По итогам регулярного чемпионата я даже получил приз лучшего снайпера. Не знаю, чем это было мотивировано, но кубок был размером с вешалку-стойку. Я его в Тайване и оставил (смеется).

— Общение проходило на английском языке?
— Да, за время пребывания на Тайване я здорово подтянул свой английский. Но и местный язык также пытался учить, до сих пор помню некоторые выражения, из серии "как дела?", а также ненормативную лексику (смеется).

— Насколько помог тайваньский период в плане жизненного опыта, все таки, даже не соседняя страна?
— Знаете, когда молодой, то о расстоянии вообще не думаешь, хоть на Луну забрось – переживешь. Я и сейчас не боюсь куда-то уезжать, а тогда — тем более. Наоборот: чем дальше — тем интереснее.

В ОДЕССЕ ДО СИХ ПОР ВИЖУ В ЗАЛЕ ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

— Но в Азии вы надолго не задержались, вернувшись в Украину. Как продолжилась ваша дальнейшая карьера?
— Да, контракт был краткосрочным, и так вышло, что по возвращении домой возник вопрос с армией. Так я оказался в столичном ЦСКА. Это был довольно хороший год: под началом прекрасного специалиста Анатолия Андреевича Николаева и президента клуба Геннадия Семеновича Чечуро собрались неплохие игроки – Олег Рубан, Андрей Харчинский, Виктор Савченко, Юрий Пушкарев. Возможно, в составе не было каких-то суперзвезд, но люди играли на то время известные. По-спортивному злые, могли не выиграть, но нервы обязательно попортить.

— А затем вы перешли в Денди-Баскет.
— Да, на то время баскетбол уже был более профессиональный. Люди были увлечены, вкладывали в баскетбол деньги. Появлялись иностранцы, рос уровень чемпионата. Денди-Баскет был одним из лидеров отечественного баскетбола, участвовал в еврокубках.

— Можно сейчас сказать, почему так и не удалось прервать гегемонию Будивельника, выиграв чемпионство?
— Сложно сказать. Наверное, Будивельник был укомплектован посильнее, чем другие клубы, в том числе и Денди-Баскет. Хотя, мы также имели неплохой состав и достаточно неплохо выступали, но Будивельник тогда никому не уступал титул.

— Вспоминая то время, складывалось впечатление, что Денди-Баскет был в первую очередь командой Базелевского и Мурзина.
— Даже больше Мурзина, чем Базелевского (смеется). Вся игра шла через Евгения, именно на нем делались акценты, а мы старались помогать. И Женя матч за матчем оправдывал это своей игрой.

— Вы помните поединки в составе столичного клуба в Одессе?
— Мне всегда было интересно и приятно играть в Одессе. Пусть даже когда болельщики настроены против твоей команды, особенно, если она из Киева. Но я могу сказать, что до сих пор вижу в зале одни и те же лица (смеется). Это очень многое значит, когда у команды есть такой верный болельщик. В Одессе всегда была интересная и жесткая команда, и акцент делался на болельщиков, это запомнилось. Может быть, во время самой игры и не обращал внимания на зал, но атмосфера была уникальная, как на СКА, так и во Дворце спорта.

ОДИН ИЗ КОНТРАКТОВ БЫЛ СРОКОМ НА 10 ДНЕЙ
Дмитрий БАЗЕЛЕВСКИЙ

— После Денди-Баскета вы снова оказались в Спартаке, правда, другом.
— Да, питерский Спартак – это одно из моих лучших времен в карьере. Возможно, это связано с тем, что, выступая параллельно за сборную, я получил титул лучшего игрока Украины. В Петербурге довелось поиграть со многими известными людьми. Это и Андрей Мальцев, и Геннадий Щетинин, и Игорь Заманский, и Андрей Кириленко, тогда еще только подававший надежды.  Ну и за тот период в Спартаке сменилось 4 тренера, и тот факт, что при всех я играл, также что-то значит.

— Что запомнилось из российского этапа карьеры?
— Запомнились большие перелеты и переезды, было немножко тяжело. Впечатлили выезда в Нерюнгри и Якутск, где стены в домах три метра толщиной, чтоб люди не замерзали.

— Но по географии несколько сравнимо с Тайванем.
— Сравнимо, только в Якутске немножко холоднее (смеется).

— И вы решили сменить обстановку на более южную?

— Да, Кипр в этом плане сильно отличается в лучшую сторону (смеется). Но если честно, от этого этапа у меня не самое положительное впечатление. Дело в том, что клуб испытывал сложности с финансированием, мы ни разу не получили зарплату вовремя. За ПАЕЕК мы играли вместе с Алексеем Полторацким, а тренировал клуб Андрей Подковыров. От киприотских игроков помощи было мало, так что основная нагрузка ложилась на нас с Алексеем. Еще из неприятного – в одном из матчей я так сильно подвернул ногу, что даже сейчас, вспоминая, чувствую ту боль. Восстанавливался довольно долго, много матчей провел на уколах. В декабре нам выдали половину зарплаты, но оставаться дальше смысла не было.

— Каким для вас запомнился средиземноморский остров?

— Прежде всего, конечно, теплой погодой. Климат позволял ездить на море намного позже, чем у нас. Да и вообще, много мест изведали. Так как в календаре была одна игра в неделю, для этого было достаточно времени.

— Кипр, как и Греция, довольно интересные места в плане истории. Не возникало желания покопаться в земле в поисках каких-то артефактов?
— Нет, такого не было (смеется). Но историей, конечно, интересовался, ведь Греция и Кипр – это страны, являющиеся одними из колыбелей цивилизации. Посетил множество мест, храмов, естественно, и берег, на который вышла Афродита.

— После Кипра вы вновь вернулись в Украину.

— Да, какой-то отрезок своей карьеры я вновь провел в киевском ЦСКА. Армейцы также испытывали финансовые трудности. Так вышло, что по личным обстоятельствам я играл только в домашних поединках.

— А затем возник вариант с Польшей?
— Да, поступило приглашение от клуба Уния из Тарнова. Причем, первый контракт был подписан на 10 дней, за которые мы одержали три победы в трех играх, хотя до этого была одна победа за полсезона. Контракт был продлен, а задачу остаться в лиге мы выполнили за два тура до финиша чемпионата. Неплохое время было в Польше.

— Польские болельщики славятся далеко за пределами своей страны. Болельщики из Тарнова вам чем-то запомнились?
— Запомнились, конечно. Болельщики Унии очень любят свою команду. Причем, им не важно с кем играет команда, они ждут от нее только победы. А если не дожидаются, то тоже ничего – так сложилось, зато мы все равно лучшие.

— Чем занимали досуг в Тарнове?

— Мы частенько посещали соревнования по спидвею. Очень живописно, когда гонщики едут на мотоциклах как бы по земле, а на самом деле по грязи (смеется). А если брать чтение, то на книги оставались поездки. Из любимого чтива могу отметить 1984 Джорджа Оруэлла, люблю также читать и перечитывать Достоевского.

12-Й ИГРОК ЗВЕЗДАНА МИТРОВИЧА


— Вы вернулись в Украину, чтобы стать чемпионом...
— В Одессе тогда подобрался очень хороший состав. Вадим Пудзырей, Геннадий Успенский, Виталий Усенко, Олег Юшкин, Геннадий Кузнецов. Тренировал нас тогда нынешний наставник ОДЕССЫ Виталий Лебединцев, под руководством которого мы заняли первое место. К слову, это единственный чемпионский титул в моей карьере.

— Как начался южненский этап вашей карьеры?
— У меня была пауза, примерно полсезона, а затем я приехал в Химик. Звездан Митрович сказал мне, что ты, мол, 12-й человек в команде, и как будешь проявлять себя, так и будешь проводить время на площадке. Наверное, не испортил картины (смеется).

— Бытует мнение, что часть игроков Химика живет в Одессе. А вы живете в Одессе или в Южном?
— Все химики живут в Южном, и я не исключение. Так что миф можно считать развенчанным (смеется). На самом деле, между городами не такое уж и маленькое расстояние, чтобы ежедневно какую-то часть времени и сил отдавать на дорогу.

— А как для вас прошел переход игрок-тренер?
— Знаете, достаточно мягко и спокойно. Дело в том, что я два года был ассистентом, и имел возможность не сразу менять деятельность. Было время адаптироваться, взглянуть со стороны и не допускать многих ошибок.

— За время, проведенное в Химике, вы вместе с командой становились неоднократным бронзовым призером. А если добавить бронзу в составах луганского Спартака и Денди-Баскета, можно говорить о некой коллекции?
— Вообще-то, я не сторонник вешать медали на гвоздик на самом видном месте. Если говорить о коллекции, то, с одной стороны, к сожалению, медали не золотые, но с другой – это все-таки «бронза»! И есть к чему стремиться.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ВЫШЕЛ УДАЧНЫМ

— Минувшим летом в Южном прошел Летний лагерь БК Химик. Это был первый проект в своем роде в стране?
— Ранее в Украине такого не проводилось. Сама идея возникла давно и, как говорится, постоянно витала в воздухе. Прежде всего, для полноценной организации необходимо было время, которое появилось, когда я стал спортивным директором клуба. То, что мы сделали, получилось весьма неплохо, учитывая, что это был пилотный проект. Лагерь понравился всем: детям, родителям, тренерам. Мы до сих пор получаем отзывы с благодарностью со всей страны.

— Какие-то сложности присутствовали?
— Главная сложность заключалась в том, что мы могли переварить только 60 человек за три дня. Сначала переживал, сможем ли мы набрать детей, ведь хотя 300 гривен не такая большая сумма, но все равно деньги. А получилось так, что многих приходилось отсеивать. Даже своих брали поменьше, чтобы у ребят из разных регионов Украины была возможность посмотреть зал в Южном, отдохнуть на море. Теперь нам необходимо определиться со смыслом лагеря. Первый проект был тестом, мы увидели, к чему стремимся. Сейчас есть много идей, как провести следующий лагерь. До лета еще далековато, так что ближе к нему и определимся с форматом лагеря, так, чтобы ребята полноценно и отдохнули, и поработали.

— Это был всеукраинский лагерь. Планируется ли выход на международный уровень?
— У нас был парень, уроженец Николаева, но давно уже переехавший с родителями в Данию. Так что в каком-то смысле лагерь уже был международным.

— Можно сказать, что летний лагерь в Южном станет значимой точкой на карте молодежного баскетбола?
— Есть такая мысль, и я уверен, что это сработает. Мы будем идти по этому пути и, если в государстве не произойдет каких-то сверхизменений, то мы найдем спонсоров и помощников, и лагерь будет расти. Одна из идей – это привлечение как можно большего количества участников проекта, спонсоров, которые со своей стороны будут продвигать идею лагеря. С точки зрения популяризации проекта, это выглядит привлекательнее, чем помощь одного предприятия.

В ЮЖНОМ ПРЕКРАСНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

— Какое впечатление сложилось от прошедшей части нынешнего сезона, и какие ожидания от ближайшего будущего?
— Сезон длинный и, по сути, только стартовал. Мы неплохо начали, хотя, как минимум одного поражения можно было избежать. Команда молодая, строится, Химику нужно время. Мне кажется, что мы идем в правильном направлении, показываем зрелищный и результативный баскетбол. Команда играет осмысленно, мы все меньше допускаем необдуманных действий. Просто тот факт, что ребята у нас преимущественно молодые и, бывает, ошибаются, но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

— Еврокубковая кампания в нынешнем сезоне стартовала для Химика более, чем драматичным матчем с голландским Эйфель Тауэрс.
— Жаль, что мы сразу не справились с волнением, и отпустили соперника. Была заметна нервозность в действиях ребят, а отсутствие хладнокровия помешали правильно действовать всю игру. Мы сделали выводы из этого матча, и будем стараться показывать более качественный баскетбол с самого начала дальнейших поединков. Хотя, как кипрский АПОЕЛ, так и французский Страсбур посильнее голландцев, так что нам будет сложно.

— Химик занимает первое место в вашей карьере по длительности пребывания. Можно сказать, что вы осели в Южном?
— Да, у меня здесь много друзей, товарищей, знакомых. Хотя знаете, у спортсменов такая жизнь, что мы не так то уж и много времени проводим в Южном. Но мне здесь нравится, в первую очередь – условия для работы. Отсюда и результат, что в Химике играют три игрока сборной, тот же Лищук многое почерпнул в Южном. Подрастает перспективная молодежь разных возрастов. Судьба может сложиться по-разному, но мне здесь интересно, у клуба есть перспектива. Хотелось бы добиться того, чтобы показывать высокий уровень с молодыми игроками, без решающего слова легионеров. Есть над чем работать.

Источник: Агентство Одесса-спорт



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK