Тайная комната. Часть 2
Тайная комната невзрачная, длинная и узкая. Она похожа на учительскую в шумной общеобразовательной школе. Здесь содержится кладезь информации, дразнящий проблеск того, что может быть, выраженный фломастерами разных цветов. Доски на стенах расположены в логической последовательности. Чтобы понять, на каком этапе формирования состава находится Эвертон, следует изучать доски слева направо. На первой перечислены самые перспективные новые иностранные футболисты. Это самые реалистичные трансферные цели, отобранные из тысячи или около того просмотренных футболистов. Они охватывают Европу и Южную Америку, разбиты по позициям и снабжены комментариями. Тенденции просматриваются: к примеру, правые защитники в большом дефиците.
На следующей доске приведены те, за кем наблюдение ведется неустанно. Возраст каждого игрока вписан красным фломастером в желтый квадрат. Те, чьи имена написаны синим, в скором времени могут стать свободным агентами. Зеленым – те, кого можно получить в аренду. Рядом с красными именами приведена стоимость. Отдельно в левом нижнем углу указаны имена трех голкиперов, которые в случае экстренной надобности могут быть взяты в аренду. Я обещал не разглашать имен, но по поводу данного списка никто не возражал – он не настолько значителен. В нем были Брэд Гузан из Астон Виллы, Вито Манноне из Арсенала, а также Крис Керкланд, чья карьера из-за травм зашла в тупик в Уигане.
Некоторые менеджеры говорят о лояльности; Мойес придерживается ее. Следующая доска является свидетельством доверия тем, кто работаем вместе с ним. На ней перечислены имена игроков Премьер-лиги, которых нет ни в одном из списков. Они не должны быть старше 26-ти лет, не должны играть в клубах ведущей шестерки и должны представлять собой реальную трансферную цель. Все они отобраны лично Мойесом и его помощниками. Четверо из около двадцати игроков отобраны анонимно. Это всем дает пищу для размышлений.
В футболе время летит с пугающей скоростью: на следующей стене приведены варианты основного состава Эвертона на ближайшие три года. Вот почему доступ в тайную комнату закрыт для футболистов. Это, в сущности, стратегический план Мойеса. На доске приведены все игроки первой команды с указанием возраста, подробностей контракта, сыгранных матчей и забитых голов. В начале приведен оптимальный, по мнению Мойеса, состав на данный момент, а затем можно проследить, как он будет меняться вплоть до 2014 года. Это дает представление о том, кто, как предполагает Мойес, сдаст позиции, а на кого возлагаются надежды как на замену. Все это, конечно, неточная наука, ведь предсказать судьбу невозможно, но появляющиеся пробелы зловещи. Это визуальный инструмент черной магии менеджмента – избавиться от игрока прежде, чем он перестанет приносить пользу, и в тот момент, когда на его продаже еще можно заработать.
Мойес не разделяет элитарное мнение, будто уровень игроков в Футбольной Лиге упал настолько, что интерес к ним может быть только чисто символический. Его индивидуальность сформировалась в низших дивизионах, и он верит, что там могут выращивать талантов. Следующая доска меньше, и на ней содержатся имена игроков не старше 23-х лет. Имена наиболее перспективных игроков Чемпионшипа, Лиги 1 и Лиги 2 приведены синим, красным и зеленым цветом соответственно. Одно имя сразу бросается в глаза, потому что оно у всех на слуху. Эвертон, как и подавляющее большинство клубов Премьер-лиги, бросает алчные взгляды на Джека Батланда, одаренного голкипера Бирмингем Сити.
Последняя – самая большая – доска представляет собой список целей в ближайшее трансферное окно. По сути, на ней содержится самая важная информация об игроках, которых Эвертон желает подписать. На данный момент на дворе переходный период, то есть январское трансферное окно уже закрылось, а летнее еще не открывалось. Информация заполнена довольна неряшливо, имена многих игроков зачеркнуты или написаны заново, так как идет обычный процесс брачных игрищ между игроками, клубами, агентами и различными прихлебателями. Трансферный рынок – шумная ярмарка, количество трансферных целей клуба колеблется в диапазоне от 15-ти до 20-ти. Отсев идет настолько серьезный, что из всего списка за январь 2012 года подписан был только один футболист – нападающий Никица Елавич.
Справа от стола Смита есть доска поменьше, aide-memoire (памятная записка – фр.). На ней перечислены имена игроков из Японии и Кореи, а также указан "первый контакт", то есть тот, кто располагает подробным досье. "Когда я только стал заниматься этим, мне пришла в голову мысль, что на каждую позицию должно быть три игрока, – рассказывает Смит. – Вы понимаете: тот, кого мы действительно хотим, затем второй выбор и наконец еще один. Как только один из этих трех игроков переходит к нам или же в другой клуб, ты подыскиваешь ему в списке замену. Но в жизни все не так просто. Если тебе нужно закрыть одну из позиций, трех игроков в качестве потенциальных целей недостаточно. Чаще всего надо держать в уме восемь или девять. Если ты – Ман Сити или, может быть, Манчестер Юнайтед, тебе достаточно иметь одного игрока на прицеле, потому что у тебя есть деньги, чтобы купить кого угодно. Но если ты – Эвертон, тогда у тебя должен быть внушительный список игроков, которые могли бы заиграть в твоей команде. Обычно тебе приходится подписывать того, кто тебе остается".
Человеческий фактор всегда будет важнейшим. Знакомства часто имеют решающее значение. Мозговой трест Мойеса использует личные контакты, в том числе с игроками, тренерами и менеджерами. Агенты могут быть наиболее полезны в Южной Америке, где неразумный или неосторожный покупатель может попасться в сети практики трехстороннего права владения. Разрешение на работу – постоянная проблема для Великобритании, ведь, в отличие от Челси, который использует голландский Виттес, и от Манчестер Сити, у которого есть скандинавская сеть, у Эвертона нет стратегического партнерства с иностранным клубом. Случай с Хамесом Родригесом иллюстрирует все риски, разбитые надежды и упущенные выгоды. Юный вингер, которого называли самым талантливым колумбийским футболистом со времен Карлоса Вальдеррамы, входил в сферу интересов Эвертона, но от него пришлось отказаться, так как у него еще не было никакого опыта игры на международном уровне, а без этого невозможно получить разрешение на работу.
Порту, который функционирует в более спокойной административной среде, в июле 2010 года заплатил за 70% прав на Хамеса 5,1 млн евро. Родригес подписал контракт на четыре года с отступными в размере 30 млн евро, и Порту быстро продал 10% экономических прав на него. В ноябре того же года Порту продал еще 35% прав за 2,5 млн евро компании Gol Football Luxembourg SARL, зарегистрированной в Люксембурге. Они поступили похожим образом и в случае с популярным игроком сборной Португалии Жоау Моутинью. Когда в финале Кубка Португалии 2012 года Родригес сделал хет-трик, Порту выкупил за 2,25 млн евро оставшиеся 30% прав на игрока, принадлежавшие компании Convergence Capital Partners B.V. Это значило, что более половины прав на футболиста теперь принадлежали клубу. Он подписал новый контракт сроком на пять лет, и теперь в нем были прописаны 45 млн евро отступных. Отличная работа, если тебе разрешают ею заниматься. Танцы скорпионов завершились в январе 2013 года, когда Gol Football Luxembourg SARL продала обратно Порту свои 35% за 8,5 млн евро, заработав шесть миллионов. Когда такие суммы на кону, ничего нет удивительного, что Порту, как Удинезе в Серии А и Вильярреал в Ла Лиге, является одним из пионеров видеоскаутинга.
Смит размышляет: "Мы вступаем в новую эру, когда доступность футбольных трансляций открывает перед вами потрясающие перспективы. Ты можешь уже в понедельник посмотреть любую игру тура, сыгранного, скажем, в чемпионате Франции – клац, клац, клац. Может быть, для клуба Премьер-лиги видеоскаутинг станет следующим шагом. Вместо того, чтобы посылать кого-то на матч, вы, по крайней мере на начальном этапе, собираете досье с помощью видео. А потом уже принимается решение, стоит ли продолжать наблюдать за игроком вживую. Нельзя отказываться от живого впечатления, но я бы сказал, что с помощью видео можно понять, стоит ли вообще следить за данным игроком. Нужно воспринимать футбол так, словно это самый обычный бизнес. Вы имеете дело с футболистами как с товаром, точно так же, как вы бы занимались куплей и продажей чего-нибудь еще. В таком случае вы не захотите бездумно тратить свои деньги. Вы не станете рассылать людей по всей Европе, по всему миру, чтобы те сделали умозрительные заключения, разве нет?"
В качестве наиболее реалистичного примера для подражания Смит приводит дортмундскую Боруссию: "Пять или шесть лет назад они едва не исчезли, потому как тратили налево и направо. После этого они создали команду, составленную из молодых игроков с хорошим потенциалом для выгодной продажи. Они очень разумно подыскивали новых игроков в Польше, Японии, Южной Америке, и выиграли Бундеслигу. Следующий шаг связан с Лигой чемпионов, которая дает им возможность инвестировать в более дорогих исполнителей. Это как бы замкнутый круг. Вместе с тем их Академия воспитывает игроков очень высокого уровня. Это приводит к самоокупаемости. Следует принять тот факт, что каждый год тебе, может быть, придется продать одного из игроков, но это даст возможность финансировать процесс развития. Поэтому ты продаешь игрока за пятнадцать миллионов, а покупаешь трех по пять в надежде, что одного из них можно будет продать за пятнадцать через год-другой. И так далее. Эвертон может работать в таком режиме в рамках Премьер-лиги, потому как все понимают, что у нас нет много денег".
"Мир меняется. Прежде можно было вести дела, делая записи на пачке сигарет. Скаут старого типа шел на матч, чтобы получить общее представление, за исключением случаев, когда ему нужно было следить за конкретным игроком. Он не перезванивал главному скауту, чтобы высказать свое мнение, поэтому вся информация хранилась только в его голове. Ну, им так казалось. На самом деле это не так, ведь невозможно запомнить все на свете, не так ли? Вот почему отчеты стали настолько важны. Это интеллектуальная собственность. Эта информация принадлежит Эвертону, потому как она собирается людьми, которым платит Эвертон, которые работают на Эвертон. Прежний путь, когда главный скаут все держал в своей голове, бесперспективен. Если он вдруг попадет под автобус, мы потеряем вместе с ним всю информацию. Сейчас мне смешно от этой мысли, но несколько лет назад наша Академия столкнулась с подобной проблемой. Начальник службы селекции ушел и после него не осталось ничего, даже телефонных номеров скаутов! Как будто его никогда и не было в нашем клубе. Владелец или, как принято сегодня, генеральный директор подобное больше не потерпят".
Но кое-что всегда остается прежним. Олицетворением больших клубов являются их великие менеджеры. Представление о Мойесе как оба автократе, лишенном гибкости, было бы слишком поверхностным. Как и его наставник, сэр Алекс Фергюсон, он правит решительно, но вместе с тем деликатно. Он спокойно относится к тому, что последнее слово всегда остается за ним, более того, он уверен, что не может быть иначе, однако демократичная природа работы службы селекции в Эвертоне говорит нам достаточно и о самом Мойесе, и о клубе, который он создал. Они не повторят ошибку Ливерпуля, назначив спортивного директора вроде Дамьена Комолли. Кенрайт – болельщик; он понимает менталитет клуба так, как беспринципный владелец из Соединенных Штатов никогда не поймет.
Появившись на Гудисоне, Мойес сделал программное заявление. Он назвал Эвертон "народным клубом". Невзирая на эпатажность заявления и негодование, которое оно вызвало по ту сторону Стэнли Парка, на Анфилде, оно было предназначено для узкого круга. Но в более широком смысле, Мойес на самом деле поднял важнейший вопрос: остается ли футбол все еще народной игрой? Клуб Лиги 1 поможет в поисках истины об Англии и ее национальной одержимости на заре XXI века.
P.S. Решение сделать перевод именно этой главы никак не связано с тем, что киевское Динамо в рамках Лиги Европы играет с Эвертоном. Она показалась интересной не в последнюю очередь потому, что дает хорошую возможность познакомиться с тем, как устроена работа клубной селекции в клубе Премьер-лиги.
P.P.S. Если кому-то показалось, что в последнем абзаце речь идет вообще непонятно о чем, вспомните, что это глава из книги. То есть окончание одной главы является плавным переходом к следующей. В главе 4, названной Parklife, на примере лондонского клуба Брентфорд, на тот момент выступавшем в Лиге 1, показана работа скаутов, которые занимаются поисков талантливых ребятишек для клубной Академии.