Босянок: "Спортивные каналы — это пока игрушки для богатых дядь"

2013 г., 14 ноября, 18:45
"О начале комментаторской карьеры:

"Если вспоминать первые шаги, я начинал играть в футбол в детской спортивной школе. Причем, это было не просто увлечение - я четыре раза в неделю тренировался, а впоследствии даже выиграл чемпионат Николаевской области - это было в школьном возрасте. После школы я поступил на факультет журналистики, а уже на четвертом курсе пришел на телевидение, где где-то полтора года работал репортером. Затем судьба послала нужных людей, я имею в виду Виктора Самойленко, который позволил мне комментировать матчи. Вот так я из новостей перешел к маленькой телевизионной компании, которая производила продукт и продавала его на каналы. Тогда и начал работать комментатором".
 
О том, чем должен заниматься комментатор:

"Нужно, чтобы была специализация, чтобы каждый занимался своей работой. Любой спортивный комментатор должен обязательно сам уметь играть на нормальном уровне в то, что он комментирует, а также в совершенстве знать язык, на котором он работает. Причем это должен быть очень глубокий уровень, просто пройти какой-то курс будет недостаточно. Должно быть академическое образование. Это идеальный вариант комментатора, когда ты сам играешь на приличном уровне и знаешь в совершенстве язык. Хорошо, когда или так, или так. Или ты хороший журналист с совершенным знанием языка, или бывший спортсмен, которые у нас, конечно, не знают язык, но по желанию, приходя на телевидение, подтягивают его уровень".
 
О конкурсах комментаторов:

"Это такой аттракцион, к которому я не отношусь серьезно. Я не верю, что в подобных конкурсах можно найти комментатора профессионального уровня. Как правило, в таких конкурсах участвуют неопытные люди, которые считают, что, пройдя подобный конкурс, они смогут стать комментаторами. Не думаю, что человек, выучившись на факультете журналистики, или на филологическом факультете, который имеет глубокие знания футбола, самого предмета спорта, будет искать путь роста через конкурсы".
 
О комментаторстве дуэтом:

"Это индивидуальная вещь. Комментировать в паре - это не так просто и это особая вещь. Для того, чтобы удачно работать в дуэте, ты должен иметь хорошие отношения с этим человеком в обычной жизни. Идеальный дуэт - это когда один человек является опытным спортсменом, а другой - журналистом. Это должно выглядеть очень органично, должно быть ощущение друг друга".
 
О стиле комментаторства:

"Главное, чтобы этот стиль был индивидуален. Чтобы комментатор имел свой, ни на кого не похожий стиль, и комментировал от сердца, а не штампами.
 
Мой любимый комментатор - это Евгений Александрович Майоров. Я просто обожаю этого человека в эфире. Он не профессиональный журналист, а хоккеист, но для меня это образец комментаторской мастерства.
 
Нужно очень много работать над дикцией, читать вслух. Если есть, например, есть явная проблема с дикцией, то необходимо обратиться к специалистам. Если ты учишься и стараешься, то в процессе работы дикция появляется, но необходимы постоянное тренировки.
 
У каждого свой стиль и подход к работе, но если ты перестаешь готовиться, то это очень быстро выходит тебе боком. Это получается уже халтура - как можно работать без подготовки? Понятное дело, что мне уже легче в этом плане, я живу этим, я знаю все детали. А если ты не живешь этим, читаешь газеты, НЕ готовишься к конкретному матчу, то ты просто выпадаешь из этой жизни".
 
О том, что нужно зрителю:

"Это вопрос вкуса. Зрители совершенно разные и каждому нравится что-то свое. Как по мне, то угождать зрителю неправильно. Комментатор должен быть самим собой, а не угождать. Если он начинает искать, чего хочет публика, то значит у него у самого пустота внутри, он начинает подстраиваться".
 
О том, что делать, когда ничего интересного не происходит:

"Можно рассказывать какие-то внеспортивные новости, когда нет интенсивной игры. Можно помолчать".
 
Об успехе передачи Либеро:

"Во-первых, мы любили то, что мы делали. У нас была очень хорошая команда, начиная от журналистов, заканчивая теми, кто работал за кадром. Нам было интересно работать, потому что мы были все разные, но в то же время и интересны друг другу. То, что мы делали, можно было назвать публицистикой, но программа писалась легко и с радостью, лично для меня. Также сыграло свою роль то, что подобного проекта еще не было в Украине. Либеро - это был некий дракон. У нас было три головы, которые были главные".
 
О том, возможен ли успех Либеро сейчас:

"Если бы восстановить Либеро? Конечно. Многие спрашивают об этом. А что бы исчезло? Главное ведь не графика, не количество мониторов и стекла в студии, а люди. Они определяют все в этой профессии. Вообще, журналистика - это человековедение. Главное условие успеха таких программ - это интересные люди в студии, которые собственно делают эту программу. Это же касается и людей, которые остаются за кадром - операторов, режиссеров. Очень важно, чтобы режиссер был не работником, который штампует передачи, но имел внутри страсть к футболу".
 
О Большом Футболе и ПроФутболе:

"Я не смотрю ни одну из этих передач. Мне хватает футбола в моей комментаторской жизни".
 
Об экспертах-женщинах:

"У нас нет экспертов женщин. У нас много в стране женщин играют в футбол? Нет. У нас и команд-то профессиональных две-три. Поэтому откуда возьмутся эти эксперты? У меня был опыт комментировать в эфире с женщиной - я считаю, что это несерьезно. Они не живут этим, они не играли в футбол. Я не встречал женщин, которые на самом деле разбираются в футболе, но очень хотел бы. Это просто противоестественно - как они могут столь же глубоко и страстно рассказывать об этой игре, если сами не играли? Есть, конечно, примеры когда сажают в студию соблазнительную модель, на которую мужчинам просто интересно смотреть, но серьезных футбольных экспертов женщин просто нет".
 
О незаангажированной прессе в Украине:

"Это всегда актуальная проблема. Например, программа Либеро всегда была незаангажированной. Это вопрос силы и свободы журналиста или комментатора чисто индивидуально. Если это развитый, самодостаточный журналист, он никогда не позволит себе наклоняться в чью-либо сторону".
 
О войне в прессе между клубами:

"Настольная война - это абсолютно нормально, если это не выходит за рамки элементарной образованности и приличия. Но, конечно, есть примеры, которые показывают, какие люди сейчас у нас находятся в футболе. Какие люди сейчас находятся у так называемых кормушек, где много корма. Там очень много случайных людей, которые не играли на серьезном уровне. Такие люди будут защищать не футбол, а свое место у корыта руками и ногами".
 
Об уровне освещения футбола в Украине:

"У нас публика хорошо проинформирована об элитном футболе, футболе высшего дивизиона. Однако можно посмотреть и трансляции матчей первой лиги. Но вообще у нас уровень нормальный - если человек образован, то грех ему сегодня на что-то сетовать по поводу того, что нет доступа или мало информации. Сейчас главное быть культурным, образованным человеком, знать языки - и ты сам выплывешь в любом море. Сейчас проблема в другая - сейчас много информации, люди теряются".
 
О том, чему недостает сейчас спортивному ТВ в Украине:

"Программы Либеро (смеется). Конечно сильных, независимых, развитых телеканалов. Потому что сейчас у нас есть один, всем известный канал, собравший все в себе, а все остальные маленькие, а для того чтобы было движение нужна конкуренция.
 
Мне предлагали комментировать Серию А на Футболе, на 2 +2 также предлагали работать, но я патриот. Это, во-первых. И я страшно люблю этих людей, с которыми я работаю, поэтому я не перекати-поле".
 
Об уровне профессионализма спортивных журналистов в Украине и на западе:

"Это субъективная вещь. Как по мне, то проиграем мы потому, что менее развиты, чем западные СМИ. У нас начало развиваться спортивное телевидение, но десять лет - это же практически бессознательный возраст. А там все гораздо глубже, корни глубже, школа крепче, там давно готовят тех же комментаторов. В советское время в Украине не готовили даже комментаторов - один-два человека прорвались в эфир, позволяли комментировать из Москвы. Даже на моем факультете журналистики в Киеве телевизионная студия появилась лишь шесть-семь лет назад. А что тогда говорить о факультетах за пределами Киева?"
 
О еще одном мощном спортивном телеканале в Украине:

"Конечно, хотелось чтобы это было не от капризов крупных дядь, а чтобы это был настоящий конкурентный бизнес. По большому счету, конкурентоспособное спортивное телевидение пока не доказало в этой стране, что оно может существовать без помощи больших дядь. Нужны очень большие деньги. В той же России это было гораздо проще - на развитие НТВ были брошены просто сумасшедшие деньги. В том числе и на развитие их знаменитых спортивных каналов. А здесь спортивные каналы - это пока игрушки для богатых дядь".
 
Об отношении спортсменов к прессе:

"Конечно, есть определенная неуважение к прессе - они себе позволяют не общаться, отмахнуться от журналиста. Для них это норма поведения, они знают, что им за это ничего не будет. Здесь проблема в самих журналистах. Например, в Европе футболист знает, что в случае отказа от общения с журналистом, это будет работать против него. Там его просто сожрут на следующий день, и ему трудно будет выходить на поле. Вот в этом есть вина и недоразвитой спортивной журналистики Украины. Это должен быть такой пресс, чтобы футболист даже боялся плохо посмотреть на журналиста.
 
Для этого нужно время и сильные и независимые журналисты. А они будут тогда, когда будут сильные конкурентоспособные каналы. Когда их будет три-четыре, когда они будут не кукольные, а независимыми от капризов крупных дядь".
 
О болельщиках:

"Они должны быть независимыми, искренними. Я должен сказать, что они изменились за время моей карьеры. То есть, они развиваются вместе с нашим футболом, и это приятно. За 20 лет движение есть. Здесь же ничего не надо придумывать - если интересный футбол, то так же и стадионы будут заполняться. Сама культура боления выросла: если ты ходишь на стадионы более десятка лет, то это невозможно не заметить. Понятно, что здесь все глубже. Вот взять, например, Англию - там настоящий фан живет от матча к матчу, это для него больше, чем жизнь. А мы не можем быть такими, как они, потому что мы другие. И надо уважать это различие, а не заглядывать в рот английскому или итальянскому болельщику".

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK