Формула-1. Итоги сезона. Часть 11. Макларен
Полное название - Vodafone McLaren Mercedes
Двигатель - Mercedes
Пилоты - Льюис Хэмилтон (5-е место, 227 очков), Дженсон Баттон (2-е место, 270 очков)
Лучший результат в сезоне - победа (6 раз)
Предсезонные тесты навевали на всех причастных к Макларену тоску и уныние. В погоне за Ред Булл инженеры решили использовать альтернативные методы и поэкспериментировать с выхлопной системой, но новинка оказалась нежизнеспособной, так что перед Австралией вряд ли кто-либо рискнул бы поставить на то, что Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон приедут хотя бы в шестёрку лучших - настолько печально всё выглядело со стороны. В срочном порядке команда вернулась к более традиционному варианту выхлопа, и оказалось, что он не так уж и плох: Хэмилтон в Мельбурне занял второе место, уступив лишь Себастьяну Феттелю, причём никто другой угнаться за этими двумя не смог (Баттон выступил не столь успешно, но он разгонится ближе к середине сезона).
Хэмилтон очень ярко выступил в Китае, где выиграл Гран-при прежде всего за счёт грамотной тактики, и в Испании, где долгое время висел на заднем колесе у Феттеля, но всё же не сумел обогнать Себа, уступив ему менее секунды. После этого у Льюиса началась первая полоса неудач, а самый неприятный случай произошёл в Канаде, когда ему пришлось покинуть трассу из-за столкновения с Баттоном. Дженсон и в предыдущей гонке в Монако был хорош (3-е место, которое могло превратиться в 1-е, если бы не смена резины после остановки гонки), но в Монреале превзошёл сам себя, атакуя до победного конца и вынудив Феттеля ошибиться на последнем круге. Ну а в Германии озарение снизошло уже на Хэмилтона, который ту свою победу сразу же назвал одной из любимых.
Однако это было не более чем эпизодом. На протяжении следующих пяти Гран-при Льюис ни разу не побывал на подиуме, тогда как Дженсон делал это постоянно, причём на Хунгароринге и на Сузуке был лучшим. Баттон проявил все свои наилучшие качества и по-настоящему затмил своего напарника, который в то время напоминал о себе лишь ошибками, получаемыми наказаниями и постоянными конфликтами с Фелипе Массой. Под конец сезона Хэмилтон слегка очнулся и даже единственный раз в сезоне сумел отобрать поул у Ред Булл (в Корее), а в Абу-Даби одержал третью победу в чемпионате, но этого не хватило для того, чтобы догнать тройку Баттон-Уэббер-Алонсо. Баттон же с присущим ему одному изяществом регулярно приезжал в тройку и оказался лучшим среди прочих - Феттель, как ни крути, выступал в своей лиге...
Причины удач/неудач
После напряжённого сезона-2010 Хэмилтон получил в свои руки болид, который насколько хорош был по отношению к Феррари, настолько же и уступал Ред Булл. Первую часть чемпионата Льюис провёл на энтузиазме, но когда первоначальный запал иссяк, новых стимулов в себе найти ему не удалось. Именно после тех проигранных шести десятых в Каталунье Хэмилтон морально сдался (хотя не признавался в этом даже самому себе), а бороться за второе место ему уже было неинтересно. Сыграли свою роль и личные проблемы, которые никого ещё не вдохновляли на успешные сражения... Зато когда всё складывалось в пользу Льюиса, его трудно было остановить; и Гран-при Абу-Даби был выигран вполне в стиле Феттеля образца этого сезона. И всё же, несмотря на отдельные успехи, лучше всего выступление Хэмилтона может быть охарактеризовано словом "провал" - британец ещё в начале карьеры установил для себя высокую планку, которой обязан соответствовать и далее.
С Баттоном история совершенно иная. Дженсон в Хонде знавал куда худшие времена, когда машина не позволяла даже побороться за попадание в очки, так что его никак не мог смутить тот факт, что между Ред Булл и всеми остальными лежит пропасть. Окончательно освоившись в команде, Баттон принялся потихоньку перетягивать одеяло на себя, чего пару лет назад никто и предположить не мог (надо сказать, Хэмилтон своими неудачами этому всячески способствовал); выяснилось вдруг, что Дженс и в 31 год способен учиться и перенимать лучшие качества у напарника, не теряя при этом свои. Сейчас Баттон находится на пике своей карьеры и представляет собой куда более грозную силу, чем во времена своего чемпионского сезона. Основное преимущество Хэмилтона перед Баттоном - возраст (Льюис на пять лет моложе), но ведь и Дженсону до пенсии ещё далеко, так что вряд ли кого-то из них заранее стоит провозглашать фаворитом во внутрикомандной борьбе. Букмекеры, правда, отдают предпочтение Хэмилтону...
Перспектива
Пожалуй, из всех серьёзных команд Макларен потенциально имеет самый стабильный состав. Баттон недавно подписал долгосрочный контракт, и теперь уж точно никто не определит, кто там первый пилот, а кто второй - гонщики будут выяснять отношения на трассе. Ну а Хэмилтон - "маклареновец" до мозга костей: куда ему уходить-то? В Ред Булл к Феттелю? У "Быков" есть своя программа подготовки пилотов, которая создана не только для того, чтобы заполнять вакансии в Торо Россо. В Феррари к Алонсо? Такое уже было и ничем хорошим не закончилось... Выгоду от разрыва британского дуэта могут получить лишь соперники, поэтому, думается, команда приложит все усилия для продления контракта с Льюисом, причём весомым аргументом должно быть предоставление ему конкурентоспособного болида.
А вот с этим снова могут возникнуть сложности. Пресловутая гонка в Сильверстоуне показала, что Макларен в условиях запрета на выдувные диффузоры теряет в скорости больше других, поэтому зима для инженеров из Уокинга будет как никогда жаркой. Отыгрывать отставание по ходу сезона Макларен умеет, но титулы обычно выигрывает тот, кто уже в марте имеет хороший болид...