Занятная арифметика
Коммерческий босс Формулы-1 Берни Экклстоун давно прославился своей любовью к смелым идеям. Совсем недавно он предложил искусственно создавать гонщикам дождевые условия, чтобы события на трассе стали более насыщенными, и выбрал для этого очень подходящий момент. Сейчас, когда начало очередного чемпионата мира пришлось отложить из-за волнений в Персидском заливе, Формула-1 не может позволить себе сойти с первых полос газет и журналов. Но, если идею с орошением трасс можно назвать такой себе шуткой или причудой, то, когда речь заходит о системе поощрения гонщиков и команд зачетными баллами, улыбка с лица Берни исчезает мгновенно.
Британца беспокоит то, что современные гонщики, пытаясь свести к минимуму риск столкновения, не слишком охотно идут в атаку на соперника. Даже тогда, когда дело касается победы, особенно в начале сезона, ведь впереди много гонок и несколько лишних очков погоды не сделают. К тому же, команда, учитывая корпоративные интересы своих спонсоров и финансовую составляющую, не будет рада разбитому автомобилю ни при каких обстоятельствах.
Логика в такой стратегии, конечно же, есть. Порой, синица в руках приносит ощутимо больше пользы, чем мнимый журавль в небесах, но, вместе с тем, теряется самая суть автоспорта. Он зародился для того, чтобы победа досталась не только самому умному, но и самому быстрому. В бескомпромиссной борьбе.
Что же делать в такой ситуации? У Экклстоуна есть однозначный ответ – устранить корень зла, вычеркнув из памяти все, что связано с начислением очков, и внедрить новую для автоспорта, Олимпийскую систему медалей. Другими словами, победитель гонки получает золото, второй призер – серебро, а финишировавший третьим – бронзу. Чемпион, в таком случае, будет определяться по наибольшему количеству золотых медалей. Соответственно, цена победы в каждой конкретной гонке возрастет в разы.
"Формула-1 - это вершина автоспорта, и титул должен доставаться лучшему гонщику. Чемпионом мира должен становиться не самый стабильный и надежный претендент, а тот, кто по-настоящему борется, рискует и не собирается довольствоваться вторым местом. Надо исключить ситуацию, при которой чемпионом может стать пилот, не выигравший ни одной гонки, а это вполне вероятно, если мы не изменим систему премирования", - говорил Экклстоун в 2008 году, уверяя, что, все команды, все пилоты и FIA поддерживают его идею.
Впрочем, Берни говорит подобные вещи часто, проталкивая ту или иную свою идею, однако на деле оказалось, что сторонников у медальной системы практически нет. FIA даже провела специальное исследование, чтобы выяснить, насколько Олимпийская система повлияла бы на историю Формулы-1, и вот какие это дало результаты.
Впрочем, Берни говорит подобные вещи часто, проталкивая ту или иную свою идею, однако на деле оказалось, что сторонников у медальной системы практически нет. FIA даже провела специальное исследование, чтобы выяснить, насколько Олимпийская система повлияла бы на историю Формулы-1, и вот какие это дало результаты.
В 37 из 61 чемпионата тройка призеров выглядела бы иначе. При этом в 13 случаях чемпионом мира стал бы другой гонщик. Обладателей титулов стало бы меньше, зато три гонщика из числа тех, кто по факту не удостоился такой чести, могли бы считать себя лучшими на планете. Это Стирлинг Мосс, Дидье Пирони и Фелипе Масса. Ален Прост стал бы 5-кратным чемпионом мира, Джим Кларк и Айртон Сенна – 4-кратными, Найджел Мэнселл – 3-кратным, Марио Андретти и Алан Джонс – двукратными, Ники Лауда, вместо трех выигранных чемпионатов, первенствовал бы в одном-единственном, а Нельсон Пике вообще не стал бы чемпионом мира.
Кстати, гонщики команды Brabham, в те времена, когда ею руководил Экклстоун, ни разу не становились бы обладателями титула, если бы система медалей существовала уже тогда. Это значит, что Формула-1 могла бы быть совсем другой, но с выводами спешить не стоит. Любой пересчет задним числом несет в себе массу условностей. Стал бы Ники Лауда покидать Ferrari за две гонки до окончания сезона 1977 года, если бы знал, что для завоевания титула ему нужно бороться за медали, а солидный запас очков не гарантирует ему чемпионство? Пропустил бы Нельсон Пике своего партнера Рикардо Патрезе в финальной гонке сезона 1983 года, зная, что для победы в чемпионате нужна золотая медаль, даже при условии, что Ален Прост сошел с дистанции? Осторожничал бы Льюис Хэмилтон в Бразилии 2008-го, понимая, что для завоевания титула недостаточно финишировать не ниже пятой позиции?
И еще. Ситуация 2008 года стала единственной аж с 1991-го, когда имя обладателя титула изменилось бы при медальной системе. Выходит, в идее Экклстоуна нет большого смысла, но, подумать только, британец едва не уничтожил одну из основных традиций автоспорта, зародившуюся сто лет назад. Уже тогда участникам автомобильных соревнований начисляли очки за те или иные достижения. С точки зрения современного болельщика, прежний подход к подсчетам выглядит немного необычно, но очень интересно, поэтому мы коротко пройдемся по основным эпохам.
Применительно к гонкам Гран При, систематизированный подсчет очков для определения чемпиона стартовал в 1925 году, когда на протяжении трех лет Международная ассоциация признанных автомобильных клубов (AIACR) проводила чемпионат мира среди автопроизводителей. В зачет первенства из 4-5 гонок шел результат лучшего автомобиля марки в каждом конкретном заезде, а победителем объявлялся тот производитель, который набрал меньше очков. Именно меньше, поскольку за триумф в гонке присуждалось одно очко, за второе место – два, за третье – три, остальные финишировавшие получали по четыре балла, не сумевшие добраться до клетчатого флага зарабатывали пять очков, а те, кто по каким-то причинам не смог выйти на старт – шесть.
В начале 1930-х AIACR решила проводить чемпионат Европы среди гонщиков. Принцип премирования остался таким же (1, 2 и 3 очка за 1, 2 и 3 места соответственно), за исключением тех, кто финишировал на четвертой позиции и ниже. Для них была разработана схема, согласно которой четыре очка получали гонщики, преодолевшие более 75% дистанции. Тот, кто продержался до середины гонки, зарабатывал пять баллов, шесть присуждалось за преодоление более четверти дистанции, семь очков получал гонщик, не сумевший проехать и 25%, а восемь – тот, кто подал заявку, но на старт не вышел.
По большому счету, все это имело малое отношение к тому, что мы сейчас называем Формулой-1, но, если пересчитать результаты чемпионата мира 2010 года по системе, действовавшей с 1931 по 1939 год, обладателем титула с 54 очками стал бы Фернандо Алонсо. У Феттеля было бы 56 баллов, а Уэббер, Хэмилтон и Баттон остались бы на тех же позициях – с третьей по пятую.
В 1950 году, когда под эгидой FIA начали проводиться чемпионаты мира в классе машин Формулы-1, система начисления очков приняла тот вид, который нам с Вами понять значительно легче, даже при том, что за 61 год она подвергалась множественным трансформациям. До 1959 года, например, зачетные баллы получали пятеро гонщиков по схеме 8-6-4-3-2. Еще одно очко полагалось за лучший круг в гонке, что нередко приводило к появлению в таблицах дробей, поскольку системы хронометража в те времена были далеко не так совершенны. Зачастую, время прохождения круга замерялось обычным механическим секундомером с точностью до секунды, и, когда в Гран При Великобритании 1954 года сразу семь гонщиков показали одинаковый результат, каждый из них получил по 0,14 очка.
Делились баллы и в тех случаях, когда за рулем одного автомобиля выступали несколько гонщиков, менявших друг друга прямо по ходу гонки. В 1960 году такая практика была поставлена вне закона, но дробные числа все равно не исчезли. Очки и сейчас делят пополам, когда гонку приходится остановить до того, как пилоты преодолели 75% дистанции. Последний пример такой ситуации – Гран При Малайзии 2009 года, а самый знаменитый – Гран При Монако 1984 года. Из-за сильного дождя дирекция гонки тогда решила дать отмашку клетчатым флагом после 31 из 76 кругов, за что лидировавший Ален Прост получил 4,5 очка вместо девяти, и по итогам сезона уступил чемпионский титул Ники Лауде с разницей в 0,5 балла.
С 1960 по 2002 год очками на финише награждались шесть гонщиков. Цена победы со временем выросла с 8 до 10 очков, однако и здесь все было не так просто. До 1990 года в зачет чемпионата мира шло определенное количество лучших результатов, иногда очень причудливым образом. Например, 4 из первых 7 гонок и 4 из следующих 8 (1979), или 11 лучших, вне зависимости от продолжительности чемпионата, как с 1981 по 1990 год.
Для наглядности попробуем еще раз пересчитать результаты сезона-2010 в соответствии со схемами прошлых лет. Скажем, 1959 и 1990 годов. В первом случае (8-6-4-3-2 плюс 1 очко за лучший круг, учитываются, по аналогии, 10 из 19 лучших результатов) чемпионом, как и по схеме 1930-х годов, стал бы Фернандо Алонсо с теми же двумя очками преимущества. Феттель и Уэббер имели бы на своем счету одинаковое количество баллов (по 67), но Себастьян был бы вторым за счет пяти побед против четырех у Марка. По схеме 1990 года у Феттеля и Алонсо счет был бы равным, но титул чемпиона достался бы Себастьяну за большее количество четвертых мест.
Но мы вернемся от теории к реалиям. Очередные изменения ждали Формулу-1 в 2003 году, когда назрела необходимость дать большему количеству команд зарабатывать очки. FIA расширила зачетную зону до 10 гонщиков и утвердила схему 10-8-6-5-4-3-2-1, а в 2010-м вступила в силу ныне действующая система 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Ее цель – повысить значимость не только победы, но и каждой отдельной позиции за счет большей разницы в вознаграждении.
Ничто не совершенно, и в современной системе начисления очков можно найти недостатки, но, кажется, она оправдывает ожидания и благотворно сказывается на интриге. Во всяком случае, до тех пор, пока в пелотоне есть минимум три команды, способные бороться за победы.
Такая вот занятная арифметика, после которой Берни Экклстоуну, чтобы попробовать еще раз убедить общественность в необходимости раздавать медали, придется запастись невероятно вескими аргументами.