Итоги сезона Формулы-1. Часть первая. События
10. Уход БМВ из Больших призов
Начнем с самого свежего, которое еще не успело серьезно повлиять на развитие событий в Ф1. За несколько гонок до конца сезона немецкий концерн заявил о том, что сворачивает свою формулическую программу. Причина проста – отсутствие достойных результатов. После постепенного восхождения к вершине в предыдущих сезонах, увенчавшегося первой победой для БМВ в исполнении Роберта Кубицы, мюнхенцы если чего и ожидали, то точно не шестого места в Кубке Конструкторов.
Что будет дальше? На данный момент судьба команды Марио Тайссена окончательно не решена, но, скорее всего, на старт она не выйдет. Для этого нужно согласие всех участников чемпионата, а как минимум одна – Уильямс – уже выразила свой протест. Впрочем, как минимум гонщиков это уже не касается.
9. Толпы новичков у входа
Начиналось все тихо-мирно – руководство автоспорта и Формулы-1 приняло решение увеличить количество команд в главной гоночной серии. Но количество вакансий было достаточно внушительным, как для современных Больших призов – целых три. Посему в борьбу за участие в Королевских гонках вступил добрый десяток потенциальных новичков. Дальше было интереснее. В контексте противостояния ФОТА и ФИА все неофитские заявки приобрели просто-таки стратегическое значение – поговаривали, что ими Мосли будет козырять в случае отказа действующих команд от участия в чемпионате-2010. Мол, у меня все равно есть кем вас заменить, так что не шибко тут…
Как известно, противостояние завершилось тихо-мирно, поэтому пришлось выбирать тройку. В принципе, неожиданным стал только вердикт относительно команды Дэвида Ричардса Продрайв – конюшня, которая вообще планировала дебютировать в 2008-м, не попадет даже в список-2010. Тройкой счастливчиков стали Манор, который быстренько переименовался в Виргин (по названию генерального спонсора, еще в Австралии шатавшегося в боксах Браун и красовавшегося в виде логотипа на бело-лимонных болидах ), первая американская команда Ф1 с логичным названием USF1 и Кампос.
А чуть позже из-за решения БМВ четвертым новичком стал Лотус – абсолютный однофамилец легендарной конюшни Колина Чепмэна. Кроме Лотуса, пытались сыграть на ностальгических чувствах еще одни неофиты, назвавшиеся Марчем. А самым уникальным проектом стала команда, которую пытались создать простые болельщики.
8. Запрет на тесты по ходу сезона
Это решение можно однозначно занести в список маразмов позднемослиевской ФИА. Напомним, что в сезоне-2009 изначально были запрещены тесты по ходу сезона вообще. Позже это решение трансформировалось в разрешение восьми однодневных тестов на прямых (или участках с постоянным радиусом).
Чего хотели добиться чиновники, неизвестно – зато известно, чего добились в итоге. А добились они исключительно слабых и неконкурентных новичков, которых по ходу сезона было достаточно много. И если Бадоер, Альгерсуари и Грожан даже при достаточном количестве тест-заездов навряд ли смогли претендовать бы на высокие места, то пример Физикеллы достаточно четко охарактеризовал ситуацию. Джанкарло после великолепной гонки в Спа за Форс Индию перешел в Феррари - и не добрался даже до очковой зоны.
Приятным исключением стал только сменщик Тимо Глока, японец Камуи Кобаяси, обе своих гонки проведя так, как будто бы он за рулем Тойоты провел как минимум два-три сезона в Ф1. Заслугой ему стали два очка в Абу-Даби – и таким образом именно Кобаяси, а не Накаджима, как ожидалось, принес Японии зачетные баллы в этом сезоне.
7.Индийский прорыв
Эта команда поначалу вызывала только снисходительные улыбки в пелотоне. Конюшня индийского бизнесмена Виджая Мальи стартовала, как и положено аутсайдеру – с полнейшего нуля. И это на моторах Мерседес, с которым Браун (имевший куда меньше времени на подгонку болида) с первой же гонки начал триумфальное шествие.
Но в Форс Индии занимались не коллекционированием общественного мнения, а доводили до ума болиды. И на Спа-Франкоршампе выстрелили. Да как – Джанкарло Физикелла завоевал уверенный поул, а затем ступил на вторую ступень подиума. Физико отстал от победителя Бельгии Райкконена менее чем на секунду, а пропустил его исключительно из-за наличия на болиде Феррари КЕРС.
Следующий этап, Гран-при Италии, тоже стал триумфальным для ФИ – Адриан Сутил завоевал место на первой линии стартового поля, а затем финишировал в полушаге от подиума, отстав от все того же Райкконена снова менее чем на секунду. Похоже, такая успешная вторая часть сезона-2009 подтолкнет индийские власти к быстрейшему вводу в эксплуатацию трассы для Гран-при Индии. А там, глядишь, и какой-нибудь местный пилот в кокпите окажется.
6.Провал Феррари, Макларена и БМВ Заубер
На старте сезона случилось невероятное – лидеры предыдущего чемпионата настолько сдали позиции, что временами не попадали даже во вторую квалификацию. Здесь наличествовали и технические проблемы, и человеческий фактор. Например, Масса на Гран-при Малайзии оказался в четвертой пятерке исключительно по вине гоночного инженера – который посчитал лишним выпускать Фелипе на трассу в конце первой части квалификации. Представить такие провалы в Феррари имени Шумахера просто невозможно…
Но, конечно же, главной проблемой и Скудерии, и Серебряных стрел, и БМВ стало то, что все они проморгали момент, когда надо было начинать строить болиды-2009. В общем-то это легко объясняется – борьба за чемпионство (Масса, Хэмилтон) и третье место (Кубица, Райкконен) настолько затянули команды, что разрываться на два фронта было невероятно сложно.
Вот и получилось в итоге, что свою настоящую силу Маки и Феррари начали демонстрировать только после экватора 2009-го, да и то во многом благодаря системе рекуперации, которую именно они пользовали до конца сезона. У БМВ же не получилось почти ничего – разве что Хайдфельд побил не самый интересный рекорд Шумахера, по количеству доездов до клетчатого флага.
5.Скандал вокруг аварии Пике
После Хунгароринга Рено расторгла контракт со вторым своим пилотом Нелсиньо Пике – и это послужило началом развития очень неприятного для французской команды скандала. Пике тут же письменно подтвердил то, о чем говорил еще в конце прошлого сезона – что авария, благодаря которой его партнер Фернандо Алонсо выиграл Сингапур-2008, была специально спланирована и подстроена.
Разборки между отцом Пике и французами быстро дошла до официальных органов – и результат оказался очень печальным для руководителя команды Рено Флавио Бриаторе. Тому пришлось уйти не только из конюшни, но и вообще из автоспорта (таково было решение ФИА). Пострадал также его помощник, а вот сам Нелсиньо, который прикрылся, во-первых, шантажом по поводу продления контракта, а во-вторых, стукачеством, вышел сухим из воды.
Впрочем, некоторые эксперты заявили, что вряд ли Пике найдет себе место в какой-нибудь команде Ф1 после такого. Разве что слухи о покупке БМВ Заубера его отцом окажутся правдой – вот там-то у Нельсона-младшего будет гарантированное место.
4.Уход Денниса и Бриаторе
В 2009-м Формулу-1 покинули два гиганта, два легендарных топ-менеджера, Флавио Бриаторе и Рон Деннис. Флав пострадал из-за подстроенной собственными руками аварией Пике в 2008-м – так что здесь, по большому счету, винить он может только самого себя. Винить то ли за саму идею аварии, то ли за глупость с досрочным расторжением контракта с Нелсиньо – неужто он не понимал, куда и с какими показаниями побежит бразилец на следующий день после ухода из Рено…
С Деннисом все сложнее. Формально он ушел сам, сосредоточившись на работе в Мерседес, но фактически этому послужил скандал на Гран-при Австралии, где Хэмилтон, сначала обогнав вылетевшего с трассы под желтыми флагами Трулли, пропустил итальянца по команде из боксов, а затем солгал об этом стюардам. В результате разбирательства сам афробританец был дисквалифицирован на ту гонку, из Макларена был уволен спортивный директор Дэйв Райан (работавший в команде с 1974-го года), а Деннис "ушел сам". Ушел, как говорят злые языки, по настоятельной просьбе Мосли, которому такие гиганты в подвластной ему Формуле-1 были не нужны.
3.Авария Массы и "возвращение" Шумахера
На квалификации Гран-при Венгрии были опровергнуты и сброшены в тартарары все те нововведения, которыми была полна Формула-1 после Имолы-94. Полтора десятилетия Ф1 совершенствовалась в первую очередь в области безопасности, частенько игнорируя сугубо гоночные моменты, из-за чего Ф1 стала скучнее и менее интересной, чем в 80-х. И вот отлетевшая от болида Баррикелло 800-грамовая пружина перечеркнула все эти старания.
Как оказалось, вся титаническая работа по обеспечению безопасности гонщиков не может исключить элемент случайности, как это произошло в Формуле-2 с Генри Сертизом, а чуть позже и с Массой. Спас Фелипе от смерти только прочный шлем – иначе железяка просто пробила бы бразильцу голову.
Масса так и не появился в кокпите болида Феррари до конца сезона – и это послужило еще одним шикарным поводом для разговоров. Ведь его место грозился занять сам Михаэль Шумахер. Несколько дней мир автоспорта жил этой мечтой, обсуждались даже вероятные места на финише той или иной гонки, Скудерия даже спрашивала у коллег разрешения на внеплановые тесты для семикратного чемпиона, но… Но травма, полученная Шуми, при падении с мотоцикла, не позволила тому подготовиться к старту в Ф1. А, может, это была всего лишь уловка, и Красный Барон собирался только разогреть публику, напомним о своем существовании, кто знает…
2. Регламентные войны
Скандальным получился этот сезон, что и говорить. Для начала ФИА решила уже перед самым стартом кардинально изменить систему определения чемпиона среди пилотов – не по количеству очков, а по количеству побед. Слава Богу, это решение не прошло, было отложено на 2010-й, но и там пока что на "птичьих правах". А то ведь Баттону в этом сезоне можно было бы праздновать победу уже к середине сезона.
О запретах на тесты и последствиях этого решения мы уже говорили. Далее, уже в начале сезона, большинство команд возмутили диффузоры невиданной конфигурации на болидах Тойоты, Уильямса и Брауна. Четверка конюшен даже подала протест с целью запрета этого элемента аэродинамики – хотя в итоге проиграла.
Но это были только частности. "Целое" наступило позже, перед подачей заявки на сезон-2010. Команды – участники ФОТА отказались заявляться из-за нового регламента, фактически разделявшего чемпионат на две части. Напомним, что ФИА собралась вводить ограничение бюджетов команд (для некоторых это означало урезание сметы чуть ли не в 10 раз). Тем, кто согласится на такой шаг, был обещан полнейший карт-бланш в технической стороне вопроса, а вот несогласных загоняли в строжайшие регламентные рамки. В общем, при таком развитии событий Формула-1 грозила превратиться в два параллельных чемпионата – настолько отличались бы скорости "урезанных" и "протестных" команд.
И чуть было таки не превратилась – но не из-за технорм, а потому что команды ФОТА собрались создавать свой альтернативный чемпионат. Разговоры дошли даже до календаря-2010 новой гоночной серии. Вот тут-то Мосли и пошел на попятную. Формула-1 была сохранена, но ситуация с ограничением бюджетов до конца не решена. Сейчас никто, даже новый президент мировой федерации автоспорта Жан Тодт, не может сказать, по каким правилам будут гоняться в Ф1 в 2010-м.
1.Хонда-Браун
Команда, бюджет которой был сравним с Феррари, а то и превышал оный, команда, которая за свою историю как отдельной команды (а не поставщика моторов) выиграла всего одну гонку, команда, которая предыдущий сезон завершила на предпоследнем месте в Кубке конструкторов – Хонда решила покинуть мир Формулы-1 зимой 2008/09-го. Это почти автоматически означало, что в чемпионате станет на одну конюшню меньше. Глава гоночной команды Росс Браун принялся в лихорадочном темпе искать выход из положения. И нашел.
Он сам стал владельцем команды, которую назвал своей фамилией – Браун GP. Чуть ли не в самый последний момент, в экстренном порядке и с разрешения всех команд у него появились моторы Мерседес, а также несколько спонсоров. И вот этот новичек, который за месяц до старта сезона не был уверен в своем существовании, выиграл и чемпионат пилотов, и Кубок Конструкторов.
Такого в истории Формулы-1 не было никогда. Один из подобный трюк наполовину (Кубок Конструкторов) удался Вольфу, а вот чтобы выиграть в первый сезон все… И в этом главная заслуга, разумеется, Росса Брауна. Талантливый конструктор, создававший чемпионские болиды для Михаэля Шумахера в Бенеттоне и Феррари, ушел в Хонду – и там в итоге, пусть и после ее смерти, выдал самое настоящее чудо.
Которое, если разобраться, вовсе даже и не чудо, а мастерство, опыт и чуточку хитрости. Ведь Браун, по большому счету, воспользовался некоторыми разночтениями в регламенте (например, касаемо все теж же диффузоров). Разночтениями, которые он самолично предлагал устранить еще в 2008-м. "Иначе в следующем сезоне вы за моими болидами не угонитесь". Догадываетесь, как отреагировали на такие слова в Формуле-1? Вот именно. Но уже после предсезонных тестов и уж тем более после Гран-при Австралии всему остальному пелотону было не до смеха.
Как сложится судьба новой команды, ставшей продолжательницей истории Хонды (а перед ней были БАР и Тиррелл), сейчас не скажет никто, даже сам Браун. Но несомненно одно – самым ярким событием 2009-го года, а, возможно, и последних, постшумахеровских лет стал именно неожиданный и успешный взлет команды под названием Браун GP.
Владимир Мыленко, iSport.ua