Александр Салюк: "В Ялте не всегда можно ехать так быстро, как хочется"
До старта Ралли Ялта осталось совсем немного. К сожалению, там не будет выступать самый сильный представитель Украины - месяц назад Александр Салюк-мл. сломал ключицу и за такой короткий срок не успел восстановиться после травмы. Но пилот Mentos Ascania Racing сейчас находится вместе с командой, помогая ей подготовится к гонке. Александр рассказал нам о своей текущей работе и о необычных переживаниях.
- Что сейчас происходит на тестах?
- Мы уделяем главное внимание настройкам подвески для автомобиля Валерия Горбаня - ищем оптимальные углы развала и схождения, меняем дорожный просвет. Во время тестовых заездов наш пилот описывает свои ощущения и пожелания, а мы стараемся их воплотить в настройках автомобиля. Вся суть тестов - это сделать так, чтобы пилоту было комфортно управлять автомобилем.
- А в чем заключается именно твоя роль?
- Я занимаюсь тем, что передаю своей команде свои технические знания.
- Переживаешь за своих в преддверии старта?
- Быть зрителем всегда сложнее. Даже не могу сказать точно, почему... Но когда ты пилот - то, конечно, есть волнение. Но, как только ты стартовал, в кровь чуть капнуло адреналина, и от волнения уже не осталось и следа! А когда ты стоишь на обочине, адреналина взять негде, поэтому волнуешься все время. Это оказалось непросто!
- В IRC часто случается так, что местные пилоты получают шанс на высокие места. Почему даже именитым гонщикам иногда сложно опередить звезд местного масштаба??
- У местных существует единственное преимущество – это знание трассы. Конечно, на память всю дистанцию никто не знает, но знание трассы подразумевает знакомство со спецификой дороги: где лучше асфальт, где он поврежден, где есть сложные места. И, ко всему прочему, те связки, которые могут быть опасными, ты уже несколько раз проехал и прочувствовал на себе – и этот опыт и есть твоим преимуществом.
Есть также и психологический комфорт, это немаловажно. Но, где бы ни ехал экипаж, около 95% дистанции он едет по стенограмме. То самое знание трассы, о котором мы говорим, может занимать значительно меньшую часть успеха. Другое дело, что именно эти несколько процентов в какой-то ситуации могут оказаться решающими, при равных условиях. Ведь все быстрые спортсмены ездят примерно одинаково, и преимущество может складываться из меньшего количества ошибок.
- Как изменилось состояние трассы в этом году?
- По самим спецучасткам ездить мы не имеем права, конечно, но общее качество дороги осталось примерно прежним, насколько можно оценить "издалека". В целом ялтинский асфальт очень скользкий, в чем уже успел убедиться один из экипажей Proton. Капнул дождик, казалось бы, асфальт еще не мокрый, а уже стал чрезвычайно скользким. Если только вмешается погода, то гонка будет очень непредсказуемой - вряд ли где-то в Европе можно найти подобный асфальт.
- Какие факторы ялтинской трассы могут помочь нашим представителям в борьбе за высокие места? Если ли нюансы, о которых вслух говорить не хочется?
- Помочь… Могут помешать некоторые факторы. Главный из них – это коварный скользкий асфальт. Казалось бы, он должен держать везде, но есть такие места, где при всей видимой надежности покрытия оно ведет себя так, что ты превращаешься в пассажира. Несмотря на то, что ты управляешь рулем и педалями…
- Вы тренируетесь вместе с Proton?
- Разделяем один тестовый участок. Общаемся мало, поскольку возникает языковый барьер, но все очень дружелюбно настроены.
?- За команду Proton поедет Ваш отец. Обращался он или же кто-то из представителей этой команды за советом? Может Вы сами вызвались давать подсказки??
- Да, ребята обращались. Мы обсуждали разные нюансы трассы, ведь нет каких-то военных секретов – мы все спортсмены. Так что всегда, и не только здесь в Ялте, если ко мне приходит любой гонщик с вопросом, я как смогу полно и понятно отвечу.
- Какие чувства Вы испытали, когда узнали, что Александр Салюк-ст. вновь сядет за руль?
- Самые лучшие. Я горд, рад, счастлив! Целый букет эмоций. Мы снова на одной трассе, снова соперники и коллеги по гонке. Если с кем я и хотел бы встретиться на гонке, так это с моим отцом.
- Чего ты ждешь от своей команды?
- Хочу, чтобы Валерий Горбань выиграл эту гонку, и жду от него этого. Здесь не всегда получается, чтобы можно было безопасно ехать так быстро, как хочется. Но я знаю, что Валера - очень опытный и умный пилот, потому у нас нет нужды проводить какие-то тактические совещания перед стартом. Я знаю, что на гонке он все сделает правильно.
iSport.ua благодарит пресс-службу Mentos Ascania Racing за помощь в организации интервью.