ЭКСКЛЮЗИВ. Алексей Беседин: "Все хотят быть первыми!" Часть 2
В первой части интервью Алексей Беседин поведал о ходе подготовки команды к сезону и о планах команды. В этом году харьковская команда сильно изменится - они начнут выступления в самом высоком классе. Конечно же, большие надежды связанны с Ялтой, где в начале лета пройдет самое важное событие автоспортивной Украины. Во второй части интервью директор харьковской команды поведал о других аспектах гонок: раллийная жизнь и подготовка молодых пилотов.
"Автоспорт – это не деньги, а очень большие деньги"
- Как обстоит работы с проведением в Харькове этапа Кубка Украины по ралли, о возможности которого вы говорили в конце прошлого сезона?
- Тут я не готов что-либо сказать. Для того же этапа Чемпионата нужна как минимум определенная дистанция, а Харьковская область настолько густонаселенная, что мы можем попросту не найти такой длинной дистанции… Для Кубка же ищем – те же участки, на которых мы сейчас тренируемся. Все равно это не вопрос одного дня, что «вот мы проводим!». Это надо заявить, чтобы его провести, надо найти деньги, надо найти людей, сформировать для этого команду – работа в этом направлении не останавливается, но пока мы больше заняты более насущными заданиями. Участие в Чемпионате по ралли, проведение этапа Чемпионата по автомобильному кроссу на трассе в Черкасской Лозовой, который мы организовываем вот уже пятнадцать лет…
- А можете ли сравнить уровень нынешнего Чемпионата Украины по ралли с теми первенствами, где команда раньше выступала: кольцо, горные гонки, кросс?
- Я бы сказал, что нравится. Много профессионалов, все гораздо сложнее и интереснее. Хотя хотелось бы большего, честно говоря. Потому что та же Ялта – мне она очень нравится, я сам там работал и в 2005 году, когда она там была впервые, и в прошлом году. Это действительно очень большое мероприятие, очень масштабное, и всему Чемпионату надо равняться на Ялту. И даже не в концертах и фейерверках, хотя и это важно и нужно, а в той масштабности и судейства, и хронометража, и техники, и мониторинга. Было бы здорово, если бы это все перенеслось и на другие этапы Чемпионата! Потому что все-таки по ним в прошлом году было немало вопросов…
- Зрительский интерес тоже должен быть ко всему Чемпионату, как к Ялте?
- Конечно. Потому что то, что делает Червоненко со своей командой, со всеми его медипланами, с его рекламой, это правильно, это здорово! Потому что это привлекает внимание, это всем известная уже сегодня гонка – и это необходимо делать и на местах. А сейчас, к сожаленью, очень трудные времена для автоспорта в этом вопросе. Ведь автоспорт – это не деньги, а очень большие деньги, сумасшедшие даже. Без них автоспорт – это попросту дворовые гонки. Потому надо стремиться к Ялте, которая в этом году как никогда презентабельна с IRC, с Кубком Европы, с Чемпионатом Украины – это позволит привлекать внимание, финансы. А вот кто профинансирует все остальные этапы?..
- А как пережила команда прогресс командный, как прошел чисто с бытовой точки зрения переход в ралли?
- Вы знаете, тяжеловато. Автодром "Чайка" был просто домом отдыха! Приехали, покатались, протерли машину, закатили ее на погрузчик, уехали. А в ралли все иначе… Я могу сказать, что в прошлом году впервые за несколько лет было так, что пару ночей мы вообще не ложились спать! Просто не было возможности: переезды, надо было чинить автомобиль, что-то доставать, куда-то его ставить, стартовать… Процесс тяжелее на порядок, а то и на два. И еще огорчает, расстраивает, я бы сказал, так это то, что нету контакта с гонщиками, с экипажем. Если на кольце все было видно, то тут мы можем получать только сухие цифры, стоя у экрана компьютера, на котором ведется мониторинг гонки. Тут тяжелее психологически, эмоциональная нагрузка, нельзя экипаж отслеживать глазами…
- Как вас встретили в ралли? Все-таки когда в кольцо переходили, было предвзятое отношение, что кроссовики-выскочки куда-то сунулись…
- Да, было такое в кольце – чуть ли не то, что деревня на тракторе приехала выступать… И когда же мы выиграли все, что только могли, то отношение в ралли, когда мы пришли, было совсем иное. Отношение как к очень серьезным людям. Это радует. Мы, конечно, со всеми стараемся дружить, со всеми в хороших отношениях, но к нам сразу благожелательно отнеслись. Потому тут мы в этом отношении всем довольны, в ралли хорошая психологическая обстановка.
"Вернись мы на три года назад и проживи их без кризиса…"
- Планируете ли вы в этом году выезжать куда-то заграницу? Все-таки в прошлом у вас были подобные старты – в том же кольце.
- Сложный вопрос. Тут, как часто бывает, все в финансовой плоскости. Понятное дело, что мы бы с удовольствием съездили б куда-нибудь на кольцо в Россию, на ралли с имеющимися уже машинами в Болгарию, в Прибалтику или в Польшу. Этот вопрос стоит, будем надеяться, что в этом году получится куда-то выехать, чтобы померяться силами не только в нашем украинском котле. Хотя, к слову сказать, у нас в стране сейчас очень сильные пилоты – те же ребята из "Аскании", которые на мировом чемпионате сразу стали показывать отменные, можно сказать фантастически результаты, подтверждают это.
- А вы сами занимаетесь воспитанием новых спортсменов?
- Конечно, занимаемся. Тот же Антон Кузьменко – он появился только в прошлом году. Да и так посмотреть на нашу историю. "АВЭК Моторспорт", тогда еще в кроссе, сколько чемпионов дал – и Дусь, и Кудрявцев, не говоря про Колю Чмыха и Стаса Беседина, который был вице-чемпионом! Это люди, которых воспитала наша команда. А на счету "ХАДО Моторспорт" к тому же Тарас Кравченко, Роман Водорез и Кирилл Чмых, который уже в 14 лет сел за руль кроссового автомобиля, а потом в кольце сразу стал на первых ролях, его пригласили в другую команду, где он ехал и международные, мировые первенства. Потому команда постоянно прогрессирует – как в технике, так и в людских ресурсах.
- Организация любительских соревнований – это тоже попытка найти таланты?
- Тут много факторов. Это и дань тому, что я не только руководитель команды "ХАДО Моторспорт", но и президент автомобильного клуба "Харьков". Потому я отдаю немало сил, чтобы автомобильный спорт развивался. Это ж хорошее увлечение, достойное – бензин в крови. Тут и физическая подготовка, и мозговые, так сказать, усилия. Мы когда-то шутили, когда я еще сам выступал в гонках за команду ХАДИ, что ралли – это не шахматы, тут думать надо! Потому любительские соревнования – это в первую очередь праздник, подарок Харькову. Хотя, конечно, чуть ли не каждый год кто-то из таких любительских гонок приходит в большой спорт! Например, в этом году на бывшей машине Стаса в ралли будет стартовать Сергей Костюков, который как раз пришел из любителей. Потому в конечном итоге мы все, наша команда, я, Чмых-старший, компания "М-Спорт", боремся за увеличение числа людей в этом всем процессе.
- Процесс оправдывает ожидания?
- В целом да. Все-таки до всех революционных дел 1991 года все было намного лучше, а потом был просто провал, все слабо тлело примерно до 2000 года, когда началось какое-то движение, какое-то развитие. А теперь как все стало: повышается уровень техники, повышается количество боевых машин, в том числе импортных с хорошей профессиональной подготовкой – прогресс идет! Хотя, надо отметить, он все равно соответствует экономической обстановке – вернись мы на три года назад и проживи их без кризиса, сейчас бы все было иначе, лучше, у нас бы таких машин уже в два раза больше бы было…
iSport.ua благодарит пресс-службу команды "ХАДО Моторспорт" за помощь в организации интервью.